Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Избирательное право в США



2015-12-07 1585 Обсуждений (0)
Избирательное право в США 0.00 из 5.00 0 оценок




Выборы, отзыв депутатов, народная законодательная инициатива, референдум регулируются конституцией США и федеральным законодательством только частично (выборы) или вообще не регулируются.

В США выборы регламентируются в основном законодательством штатов, поскольку конституция передает данные вопросы на усмотрение штатов (разд. 2 ст. I). Однако, во-первых, вопросы избрания конгресса и президента изначально регулировались конститу­цией США, а во-вторых, федерация неоднократно вмешивалась в реше­ние вопросов выборов, особенно в отношении активного избирательного права (поправки, предоставившие избирательные права независимо от расы и национальности, а также женщинам, отменившие «избиратель­ный налог», снизившие избирательный возраст до 18 лет). Были приняты федеральные законы, снизившие ценз оседлости на федеральных выбоpax (1970 г.), отменившие ценз грамотности (1975 г.), установившие допустимые размеры пожертвований для поддержки кандидатов (1974г.).

В федеральном конституционном законодательстве США не фикси­руются принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для президентских выбо­ров и от 1 до 30 дней — для других, что устанавливается законодательст­вом каждого штата), равными, и приняты законы (1972 г.) и решения Верховного суда (1964 и 1969 гг. и др.) о необходимом равенстве избирательных округов. Во все предста­вительные органы выборы прямые (в сенат — с 1913 г.), но президент и вице-президент США избираются путем косвенных выборов (выборщи­ками). На выборах применяется тайное голосование.

Центрального органа по проведению выборов в США не существует, Федеральная избирательная комиссия организацией выборов не занима­ется, она в основном наблюдает за исполнением тех законов о федераль­ных выборах, которые приняты конгрессом. Подсчет голосов по выборам президента и вице-президента проводят служащие в Вашингтоне. Он имеет, по существу, формальный характер, так как уже при избрании выборщиков и определении партийной принадлежности их большинства видно, кто будет президентом и вице-президентом. На выборах в кон­гресс либо комиссии, либо должностные лица в каждом штате определяют победителей по избирательным окру­гам. В целом в штате организацией выборов также ведает либо секре­тарь штата, либо избирательная комиссия, создаваемая из представите­лей партий, выдвинувших кандидатов. Избирательные округа в палату представителей одномандатные, в сенат — двухмандатные (от каждого штата избираются два сенатора, обычно выдвинутые той или иной пар­тией). Для выборов президента и вице-президента вся страна составляет единый национальный (федеральный) избирательный округ. В большин­стве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей умалишенные и осужденные к лишению свободы.

Для кандидатов в парламент, на высшие федеральные должности кроме обладания полнотой политических и гражданских прав устанавли­ваются дополнительные условия: повышенный возраст (например, для президента — не менее 35 лет), срок пребывания в гражданстве США (для сенатора — 9 лет, для кандидата на должность президента — 14 лет), проживание в штате, от которого лицо избирается (это относит­ся к членам конгресса). Существует и норма обычного права, согласно которой кандидат в парламент должен проживать в том округе, от кото­рого баллотируется.

Кандидаты в представительные органы или на какую-либо должность в государственном аппарат выдвигаются различным образом: на партийных съездах (конвен­тах), общими собраниями партийных фракций в конгрессе, на так назы­ваемых праймериз — первичных выборах, где избиратели, считающие себя членами той или иной партии, путем голосования определяют кан­дидата в кандидаты. Лицо, получившее большинство голосов, будет затем официально предложено в качестве кандидата.

Победитель определяется в США на основе мажоритарной системы относительного большинства (президент и вице-президент — на основе абсолютного большинства). Какого-либо обязательного процента явки избирателей для голосования не существует, выборы признаются состо­явшимися при любом числе голосующих (в парламентских выборах обычно участвует менее половины избирателей, в президентских — иногда более половины).

Федеральные выборы, проводимые раз в четыре года одновременно для избрания президента и вице-президента, а также членов конгресса, называются генеральными, а выборы раз в два года, когда избираются только члены палаты представителей и часть сената, — промежуточ­ными.

Отзыв избранных депутатов предусмотрен только в отдельных шта­тах. Отозваны могут быть члены муниципальных представительных орга­нов и некоторые должностные лица. Народная законодательная инициа­тива используется в единичных штатах, и то очень редко, референдумы же проводятся в штатах и на муниципальном уровне чаще.


 

 

Конгресс США

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одно­мандатным округам. Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть — на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необхо­димы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентария­ми, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избира­телями. Их депутатский иммунитет ограничен: они пользуются неприкосновенностью лишь во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нару­шение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот пери­од. Депутаты пользуются индемнитетом, не несут ответственности за речи и голосование в парламенте.

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Засе­даниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является предста­вителем партии большинства), в сенате председательствует вице-прези­дент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер пользуется большими полномочия­ми: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комис­сии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом па­латы; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д., но голосует лишь при равенстве голосов, тогда его голос решаю­щий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет, обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования. Конгресс создает из своих членов различные комитеты: как отдельные, так и совместные комитеты обеих палат.

В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинст­ва и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Особенно велика роль лидера фракции большинства. Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законо­проекта).

Полномочия конгресса. У конгресса есть общие полномочия, кото­рые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует меж­дународные договоры.

К числу общих полномочий конгрес­са относятся полномочия: финансовые (установление и взимание нало­гов, пошлин, сборов, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротст­ва, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов); в области обороны (обеспечение оборо­ны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); в области охраны общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей). В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды.

Конституция устанавливает для конгресса и ряд запретов: запрещает­ся выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой, приостанавливать действие правил хабеас корпус в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

Деятельность конгресса. Конгресс работает в сессионном поряд­ке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычно 7—8 месяцев (с перерывами). Во время сессии проводятся пленарные заседания, рабо­тают комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты по общест­венно значимым вопросам внешней и внутренней политики.

Главной формой деятельности конгресса является законодательст­во. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат (отсюда двойное название некото­рых законов — по фамилиям лиц, вносивших законопроект, например закон Тафта — Хартли). Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента нередко вносят законо­проекты по поручениям исполнительной власти.

Законы принимаются в трех чтениях. Обыкновенные законы принимаются про­стым большинством состава обеих палат. Для принятия конституцион­ных законов (в США это только поправки к конституции) требуются особые условия. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет. Текст законопроек­та, согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым.

 


Президент США

Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников прези­дента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совета тельный орган. Это не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответст­вующих полномочий президентом. В кабинете президента вопросы решаются не голосованием, решения принимает президент. Бывали случаи, когда все министры вы­сказывались против предложения президента, но он принимал свое решение.

Под руководством президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц (один только сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных назначений).

Выборы президента. Президент избираются косвенным путем — выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз (это автоматически распространяется и на вице-президента, посколь­ку, как уже говорилось, они баллотируются в паре от той или иной партии). Правда, Ф.Рузвельт был избран президентом трижды, но такая поправка к конституции, введенная специально для него, затем была отменена.

В первых числах ноября (в первый вторник после первого понедель­ника) високосного года (раз в четыре года) избиратели голосуют за вы­борщиков от своего штата, представляющих ту или иную партию (в том числе за выборщиков от независимого кандидата). В каждом штате долж­но быть избрано такое число выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов, избираемых от данного штата. Три выборщика избираются также от округа Колумбия (всего выборщи­ков 538 человек). Каждый штат составляет один избирательный округ. После того как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру президента. Формально выборщик вправе голосовать за любую канди­датуру, но фактически его голосование предопределяет партийная при­надлежность: выборщик. Поэтому, когда становится известно количество выборщиков от той или иной партии, считается, что выборы президента уже фактически состоялись. Но юридически выборщики еще должны проголо­совать, и они делают это в столицах своих штатов.

Президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства (50% + 1 голос). Для победы надо набрать 270 голосов.

Полномочия президента. В общем виде конституция устанавливает что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Также президент пред­ставляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры (некоторые из них называ­ются исполнительными соглашениями и потому не подлежат ратифика­ции сенатом, хотя должны представляться в обе палаты конгресса); он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией (милицией штатов).

Президент обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагатель­ного вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов при­сутствующих парламентариев в каждой), причем, по разным подсчетам, на практике преодолевается значительное меньшинство всех вето пре­зидента.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федераль­ных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Обычно сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для на­значения других должностных лиц такого согласия не требуется. Прези­дент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответ­ственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, пред­ставляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право поми­лования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий пре­зидент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

 



2015-12-07 1585 Обсуждений (0)
Избирательное право в США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Избирательное право в США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)