Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданское общество и государство. Характеристику устоев гражданского общества мы находим у И



2015-12-07 513 Обсуждений (0)
Гражданское общество и государство. Характеристику устоев гражданского общества мы находим у И 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта:

а) человек все должен создавать собственны­ми силами и должен отвечать за созданное;

б) столкно­вение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются побудительными причинами самосовер­шенствования людей;

в) гражданская свобода, законода­тельно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния человеческого достоинства.

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским общест­вом и государством.

К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского об­щества, состоит, по его мнению:

а) из системы государ­ственных институтов;

б) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Станов­ление гражданского общества зависит от степени разви­тости экономических и правовых отношений, реальнос­ти личной и экономической свободы индивидов, дейст­венности механизма общественного контроля за госу­дарственно-властными структурами.

Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В нем обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда. Гражданское общество есть плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и приобретен­ных прав человека и гражданина.

Структура – это внутреннее строение общества, от­ражающее многообразие и взаимодействие его состав­ляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интел­лектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязаннос­тях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизне­деятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и ин­формационная системы.

Это конкретные отношения человека с человеком , отношения между большими социальными общностями людей (груп­пами, слоями, классами, нациями, расами). Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических институтов и отношений, в кото­рые вступают люди. Инди­вид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений (образовательных, научных, культурных, ре­лигиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

31 Происхождение права, основные пути его формирования

 

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени:

•Нормы обычаев, регулировавшие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения;

•Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов.

Особенности норм поведения родовой общины:

•Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разграничения прав и обязанностей;

•Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т. п.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

· нормировать,

· учитывать трудовой вклад каждого член общества,

· результаты его труда,

· участие в создании общественных фондов,

· выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Система контроля за соблюдением регламентирующих норм (лица, организации) получает возможность (право) обеспечивать их и с помощью насилия.

Мононормы (и право, и мораль вместе) присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем "расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Так появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

• Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством;

• Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

• Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый. В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

· свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен),

· формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

· частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву)

· эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же.

В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

Другими словами, само существование общества доказывает существование права.

Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор обще­ственных отношений.

Обычаи, моральные и религиозные нормы перво­бытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его про­исхождение, место и роль в системе нормативного регулирования меня­лись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

 

Правопонимание

Правопонимание – это научная категория, отражаю­щая процесс и результат целенаправленной мыслитель­ной деятельности человека, включающий в себя:

познание права,

его восприятие (оценку) и

отношение к нему как к целостному социальному явлению.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

· нормировать,

· учитывать трудовой вклад каждого член общества,

· результаты его труда,

· участие в создании общественных фондов,

· выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

• Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи);

• Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

• Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин). Право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

· свобода личности,

· формальное равенство с другим субъектом (при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

· частная собственность (обменивать можно то, что принадлежит субъекту по праву)

· эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность. Другими словами, само существование общества доказывает существование права.



2015-12-07 513 Обсуждений (0)
Гражданское общество и государство. Характеристику устоев гражданского общества мы находим у И 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданское общество и государство. Характеристику устоев гражданского общества мы находим у И

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)