Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цивилизационный подход в типологии государства



2015-12-07 469 Обсуждений (0)
Цивилизационный подход в типологии государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную - во всем многообразии общественных связей. Причем в рамках этого подхода, тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.

Цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. Вместе с тем множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, предопределяет неопределенность данного подхода, усложняет его практическое применение в научно-исследовательском процессе.

Концепция Н.Я. Данилевского:

1. Египетская

2. Китайская

3. Ассирийско-вавилонская, халдейская или древнесемитская

4. Индийская

5. Иранская

6. Еврейская

7. Греческая

8. Римская

9. Новосемитская (аравийская)

10. Германо-роман­ская (европейская)

Согласно теории этногенеза российского ученого Л.Н. Гумилева фазы развития этносов, как и у человека, нормально прожившего свой век, - детство, юность, зрелость и старость.

Этническая концепция А.Н.Гумилева:

1) фаза подъема (резкий рост всех в((дов активности, «завоевание ме­ста под солнцем»);

2) фаза акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, по­гашаемое подчас за счет внутрен­них конфликтов);

3) фаза надлома (рост числа сверх­пассивных сограждан, острые кон­фликты внутри этнической систе­мы);

4) фаза инерции (укрепление го­сударственной власти, интенсив­ное накопление материальных и культурных ценностей);

5) фаза обскурации (формирова­ние общества погребения, предше­ствующего гибели этнической си­стемы);

6) фаза регенерации – возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин.

Теологическая теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

Теологическая теория (Платон, Аристотель, Фома Аквинский).

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни обще­ства принадлежала религии, исторически первым бы­ло и религиозное мировоззрение. Согласно теологической теории го­сударство и право имеют божественное происхождение: госу­дарство создано Богом, а право – это божественная воля, бо­жественное откровение. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые - теологи полагали, что процесс воз­никновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворе­ния Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви. Папа – наместник Христа на земле в делах не только духов­ных, но и светских (Египта, Вавилона). Источниками этого права являются, преж­де всего, священные книги каждой религии, и нормы, в них содержащиеся, рассматриваются как божественные откро­вения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право – это не только история, но и наша действитель­ность. Правитель незыблем.

Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-эконо­мических и иных отношений на государство и не позволяет опреде­лить, как совершенствовать форму государства, как улучшать госу­дарственное устройство. К тому же теологическая теория в принци­пе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Договорная теория.

Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникно­вения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт – общественный договор.

Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (грече­ские мыслители Эпикур, Микофон, Тразимах, китайский Мо Цзы). Позже свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIII вв. (Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. А. Радищев и т.д.).

Представители этой теории исходили из того, что госу­дарству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как «золотой век» человечества, всеобщего счастья.

По мнению представителей данной доктрины, государство возни­кает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объеди­нение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолиро­ванные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает ком­плекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответст­венность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать нало­ги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою тер­риторию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребле­ния правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов.

Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Слабым звеном данной теории является схема­тичное, идеализированное и абстрактное представление о первобыт­ном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего разви­тия осознает необходимость соглашения между народом и правите­лями. Теория во многом антиисто­рична.



2015-12-07 469 Обсуждений (0)
Цивилизационный подход в типологии государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цивилизационный подход в типологии государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)