Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Систематизация законодательства. Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности



2015-12-07 1256 Обсуждений (0)
Систематизация законодательства. Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности, направленный на упорядочение действующего законодательства, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Систематизация законодательства необходима для (цели):

1. Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

2. Правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов.

3. Формирования правового сознания и правовой культуры субъектов права.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечивает правильную, быструю и качественную реализацию правовых норм.

Систематизация законодательства:

-учет

-инкорпорация

-консолидация

-кодификация

60 Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

В процессе кодификационной работы:

- Нормы права группируются в логической последовательности, отвечающей требованию простоты их отыскания и пользования ими: в разделы, главы, в зависимости от родового объекта, сферы регулирования и т.д.;

- Выявляются и устраняются пробелы в праве;

- Выявляются и отменяются (заменяются) не действующие, устаревшие нормы;

- Выявляются и устраняются коллизии, законодательные противоречия.

Коллизия закона (конфликт, противоречие) – рас­хождение между отдельными законами или юридически­ми нормами.

Результатом кодификации законодательства является нормативно-правовой акт.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.

1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конститу­ционных или других законных полномочий.

2) в результате кодификации создается новый нор­мативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

3) кодификационный акт является сводным актом.

4) нормативно-правовые акты, создаваемые в резуль­тате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен­ных отношений.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

1. Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определен­ной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) госу­дарствах.

2. Кодекс.

3. Устав, положение.

В зависимости от широты охвата правового материала различают:

1) всеобщую кодификацию (распространяется на все отрасли права или все законодательство);

2) комплексную, которая состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

3) отраслевую кодификацию, которая состоит в кодификации от дельных отраслей права;

специальную кодификацию – переработку нормативно-правового материала, относящегося к какому-либо институту (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

61 Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Инкорпорация – вид систематизации нормативно-пра­вовых актов, не носящий правотворческого характера и состоящий в объединении их по определенному основанию (критерию) в единые сборники.

Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения.

Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица.

Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация – упорядочение нор­мативно-правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа.

Может осуществляться научными и учебными учрежде­ниями и проводиться как по хронологическим, так и по предметным критериям.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Официозная инкорпорация – утверждение соответст­вующих собраний и сборников инкорпоративных норматив­но-правовых актов специально уполномоченными на то государственными органами (например, Бюллетень норма­тивных актов министерств и ведомств Российской Феде­рации).

 

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации – с нормативно-правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия.

Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться правоприменительные органы.

Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проводиться частными лицами и общественными организациями.

Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт;

Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью и множественностью.

Учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии. Учет – самая простая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

Систематизация на электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку). Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

62 Правоотношение: понятие, признаки

Правоотношение – это общественное отношение, урегулиро­ванное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Если норма права – статическое состояние правового регулиро­вания, то правоотношения – динамическое.

Простейшая структура правоотношения выглядит как связь, взаимо­действие прав и обязанностей двух его участников (двусторонние) Гражданские пра­воотношения бывают и односторонними (договор дарения)

Правоотношение обладает социальными и юридическими признаками:

1. Социальные признаки правоотношения:

- может возникать только между людьми (социальными субъектами);

- может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон;

- призвано приводить его участников к достижению каких-либо соци­ально-значимых последствий, результатов.

2. Юридические признаки правоотношения:

- возникают на основе норм права (общие требования пра­вовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

- представляют собой форму правомерного поведения;

- складываются из субъективных прав и юридических обязанностей кор­респондирующего характера (реализация права одним субъектом, находится в непосредственной зависимости от выполнения соответствую­щего обязательства другим субъектом), это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

- субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью;

- это волевое отношение, ибо для его возникновения необходи­ма воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

- это отношение возникает по поводу реального блага, ценнос­ти, в связи с чем, субъекты осуществляют принадлежащие им субъ­ективные права и юридические обязанности;

- обеспечиваются системой государственных гарантий;

- отклонение от санкционированных государством правил поведения субъектов правоотношений рассматривается как правонарушение и вы­зывает адекватную реакцию в форме негативной юридической ответствен­ности.

Классификация правоотношений.

1. По функциям права:

- регулятивные правоотношения.

охранительные правоотношения

2. По степени определенности субъектов (сторон) правоотношения:

- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

- относительно-определенные правоотношения, в которых все сторо­ны отношения конкретно определены (истец – ответчик, супруг – супруга).

3. По отраслям права (в зависимости от предмета правового регулирования):

- конституционно-правовые отношения ;

- гражданско-правовые отношения;

- уголовно правовые отношения;

- уголовно-процессуальные отношения;

- административно-правовые отношения (правоотношение по уплате налога)

4. По объему правоотношений:

- простые правоотношения;

- сложные правоотношения.

5. По характеру содержания:

- материальные (финансовые):

- процессуальные.

6. По природе юридической обязанности:

- пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обя­занностей;

- активные, связанные с осуществлением положительных действий.

7. По продолжительности действия:

- кратко­временные (правоотношения мены):

- долговременные (правоотношения гражданства).

8. По составу участников:

- простые, возникаю­щие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи):

- сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотно­шение отбывания уголовного наказания).



2015-12-07 1256 Обсуждений (0)
Систематизация законодательства. Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Систематизация законодательства. Систематизация законодательства – это вид юридической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)