Формы происхождения гос-ва. Европейская и азиатская модели возникновения гос-ва
Гос-во – организация политической власти общества, охватывающая определенную тер-рию, выступающая одновременно как ср-во обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Формы возникновения гос-ва: 1. афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения гос-ва. Эта форма появилась в следующих последовательных реформах: а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой дет-сти на лиц, занимавшихся земледелием, лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла, а также благородных; б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на 4 класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в гос. аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании; в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а тер-рии гос-ва на 100 общин-округов, каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной. 2. римская – форма возникновения гос-ва, когда формирование гос-ва у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией); 3. древнегерманская – форма возникновения гос-ва, когда образованию гос-ности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных тер-рий дикими германскими племенами (варварами); 4. азиатская – форма возникновения гос-ва, в которой формированию гос-ва способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ. (восточный путь – азиатская модель) Неолитическая революция (10-15 тыс. л. до н.э.) - появились каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Повышение производит-сти труда - чел-к стал производить больше, чем потреблял - возникли избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств. Т.к. все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется вождями и старейшинами, то в их руках и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать. Наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, и «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей. Все восточные гос-ва были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основеих экономики лежала гос-ная форма собст-сти на основные ср-ва произв-ва (власть-собст-сть), а частная собст-сть имела второстепенное значение. Восточный путь представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в гос-во. Основными причинами появления гос-ва здесь были: - потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; - необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; - необходимость единого, централизованного руководства этими массами. Госаппарат возникаетиз аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, гос.аппарат становится во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособляется от остального общества, превращается в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников. Европейская модель Ведущий государствообразующий фактор на тер-рии Европы - классовое разделение общества, т.к. здесь происходило интенсивное формирование частной собст-сти на землю, скот, рабов. На раннем этапе наблюдается экономическое неравенство. Наряду с рабством, появляются наемный труд, батрачество. По мере развития частной собст-сти растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям. Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собст-сти, нажитой морским грабежом и торговлей. Наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные гос-ные должности - господство родовой знати было ликвидировано. Для Афинского гос-ва хар-рно то, что постепенно формируемая частная собст-сть становится базой для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В Древней Спарте особенности возникновения гос-ва были обусловлены рядом иных обст-ств: спартанская община завоевала соседние тер-рии, население которых стало общинными (а не личными) рабами - илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. В Риме процесс формирования классов и гос-ва тормозился и переходный к гос-ву период растянулся на столетия. Утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования. Таким путем шло развитие гос-в на тер-рии Европы, в Древней Руси, Ирландии, в Азии у арабов и т.д.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |