Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение государства и права



2015-12-07 648 Обсуждений (0)
Происхождение государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСВТА

 

Рассмотрим более подробно различные теории происхождения государства.

ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН И ПРОЦЕССОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В настоящее время историко-материалистическое объяснение причин и процессов происхождения государства и права является наиболее аргументированной позицией в научном отношении. Иногда упрощенно и неверно по существу историко-материалистическую концепцию называют марксистской теорией. Это не случайно, т.к. представители марксизма внесли значительный вклад в решении проблемы, хотя только их суждениями ограничиться нельзя.

Согласно этой версии государство есть закономерный результат, продукт исторической эволюции общества. Общество рассматривается как исторически развивающаяся система отношений между людьми. Любое общество нуждается в урегулировании отношений между людьми, поскольку в противном случае оно не может наладить даже самый простой способ производства средств существования. Даже охота и собирательство в условиях первобытнообщинного строя уже требовали большой степени урегулированности отношений между людьми. В дальнейшем, с развитием общества, с усложнением хозяйства и иной деятельности людей значение урегулированности отношений возрастало. Люди не могут существовать без того, чтобы постоянно осуществлять саморегуляцию. Регулирование означает, что человеческое поведение обуславливается определенными рамками, целенаправленно регулируется.

Люди осуществляют саморегуляцию либо с помощью т.н. индивидуальных речевых акций (например, угроза в отношении лица, физическое воздействие, изгнание кого-либо из племени, позднее - это приказы об увольнении и т.п.), либо с помощью т.н. нормативного регулирования

Суть последнего заключается в упорядочивании поведения людей с помощью правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц.

История свидетельствует о том, что общество не может осуществлять саморегуляцию без того, чтобы в определенных случаях не прибегать к принуждению. Осуществлять принуждение и добиваться на этой основе социальной урегулированности могут лишь те субъекты, те члены общества, которые обладают властью. Власть можно определить как фактическую способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определнное воздействие на поведение других людей. осуществление власти - постоянный фактор общественной жизни. Общественная власть и обе разновидности общественного регулирования бели известны людям задолго до того, как появилось первое государство. Первое же государство появилось на Земле приблизительно 5-6 тысяч лет назад, т.е. в то время, когда человеческое общество существовало уже очень давно.

Исторические факты говорят о том, что появлению государства, государственно-организованному обществу предшествовала родовая организация власти, первобытнообщинный строй. Для того, чтобы выявить причины возникновения государственности и для проведения отличия государственности от родовой организации общества, мы должны обратиться к родовой организации общества, эволюция которой и привела к возникновению государства и права.

Основой организации общества как целого был род, или родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, а также по общности имущества и родовой деятельности. Совместная деятельность, общая собственность объяснялись условиями выживания людей. единственным субъектом власти был род в целом. В качестве основного органа власти выступали родовые собрания, на которых принимались все совместные важные решения. Частично властные функции выполняли старейшины, которые выбирались из авторитетов. Род характеризовался значительным единством, т.к. внутри рода еще не существовало различных общественных интересов и стремлений.

В качестве правил поведения, норм, выступали обычаи - исторически сложившиеся стереотипы поведения людей, продиктованные природой, общественной необходимостью и вошедшие в привычку в результате длительного выполнения и многократного повторения. Люди на данном этапе не отличали права от обязанностей, и не было выделения различных видов социальных норм. Поэтому такие обычаи называли мононормами.

Родовая организация функционировала в течение многих тысячелетий и не знала таких явлений, как государство и право. процесс же возникновения государства и права органически связан с разложением первобытнообщинного строя, а государство и право появились как закономерный результат внутреннего развития общества, и они пришли на смену, соответственно, родовой организации общества и обычаям.

Рассмотрим, с какими причинами это связано.

Схематически и условно можно провести следующий комплекс взаимосвязи причин: общественное разделение труда привело к совершенствованию орудий труда - рост производительности труда - появление избыточного продукта - возникновение и развитие товарообмена (который носил неравноценный и случайный характер) - отдельные семьи, позже - отдельные лица, получают возможность сосредотачивать в своих руках материальные ценности - возникновение имущественного неравенства между людьми (чего раньше не было), которое сочеталось с неравенством общественного статуса, общественных функций, - резкое усложнение государственной и всей общественной жизни. В результате потребовалось выделение особого слоя людей, которые осуществляли бы только управленческие функции.

Постепенно общество стало кардинально другим. Если раньше оно не знало социального расслоения, не знало различие социальных интересов внутри себя, то теперь общество характеризуется социальным неравенством, противоречивыми интересами внутри себя.

В условиях резко усложнившейся хозяйственной жизни остро проявилась потребность в жестком централизованном управлении, в наличии постоянно действующего слоя управленцев, осуществляющих контроль за производственным процессом, распределением материальных благи в этой связи наделенных властными полномочиями.

С одной стороны, в связи с острым социальным и имущественным расслоением, с появлением различных социальных интересов и в связи с явным преобладанием (экономическим и духовным) родоплеменной аристократии, крупных собственников над другими социальными группами проявила себя потребность в таком социальном регулировании, в основе которого лежит уже не авторитет, а возможность органического, систематичного принуждения, адресованного, главным образом, всем зависимым, несвободным, неимущим, рабам и т.д.

Постепенно из общества выделяется разряд людей, который на постоянной основе занимается управлением и принуждением и в этой связи - осуществлением власти.

Общественная власть постепенно утрачивает свой непосредственно общественный характер и в большой степени сосредотачивается в руках родоплеменной аристократии, военных вождей, крупных собственников, которые теперь опираются на военную дружину, а не на всеобщее вооружение, как это было раньше. На каком-то этапе должность вождя племени перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Его личные функции резко возрастают. Таким образом, возникают основы монархической государственной власти.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ИЛИ ТЕОКРАТИЧЕКСАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Название этой теории происходит от греческого слова teologia - teos - бог, logos - учение. В числе наиболее видных представителей теории можно назвать христианских философов-богословов Августина Аврелия и Фому Аквинского.

Теологическая теория является одним из самых старых объяснений происхождения государства и права. Тория божественного происхождения государства и права принимала различные формы. Кратко сущность данной теории можно определить так: государство и права возникают и развиваются как осуществление божественного промысла, божественного замысла.

Но так или иначе данная теория не имеет исторических подтверждений, она, главным образом, опирается на веру и не допускает доказательств. Поэтому можно сделать вывод, что данная теория ненаучна, поскольку основана не на объективных исторических фактах и сведениях, а на вере в бога, в божественный промысел.

ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Патримониальная теория происхождения государства и права происходит от латинского слова «patrimonium», которое означает «право собственности на землю».

Она объясняет происхождение государства и права из права собственника на землю.

Согласно данной теории, государственная власть не происходит от нарда, как это полагала, например, договорная теория, а происходит из права собственности властвующих. Государственная власть есть ни что иное, как медленно в результате продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть земельного собственника над живущими на его земле людьми. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией.

Эта точка зрения основана на тех отношениях, которые дает нам средневековая историческая действительность. Представление о принадлежности всей земли князю, королю, царю долгое время бытовала во Франции, в Германии, в России и до сих пор находит юридическое выражение в Великобритании. Территория государства выходит, преобразуется из государевой земли.

Государственное хозяйство, финансы есть постепенное преобразование из частной собственности государя.

По-другому можно сказать, что государственная территория и государственные финансы производны от, соответственно, земли, находившейся в частной собственности государя, и от его хозяйства. Необходимые расходы, например, на ведение войны, долгое время покрывались из частных средств государя. Вероятно, именно поэтому в свете данной концепции налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как позорный знак личной зависимости.

Органы подчиненного управления, как например министерства, произошли от слуг государя.

При таком медленном, поступательном преобразовании всех частных отношений в публичные невозможно определить точный момент возникновения государства.

Особенно важное политическое значение патримониальной теории предавали в реакционное время после французской революции.

