Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешняя история христианских общин 6 страница



2015-12-07 429 Обсуждений (0)
Внешняя история христианских общин 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




25. Что такое христологические споры, и как они отразились в Никео-Цареградском Символе веры? Что такое Символ веры?

С завершением Второго Вселенского собора оканчиваются арианские смуты, беспокоившие Церковь около двух веков. Однако новый пятый век принес и новые споры, которые волновали церковное сознание более трех столетий. Эти споры назовут потом христологическими, т.к. их предметом был Богочеловек Иисус Христос.

Некоторым богословам казалось нелогичным учение Церкви об образе соединения в Иисусе Христе божественной и человеческой природы. Они не понимали, как неограниченная природа Бога и ограниченная природа человека могут существовать в одном Лице Богочеловека. Желая дать этому учению разумное и понятное объяснение, они отошли от истинного учения Церкви.

Первыми, кто стал сомневаться в церковном учении, были два епископа Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуетский. Они учили, что Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог был соединен только нравственно и обитал в Нем, как в храме. Поэтому они называли Иисуса Христа богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву Марию - Христородицей, а не Богородицей. Их ученик Несторий, ставший к тому времени Константинопольским патриархом, решил сделать это учение достоянием всей Церкви.

Главным защитником православного взгляда о Богочеловечестве Христа стал епископ Александрийский Кирилл. Благодаря ярким и запоминающимся посланиям ему удалось убедить императора Феодосия созвать в 431 году III Вселенский Собор. На нем около трехсот епископов отвергли учение Нестория и определили, что Господь Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, а Пресвятую Деву Марию достойно и праведно именовать Богородицей.

Император не захотел утверждать решения Собора, так как они были направлены против его друга Нестория. Более того, он повелел всех активных деятелей собора взять под стражу. После таких решительных действий пришли в волнение константинопольские монастыри. Знаменитый в то время подвижник преподобный авва Далматий собрал иноков столичных монастырей и при многочисленном стечении народа, с пением псалмов, с горящими светильниками, отправился ко дворцу императора. Он просил у Феодосия освободить православных епископов из заключения и утвердить определения Вселенского собора.

Появление аввы Далматия, всеми уважаемого старца, который 48 лет не выходил из своего монастыря, произвело сильное впечатление на императора, и он согласился с решениями Собора.

Самым яростным противником Нестория среди столичного монашества был Евтихий, монах одного из константинопольских монастырей. Опровергая Нестория, он впал в противоположную крайность. Евтихий стал учить, что в Иисусе Христе человечество было поглощено Божеством и потому в Нем следует признавать только одну Божественную природу. Это учение известно в церковной истории под именем монофизитства (от греческого «монос» - один и «фисис» - природа).

В 451 году, через двадцать лет после третьего Вселенского собора, православные святители вновь собрались, чтобы разобрать взгляды Евтихия и опровергнуть другую (монофизитскую) крайность в понимании природы Богочеловека. Это был самый многочисленный церковный собор. В его заседаниях участвовали более шестисот епископов. Они отвергли учение Евтихия и его единомышленников, а также сформулировали православное вероучение, чуждое крайностей несторианства и монофизитства. Оно состоит в понимании личности Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека, в Котором Божество и человечество соединяются неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно.

Собор закончил свою работу, однако волнения в Церкви не прекратились. Большинство сторонников Евтихия не желали принимать соборного постановления, считая его возвратом к несторианству. В результате продолжавшихся споров на христианском Востоке родились и до наших дней существуют крупные национальные Церкви, находящиеся в разделении с Церковью Православной.

Коренные жители Египта, известные под именем коптов, образовали коптскую монофизитскую Церковь. Вместе с ними уклонились в монофизитство абиссинцы (эфиопы).

Армянская Церковь также не приняла постановлений IV Вселенского собора, но скорее по недоразумению, чем из-за приверженности монофизитству. Армянские епископы не смогли присутствовать на четвертом Вселенском соборе. В это время их страна была захвачена персами. В плену был замучен армянский патриарх. Между тем в Армению приходили монофизиты и распространяли слух, что на IV Соборе восстановлено несторианство. Эти недоумения усиливались благодаря преследованию императорскими властями тех, кто не желал отречься от монофизитства. Монофизитские беженцы спасались в Армении. В результате этих событий на соборе армянских епископов в 491 году были отвергнуты постановления IV Вселенского Собора. С этого времени Армянская Церковь отпала от союза с Церковью Вселенской.

В ходе истории возникли различные христианские конфессии: православные, католики и протестанты разных деноминаций. Они по-разному смотрят на некоторые таинства служения Иисуса Христа и апостолов. Мы принимаем за основу вероисповедание, провозглашенное первым Вселенским собором Церкви в Никее в 325 году, а также вторым Вселенским собором в Константинополе (Царьграде) в 381 году, которое известно как «Никео-Цареградский Символ веры». Вот его формулировка:

«Верую в единого Бога, Всемогущего Отца, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу и через Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и ради нашего спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же Царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

И в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую единое Крещение в оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

26. Какие патриархаты существовали в эпоху первых Вселенских соборов, почему именно эти, какие из них были главенствующими и почему, какую роль играл каждый из них в экономике и политике?

27. Почему возникали церковные расколы и ереси, как это отражалось на политике и экономике?

28. В чем смысл религиозной политики Феодосия I Великого, и чем она отличается от религиозной политики Константина I Великого?

Феодо́сий I Вели́кий (Фла́вий Феодо́сий, лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus, греч. Θεοδόσιος Α΄, Θεοδόσιος ο Μέγας, 346—395 гг.) — последний император единой Римской империи.

В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году стал править всейРимской империей единолично. После его смерти в 395 империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулухристианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года перестали проводиться Олимпийские игры. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы, за что он удостоился от христианских писателей эпитета Великий.

Феодосий порвал с установленной императором Константином религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи [К 8]. При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.

Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 17 (30) января.

Христианство как государственная религия[править | править вики-текст]

Феодосий происходил из христианской семьи, но по словам Сократа Схоластика был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году.[18]

27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт de fide catholica («о католической вере»). Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе.»[19]

Через год в январе 381 года был выпущен новый эдикт с уточнением фессалоникского постановления.[20] Победа "никейцев" была закреплена идеологически на Константинопольском соборе (Втором Вселенском) в июле 381 года, а затем поддержана административно запретом возглавлять церкви епископам неникейского исповедания.[21]

Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населенных пунктах.[22] Репрессии направлялись в основном против некоторых представителей клира еретических течений. В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе,[23] но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.[24]

Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической. Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века.

Борьба с язычеством[править | править вики-текст]

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий — уничтожил [их]…»[25]

В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:

«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом.»[26]

В 392 христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание математики,[К 9] хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.[27]

В 393 году[К 10] в последний раз отмечались Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков. В литературе иногда связывают прекращение игр с указом Феодосия, но последний его известный эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал состязания вообще (Сократ Схоластик заметил, что Феодосий скончался в день, когда проводились конские бега), но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.

Укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.

Фактически практика язычества продолжалась внутри отдельных семей или в глухих углах империи; празднества языческих культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Нехристианские авторы той эпохи связывали с отменой жертвоприношений и других языческих церемоний последовавший вскоре упадок Римской империи.

29. Что такое симфония священства и царства в Византии, почему возникла такая идея, в чем она проявлялась, когда и кем была сформулирована?

Христианское учение развивалось по-разному на Западе и на Востоке, в Византии. Важным отличием общественного строя Византии от других стран Европы было сохранение централизованного государства и монархической формы правления. В ранний период Византия выступала как законная наследница великой Римской империи и претендовала на главенство во всем цивилизованном мире. Власть византийского императора юридически была неограниченной, однако фактически его действия зависели от многочисленных группировок и Сената (Синклита). Кроме того, отсутствие права наследования императорской власти открывало путь к узурпации и делало престол шатким.

В ранней Византии постепенно формируется одна из фундаментальных идей средневековой идеологии – союз христианской Церкви и христианской империи во главе с правоверным императором-христианином. Наивысшего расцвета Византия достигла при императоре Юстиниане I (527–565 гг.). Выходец из Македонии, Флавий Юстиниан наследовал престол своего дяди Юстина I после его смерти. Своим возвышением Юстиниан был обязан именно дяде Юстину, который, сам оставаясь малограмотным, понимал значение высокой культуры и позаботился дать племяннику хорошее образование, и уже к моменту воцарения Юстиниан был ему ценным помощником. Он наследовал престол, заранее устранив всех видных соперников. Умный, властный и энергичный правитель, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил идее возрождения былого могущества Римской империи. Лозунгом его политики стали слова «единая власть, единая вера, единый закон».

Верной помощницей Юстиниану была его жена, императрица Феодора. В молодости она была куртизанкой и выступала в цирке. Будучи христианкой по происхождению, Феодора в душе была убежденной язычницей. Культ любви у нее был явно превыше евангельских заветов. Она родилась на Кипре в семье простолюдина Акациуса, который перебрался в Византию и занял место сторожа в зверинце. После смерти отца ее мать зарабатывала на жизнь тем, что сводила всех желающих со своими прелестными дочерьми (у Феодоры было две сестры – Комита и Анастасия). Вскоре старшая сестра Комита стала танцовщицей, посещала порочные дома. Юная Феодора ей ассистировала. Но в 15 лет она затмила Комиту, стала акробаткой, сочетая это с ремеслом куртизанки. Она быстро приобрела позорную известность, встречи с ней считались дурным тоном, и Феодора вынуждена была покинуть столицу и вернуться на Кипр.

Случайная встреча с Юстинианом круто изменила ее жизнь. Он полюбил Феодору и сделал ее своей наложницей. Обладая все большей властью, Юстиниан выхлопотал для своей любовницы звание патрицианки, что давало ей возможность входа в императорский дворец. Здесь она, ходатайствуя за просителей, не забывала свою старую профессию, продавая хлопоты, благодаря чему скопила большое состояние. Мать Юстиниана, зная о прошлом и настоящем Феодоры, предостерегала сына от рискованного шага. Но в 532 г. она умерла (говорят, от горя за сына), Юстиниан уговорил дядю, и тот дал согласие на их свадьбу. В 527 г. патриарх Епифан короновал бывшего иллирийского крестьянина с бывшей проституткой на императорский трон.

30. Почему возникла ересь пелагианства (и полупелагианства), и в чем ее суть?

Пелагиа́нство - учение Пелагия о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека, одна из самых влиятельных ересей Запада. Осуждена на III Вселенском соборе (431).

Учение Пелагия

Пелагий в «Послании к Деметриаде» утверждал, что свободная воля есть природное достояние человека, которое не было уничтожена грехоподением Адама, а роль благодати заключается только в божественной помощи человеку в его добрых делах. «И вообще не было бы никакой добродетели у того, кто пребывает в добре, если бы он не имел возможности перейти на сторону зла ... иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если не может избрать также и зло» . Суть утверждений Пелагия заключается в том, что человек в состоянии сам заслужить свое спасение, которое дается достойным, а иначе получилось бы, что он не играет никакой роли в собственном спасении.

Человек, - учит Пелагий, - по природе добр. Действием своей свободной воли он может уклоняться от добра; такие уклонения, накопляясь, могут стать греховным навыком и получить силу как бы второй природы, не доходя, однако, до непреодолимости, так как свобода воли не может быть потеряна разумным существом.

Человек всегда мог успешно бороться с грехом и достигал праведности; особенно же это возможно, легко и обязательно после того, как Христос, Своим учением и примером, ясно показал путь к высшему благу. Бог не требует невозможного; следовательно, если человек должен, то он и может исполнять заповеди Божии, запрещающие злое, повелевающие доброе и советующие совершенное. Евангелие только советует безбрачие, но предписывает кротость и смирение, запрещает грех и тщеславие, и Пелагий настаивает на том, что исполнение евангельских советов (consilia) имеет достоинство лишь у тех, кто прежде повинуется запрещениям и предписаниям (praecepta).

Не отрицая пользы монашеского аскетизма, как духовного упражнения, Пелагий ставит его на второй план. Человек спасается не внешними подвигами, а также не помощью особых средств церковного благочестия и не правоверным исповеданием учения Христова, а лишь его действительным исполнением, через постоянную внутреннюю работу над своим нравственным совершенствованием. Человек сам спасается, как сам и грешит.

Пелагий признает первородный грех лишь в смысле первого дурного примера, данного Адамом, но отрицает реальную силу греха, переходящего на потомков Адама (tradux peccati). Отделяя грех от природы, видя в нем только сознательный акт единичной воли, Пелагий не может признавать его причиной смерти. С другой стороны, отрицание реальности греха ведет к отрицанию благодати, как особой реальной силы добра, действующей в человеке, но не от человека.

Пелагий допускает благодать лишь в смысле вообще всего доброго, что Бог дает человеку в природе и в истории, начиная с самого существования и кончая фактом откровения высшей истины через Христа.

Скромный и миролюбивый Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковным сознанием; но главный последователь его идей, смелый и честолюбивый патриций Целестий, довел дело до разрыва с церковью. В 411 году они прибыли вдвоем в Африку, откуда Пелагий, съездив на поклон к Августину, епископу Иппонскому, и дружелюбно, благодаря своей скрытности, им принятый, отправился в Палестину, а Целестий, оставшийся в Карфагене и открыто высказывавший свои взгляды, был обвинен перед собравшимися там епископами в следующих еретических положениях:

· Адам умер бы, если бы и не согрешил;

· его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству;

· младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства;

· до Христа и после Него бывали люди безгрешные;

· Закон также ведет к царствию небесному, как и Евангелие;

· как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскрешение Христа не есть причина нашего воскрешения.

Пелагий и его ученики впадали в следующее заблуждение: исходя из справедливого признания формальной самостоятельности человеческого начала, требующей, чтобы воля человека была его собственной сознательной волей, они забывали, что это формально самостоятельное человеческое начало может иметь положительное содержание и достигать должных результатов не от себя, а лишь через внутреннее и действительное участие человека в существенном добре, всецело содержащемся в Боге. Забывая это, они устанавливали между Божеством и человеком чисто внешнее отношение, представляя себе Бога в виде добросовестного, но живущего в другой стороне опекуна, который издали заботится о благосостоянии своего питомца, никогда с ним не встречаясь. С этой точки зрения, важнейшие основы христианства - воплощение и воскресение - не имеют смысла, и хотя пелагиане их прямо не отрицали, но старались уменьшить их значение и свести все дело Христа лишь к нравоучительному примеру.

31. Что такое несторианство, и к каким последствиям оно привело?

Несторианство, христианская ересь.

Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428-431 гг. Константинопольским патриархом.

Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга.

В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания.

На III Вселенском соборе (в г. Эфес, в 431 г.) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.

Несторианские миссионеры после отпадения от православия развили бурную проповедническую деятельность, дошли доМонголии и Китая. Некоторые кочевые племена Великой степи приняли от них христианство (напр. кэрэиты и найманы).

В период своего расцвета несторианская церковь насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. Затем пришла в упадок - после страшного разгрома и истребления в ходе завоевательных походов Тамерлана.

Таинствами в несторианстве признаются: крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также признаваемые таинствами только у них святая закваска (малка) и крестное знамение.

Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезен апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся у несториан таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургии апостола Фаддея (апостола из 12) и апостола Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах нет ни икон, ни статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причем должность эта с 1350 г. является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде).

В 1972 г. в руководстве несторианской церкви произошел раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местоприбывание которого в Багдаде.

Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

Численность последователей несторианской Ассирийской церкви Востока – 200 тыс. человек. Расселены: в Ираке (82 тыс.),Сирии (40 тыс.), Индии (15 тыс.), Иране (13 тыс.), США (10 тыс.), России (10 тыс.), Грузии (6 тыс.), Армении (6 тыс.) и прочих странах.

В Российскую империю, США и др. страны несториане стали переселяться в 90-х годах XIX века, после учиненных вОттоманской империи погромов. Сильно пострадали во время I мировой войны подвергшись резне и преследованиям со стороны турецких властей.

По национальному составу подавляющее большинство несториан (кроме живущих в Индии) – ассирийцы, индийские несториане – малаяли.

32. Какие политические последствия имели решения Второго и Третьего Вселенских соборов для Запада и Востока Римской империи?

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол иВеликая схизма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром вКонстантинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до сего дня, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.

События 1054 года[править | править вики-текст]

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) иВселенским патриархом (4 восточными патриархатами Церкви) по вопросамдогматического и канонического, а также дисциплинарного и литургическогохарактера начались задолго до 1054 года, однако, именно в 1054 году Папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналомГумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 годулатинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю изпресного хлеба, и топтал их ногами[1].

В 1054 году Лев направил Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Константинов дар, настаивая на его подлинности.[2][3] Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.[4]

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Причины раскола[править | править вики-текст]

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) и до окончательного разделения церквей (1054 г.) отношения между церквами были редки и случайны[5].

Точка зрения Римской церкви[править | править вики-текст]

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. В отлучительной грамоте после преамбулы, посвящённой первенству Римской Церкви, и похвалы в адрес «столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан» и всего Константинополя, названного городом «христианнейшим и православным», выдвигались следующие обвинения в адрес Михаила Керулария «и сообщников его глупости»[6]:

Михаила неправо называют патриархом.

Подобно симонианам, они продают дар Божий.

Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.

Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.

Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.

Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.

Подобно северианам, злословят закон Моисеев.

Подобно духоборцам отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).



2015-12-07 429 Обсуждений (0)
Внешняя история христианских общин 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешняя история христианских общин 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)