Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком



2015-12-07 917 Обсуждений (0)
Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком 0.00 из 5.00 0 оценок




Дисциплина предполагает определенные требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.Это понятие связано, прежде всего, с деятельностью, с поведением. В нем отражаются, во–первых, определенные требования общества к индивидам и коллективам; во–вторых, социальная оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней культуры.
Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее различных формах и степенях.
Выделяют следующие виды дисциплины:
государственная(этот вид связан с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим);
трудовая(форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку);
воинская (соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами, приказами);
договорная (соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных договорах);
финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний);
технологическая (соблюдение субъектами в процессе производства предписаний соответствующих технологий и т.п.).

 

Законность – более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе – соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины – порядок общественный.  
                                                   
                       

5. Механизм правового регулирования общественных отношений: понятия, элементы, стадии.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей(формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.
К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:
– по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;
– опирается на возможность применения принудительной силы государства;
– имеет пределы воздействия на общественные отношения;
– направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы; общество и государство;

– осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.

Первая стадия – формирование нормативной основы, она включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа – это не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Наибольшее значение в нормативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.
Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активны действия в интересах управомоченного.
Третья стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в следующих формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроле использования прав и исполнения обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить ее. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, посредством которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность применить меры государственного принуждения в отношении обязанного лица. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершения определенных действий в собственных интересах(например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершения указанных в законе либо договоре активных действий(например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением(например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование
Под типами правового регулирования понимаются те или иные, сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено любому субъекту (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, должностных лиц, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого–либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования;

2) совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

 



2015-12-07 917 Обсуждений (0)
Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)