В целом, нельзя отрицать исторической обоснованности данной теории. Но часто в контексте патримониальной теории даются неверные истолкования, интерпретации исторических фактов. Патримониальная теория пыталась вывести государственную власть из права собственности на землю, для того, чтобы обосновать «собственное право» государя.

Среди ученых высказывается мысль, что на самом деле имело место вовсе не земельное право собственности, а насильственное обладание землей, приобретенное и охраняемое собственной силой. И с этой точки зрения патримониальная теория приближается по своей сути к теории завоевательного происхождения государства.

СЕМЕЙНАЯ (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ) ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Основоположником семейной теории происхождения государства и права является древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Согласно его учению, государство является продуктом естественного развития общества, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе появления государства лежит естественное стремление людей к общению. Общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из нескольких селений или родов складывается государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие формы общения.

Т.е. семейная теория ищет истоки происхождения государства в семье и стремится определить момент перехода от родового строя к государственному.

Являясь первоначальной формой организованного общения, семья путем естественного размножения переходит в род как в союз лиц, объединенных происхождением от одного общего предка, родоначальника и подчинением его власти.

В свою очередь род, вследствие экономических условий расколовшийся на несколько родов, принимает форму племени как союза людей, объединенных приданием об общности происхождения.

Племя трансформируется в народность как союз лиц, объединенных общностью исторического прошлого.

В этом ряде преобразований общественных союзов. Момент перехода к государственному состоянию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСВТА (продолжение)

В свете семейной теории происхождения государства и права государственная власть возникает в результате постепенной трансформации власти отца во власть родоначальника, потом - племенного старейшины, и, наконец, - во власть государя.

В науке существует точка зрения, что утрированной формой семейной теории является патриархальная теория, название которой происходит от греческого словосочетания pater + arche -отцовская власть. Патриархальная теория пытается представить власть государя как осложненную власть отца. Рассмотрение государевой власти под данным углом зрения преследовало политические цели, т.к. позволяло обосновать утверждение отцовской власти монарха в обществе.

Видным ее сторонником являлся Филмер, защитник Стюартов. Опровергая свободу граждан в выборе государственных органов, он старался вывести королевскую власть из власти Адама, ссылаясь при этом на Библию. Власть, полученная Адамом от Бога, перешла к его старшему сыну, и затем переходила в поколение к поколение от отца к сыну, от патриарха к патриарху. Короли - потомки патриархов (под которыми понимаются главы родов в родовом обществе) обладают властью по праву первородства от Адама.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ, ИЛИ ТОРИЯ ЗАВОЕВАТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

В числе наиболее видных представителей теории насилия следует назвать: Евгения Дюринга (1833 - 1921 гг.) - немецкого философа и экономиста; Людвига Гумпловича (1838 - 1909 гг.) - австрийского социолога и юриста; Карла Каутского (1854 - 1938 гг.) - одного из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократии.

Теория завоевательного происхождения государства всегда основывается на факте завоевания. Завоевание одной общественной группы другою, поставив лицом к лицу победителей и побежденных, и есть именно то, что вызывает потребность в государстве. Совместное существование на одной территории двух враждебных групп требует установление некого порядка, поддерживаемого силой победителей.

Для победителей правовой и государственный порядок полезен и необходим, т.к. он позволяет им «спать спокойно», т.е. является гарантией определенной безопасности победителей.

Для побежденных такой порядок имеет ту ценность, что позволяет определить с некоторой точностью размер предъявленных к ним требований (например, возложенной дани, характер возложенных обязанностей) и дает им возможность устроится в пределах сохраненных за ними прав.

рассматриваемая теория в настоящее время находит себе сторонников в различных странах. Фундаментальное обоснование она получила в трудах австрийского ученого Людвига Гумпловича, который утверждал: «История не представляет нам ни одного примера, где государство возникло не при помощи насилия, а как-нибудь иначе».

Американский ученый Лестер Уорд применительно к утверждениям Гумпловича так формулирует рождение государства в результате завоевания:

покорение одной расы другой;

возникновение каст(каста - обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов);

постепенное смягчение кастовой системы, которое тем не менее сопровождалось установлением значительного неравенства личных, социальных и политических прав;

постепенная замена чисто военного господства законным порядком и рождение идеи права;

возникновение государства, в котором всем присваиваются права и обязанности;

соединение разнородных элементов в народе в более или менее однородный;

рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Вне всяких сомнений, и есть тому исторические примеры, что насилие, действительно, нередко выступало как государствообразующий фактор. Например, так называемы нормандские завоевания установили: в Х в. - нормандское герцогство на севере Франции; в XI в. - английское королевство; в XII в. - сицилийское королевство.

В то же время рассматриваемая теория вызывает ряд возражений. Понятно, что завоевание - далеко не единственный способ возникновения государства; образование государства может состоятся и иным путем.

ДОГОВОРНАЯ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Основоположником договорной теории происхождения государства и права считают древнегреческого философа Эпикура. Также в числе видных представителей данной теории можно назвать: Гуго Гроция (1583-1646 гг.) - голландского мыслителя и теоретика права; Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) - английского философа; Джона Локка (1632-1702 гг.) - английского философа; Шарля-Луи Монтескье (1688-1755 гг.) -французского философа-просветителя; Дени Дидро (1713-1784 гг.) - французского философа-материалиста; Жан Жака Руссо (1712-1788 гг.) - французского философа просветителя.

Прежде всего, целесообразно отметить, что все вышеперечисленные теоретики выступали против божественно, теологической теории происхождения государства и права и нередко строили обоснование своей точки зрения на происхождение государства и права, отталкиваясь от критики теологической теории.

В их представлении власть монарха производна не от божественного промысла, а от самих людей.

Краеугольным камнем данной теории является идея об общественном договоре. Люди, которые когда-то находились в своем естественно-природном состоянии, договорились о том, чтобы передать часть своих прав и обязанностей другому субъекту - государству. Таким образом, люди, не бывшие никогда в государственном состоянии, мало еще связанные между собой элементарными формами общения, сразу, по соглашению, актом сознательной воли образуют государство.

Среди представителей договорной теории существуют разногласия по вопросу о том, что послужило импульсом для того резкого перехода от состояния изолированности к государственному. В частности высказывались следующие противоположные точки зрения о предпосылках такого перехода:

1) желание осуществить природную склонность к общению, общежитию (данной точки зрения придерживается, в частности, Гуго Гроций);

2) или желание устранить природную враждебность друг к другу (данной точки зрения придерживался, например, Томмас Гоббс).

Т.е. мы видим, что создатели договорной теории считали, что государству предшествовало некое естественное состояние людей. При этом у представителей договорной теории не было единства мнений и по вопросу, что представляло из себя данное естественное состояние общества. Так, например, Томмас Гоббс считал, что естественное состояние общества - это состояние войны всех против всех. Иной точки зрения придерживался Жан Жак Руссо, считавший естественное состояние общества золотым веком человечества, т.к. этот период характеризуется наличием у людей естественных прав (права на жизнь, право на свободу передвижения, право на счастье и т.д.) Однако для достижения общего согласия и для защиты своих прав люди заключают между собой договор, в силу которого часть своих прав и обязанностей они передают государству, которое, в свою очередь, берет на себя защиту интересов людей и обеспечение общественного порядка.

 

Джон Локк выделял следующие недостатки естественного состояния общества:

1) нет постоянного, определенного, известного для всех закона;

2) нет судей, которые могли бы разрешать конфликты;

3) соответственно, нет и силы, которая могла бы обеспечивать исполнение судебных решений;

4) не обеспечено право собственности.

Джон Локк считал, что переход от естественного состояния к государственному совершается одним актом. Известный теоретик права Пуффендорф считал, что переход от естественного состояния к состоянию государственности осуществляется двойным актом:

актом соединения;

актом подчинения.

Представители договорной теории придерживаются точки зрения, что если государство основано волею людей, то именно и только на этой воле держится государственное устройство и управление. Граждане вправе направлять деятельность государства в своих интересах. Никакие исторические катаклизмы не могут воспрепятствовать данному логическому выводу.

До государства человек жил в естественном состоянии, пользуясь естественными правами. Вступая в государство, человек рассчитывает на лучшее состояние, на лучшее положение, а поэтому государство, определяя юридическое положение гражданина, не может опуститься ниже уровня его естественных прав, которые вследствие этого для государства неприкосновенны. Данной точки зрения придерживался, в частности, джон Локк.

Однако возможен и другой вывод. Так, Жан Жак Руссо исходил из того, что каждый человек, вступая в государство, передает в общее достояние и ставит п од высшее руководство всеобщей воли свою личность и свои силы, поэтому государство как общая воля может по своему усмотрению устроить быт гражданина так, как найдет это лучшим, не считаясь ни с какими обычаями и традициями.

Договорная теория происхождения государства в настоящее время совершенно дискредитирована. Против нее был выдвинут ряд возражений, подрывающих ее состоятельность.

ИНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Несколько слов необходимо сказать и об иных теориях возникновения государства и права.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Ярким представителем органической теории происхождения государства и права является Герберт Спесер (1820-1903 гг.) - английский философ и социолог. Для данной теории характерно отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма. Государство - общественный организм, состоящий из людей, как живой организм - из клеток.

Таким образом, данная теория отождествляет биологические системы с социальными системами. Безусловно, между ними есть много общего хотя бы в силу их системной сущности. Однако различие между этими видами систем, причем существенное, состоит в различии между материей живой и неживой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Ведущим представителем психологической теории происхождения государства и права является польский социолог и юрист Лев Петражицкий (1867-1931 гг.). суть данной теории заключается в том, что психологическая потребность людей жить в организованном обществе - основная причина, порождающая возникновение государства и права. Человек - биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей, соответственно, цивилизованное, организованное общество - естественная среда его обитания.

Заканчивая вопрос о происхождении государства и права, нужно отметить, что ни одна из существующих теорий происхождения государства и права не является общепризнанной и задача теоретико-правовой науки состоит в том, чтобы на основе анализа существующих теорий происхождения государства и права выделять из них самое рациональное и содержательное; с учетом новых данных о государстве и праве выработать универсальную теорию

 

 

2. Суверенитет государства: понятие и содержание.

Суверенитет государства означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость на международной арене.

Понятие «суверенитет» было введено в политико-правовой обиход французским юристом Жаном Баденом (1530-1596 гг.) По Бадену суверенитет - это абсолютная и полная власть государства на своей территории. В настоящее время данное понятие претерпело определенные изменения, поскольку суверенитет государства ограничивается международным правом. Например, когда-то право на объявление войны являлось исключительной компетенцией данного государства, в настоящее же время объявление одним государством войны другому государству является тяжким международным преступлением.

Верховенство государственной власти проявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.

Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

Следует отметить, что в мире всегда существовали и продолжают существовать государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния и давления на данное государство других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Есть два варианта частичного ограничения суверенитета:

1) принудительное ограничение суверенитета, которое может иметь место, например, по отношению к побежденному государству со стороны государств-победителей;

2) добровольное ограничение суверенитета может допускаться одним государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, для достижения общих для них целей. Такое добровольное ограничение суверенитета имеет место, например, при создании федерации, когда государств передают часть своих суверенных прав федерации.

Наряду с понятием «суверенитет государства» существуют понятия «суверенитет народа» и суверенитет нации».

Суверенитет народа - это его полновластие или верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики государства, экономических установлений, полного и всестороннего контроля за деятельностью всего государства в целом и его отдельных органов.

Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу, и тогда государственный суверенитет совпадает с народным. В п. 1 ст. 3 Конституции РФ сказано: «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ» однако практически это далеко не всегда так: нередко государственная власть и государственный суверенитет не совпадают с народной властью и народным суверенитетом.

Суверенитет нации предполагает:

1) полновластие власти;

2) способность и возможность нации определять характер своей жизни;

способность и возможность нации осуществлять право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства

 

 



2015-12-07 648 Обсуждений (0)
Происхождение государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)