Нормативно-правовые акты: понятие, классификация
Нормативно-правовые акты (НПА) – документально оформленные акты права, содержащие общие положения для регулирования повторяющихся отношений. Признаки: 1. имеют документальную форму. 2. принимаются, как правило, государственными органами (только у государства монополия на принуждение). 3. сложная процедура принятия. 4. принимаются для регулирования многократно повторяющихся общественных отношений по поводу персонально неопределенных лиц. Виды НПА: * законы (законодательные акты) * подзаконные акты. Закон – НПА высшей юридической силы, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной жизни. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусского слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо. Признаки: 1.-4. + 5. юридическая сила выше, чем у подзаконных актов. 6. предмет закона – наиболее важные отношения: основы Конституционного строя регулируются законами (не ниже), права и свободы человека утверждаются только законом, обороноспособность и безопасность, правовой статус высших органов государственной власти и положение ключевых субъектов социально-экономической деятельности. В РФ неопубликованные законы применению не подлежат. Виды законодательных актов: По юридической силе: * Конституция – основной закон государства и общества. - фактическая (реальное положение человека). - юридическая (сам текст). Принимается всенародно, поскольку касается проблем всеобщего значения (основы общественно-политического строя, статус верховной власти, каталог права, свобод и обязанностей, основы избирательной системы, местного самоуправления и порядок пересмотра самой Конституции). Конституция РФ имеет прямое действие, а значит, ее нормы применяются без дополнительного нормотворчества. * ФКЗ о поправках к Конституции * ФКЗ (перечень поименован в самой Конституции) * ФЗ – правовой акт, исходящий от высшего органа законодательной власти (Парламента) и обладающий высшей юридической силой. Практически любая сфера общественных отношений, регулируемая правом, находит свое отражение в законах. В каждой отрасли права количество законов различно, только уголовное право, как отрасль права, имеет единственный закон – УК. Существуют различные виды ФЗ: - ФЗ - Кодексы (кодифицированные законы) - Основы законодательства (кодифицированные законы) При конкуренции кодифицированных и некодифицированных законов приоритет отдается кодифицированным; при конкуренции специальных и общих законов – специальным. * Законы субъектов РФ – НПА, принятый высшим органом представительной власти субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой. При конкуренции закона субъекта РФ и ФЗ приоритет отдается ФЗ в том случае, если регулируемые общественные отношения относятся к предмету ведения, закрепленному в ст.71-73 КРФ. Виды подзаконных актов(во исполнение законов): * УП не должны противоречить Конституции и ФЗ. УП – акт исполнительно-распорядительного, а не законодательного органа. Некоторые кодексы прямо предусматривают подчиненное положение УП по отношению к кодексам и ФЗ. В КРФ четко не очерчены рамки компетенции по изданию УП. В некоторых случаях УП могут играть роль законов, но временно (чтобы не прийти к «указному праву»). УП имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РФ и являются актами прямого действия. Президент имеет право издавать распоряжения. Юридическая наука исходит из положения, что УП – нормативные акты, распоряжения – индивидуальные акты. * ПП Ст.115 КРФ установила, что ПП издаются на основании и во исполнение КРФ и ФЗ, подобное положение и в ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ». ПП содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и неопределенный круг лиц. Распоряжения Правительства носят индивидуальный характер. * Федеральные ведомственные акты - приказы, - инструкции, - распоряжения министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Данные акты принимаются строго в сфере своей компетенции и не должны противоречить КРФ, ФКЗ, ФЗ, УП и ПП. * НПА органов исполнительной власти субъектов РФ. - ПП республик, - Указы и распоряжения Президентов республик, - Постановления и распоряжения глав администраций краев, областей, городов федерального значения. Должны носить характер конкретизации законов. * Акты органов местного самоуправления хотя и не издаются государственными органами, но обладают всеми признаками НПА. - уставы муниципальных образований (принимаются либо на референдуме, либо представительным органом). - постановления и решения глав муниципальных образований. * Локальные (корпоративные) нормативные акты – в основном, акты трудового права, а также уставы и другие учредительные положения государственных и негосударственных предприятий (например, правила внутреннего распорядка). Особенности: - должны носить строго подзаконный характер, - носят общеобязательный характер для работников этих предприятий. По сферам действия: * Общефедеральные, * Акты субъектов РФ, * Акты органов местного самоуправления. * Локальные акты. + По субъектам правотворчества: 1. Принятый законодательным органом. 2. Принятый в результате референдума. По предмету правового регулирования: 1. Конституционный. 2. Административный. 3. Гражданский. 4. Уголовный и т.д. По сроку действия: 1. Постоянный. 2. Временный.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |