Тема 4 СИСТЕМА ПРАВА (4 часа)
План 1. Понятие и структурные элементы системы права. 2. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли. 3. Частное и публичное право 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.
Отвечая на первый вопрос, студенты должны дать определение системы права, выделить ее специфические черты, назвать структурные компоненты и охарактеризовать их. Переходя ко второму вопросу,необходимо указать, что основанием деления права на отрасли и институты являются два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – сложная многоаспектная категория, под которой понимаются определенные виды общественных отношений, регулируемые правом. Следует назвать элементы, входящие в структуру предмета правового регулирования. Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения. Студентам необходимо перечислить конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. Подготовка к третьему вопросу должна заключаться в характеристике системы права с точки зрения деления последнего на частное и публичное. Суть указанного разграничения заключается в наличии в системе права норм, обеспечивающих «публичные» интересы, то есть интересы общества и государства в целом, а также норм, защищающих интересы частных лиц. Студентам предлагается обосновать закономерность и необходимость такого разделения в условиях перехода к рыночной экономике, основанной на равенстве всех форм собственности. Назначение четвертого вопросав том, чтобы установить как соотносятся система права и система законодательства. Студенты должны уяснить, что система права – это внутренняя структура самого права, а система законодательства – это внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Таким образом, система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма, как сущность и явление.
ЛИТЕРАТУРА Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1, 2. Азми Д.М. Критерии определения отраслей российского права (в контексте дискуссий о составе частного права). М., 2007. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. № 1. Байтин М.Н., Петров Д.Е. Общая характеристика отраслей современного российского права // Вестник СГАП. 2003. № 3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2006. № 2. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. №1. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2006. №2. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и систематизация законодательства в правовой системе России. Н.Новгород, 2002. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. Ведяхин В.М., Ревина С.М. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение. 2002. №2. Гайворонская Я. В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм Правоведение. 2001. № 3. Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации Журнал российского права. 2001. № 11. Дарвина А.Р. Исторический аспект деления права на частное и публичное // Вопросы теории государства и права. 2003. №4. Киримова Е.А. О некоторых тенденциях преобразования системы российского права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2003. №4. Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Учебное пособие. Саратов, 2000. Кузнецова О.А. Пороки правовой нормы; «диагностика» и предупреждение // Журнал российского права. 2005. №3. Лившиц Р.З. Отрасль права – отрасль законодательства // Советское государство и право. 1984. № 2. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. Учебно-практическое пособие. М., 1997. Петров Д.Е. Основные подходы к разделению права на отрасли // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2ОО1. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права// Журнал российского права. 2002. № 10. Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. 1987. № 4. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право.1999.№9. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. №10. Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву // Советское государство и право. 1986. № 10. Фаршатов И. А. Специализированные и специальные нормы права// Государство и право. 2003. №. 6.
Тема № 5 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (2 часа) План 1. Понятие, принципы и виды правотворчества. 2. Законотворчество – важнейший вид правотворчества. Стадии законотворческого процесса. 3. Юридическая техника. 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц. 5. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды, принципы. 6. Проблемы российского законодательства, их причины, пути устранения.
Ответ на первый вопрос должен начинаться с характеристики правообразования – длительного по протяженности во времени процесса формирования и оформления юридической нормы. Составной частью правообразования, его заключительной фазой является правотворчество – организационно оформленная деятельность государственных органов по созданию, переработке или отмене юридических норм. Правотворческий процесс основан на определенных принципах, которые непосредственным образом влияют на качество работы правотворческих органов. В зависимости от того, кто является субъектом правотворчества, различают следующие виды этой деятельности: а) непосредственное правотворчество народа; б) правотворчество государственных органов; в) правотворчество должностных лиц. Студенты должны подробно охарактеризовать принципы и каждый из видов правотворчества. Приступая ко второму вопросу, студенты должны дать определение законотворчеству – важнейшему виду правотворчества и детально остановиться на особой процедуре юридического оформления воли народа – законодательном процессе, включающем в себя следующие стадии: 1) законодательную инициативу; 2) подготовку проекта закона; 3) обсуждение законопроекта; 4) принятие закона; 5) опубликование закона. Третий вопрос посвящен юридической технике – совокупности средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающих их совершенство, эффективное использование. Студенты должны иметь четкое представление о юридической терминологии, используемой при изложении содержания закона или иного нормативного акта; о юридических конструкциях, представляющих собой своеобразное построение моделей прав, обязанностей, ответственности; юридических символах – особых средствах формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности и образности и др. Отвечая на четвертый вопрос, студенты должны, ссылаясь на соответствующие акты органов государственной власти, указать границы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц. Нормативно-правовые акты нуждаются в регулярной обработке с целью их упорядочения. В пятом вопросе речь пойдет о систематизации, то есть обработке, приведении нормативно-правовых актов в единую, непротиворечивую согласованную систему. В юридической науке различают следующие виды систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация. Студентам необходимо подробно охарактеризовать названные виды, назвав принципы, на которых они базируются. При освещении шестого вопроса, можно выделить в числе проблем российского законодательства следующие: несовершенство законов и иных нормативно-правовых актов, издаваемых правотворческими органами; медлительность и непоследовательность законотворческой работы, оставляющая неурегулированными с правовой точки зрения важнейшие сферы общественной жизни; коллизии между нормативно-правовыми актами различной юридической силы; недостаточный уровень правовой культуры лиц, занимающихся правотворческой деятельностью; излишняя политизация властных структур, коррупция, лоббизм и др. Далее студенты могут высказать свое видение причин данных недостатков и возможных путей их устранения.
ЛИТЕРАТУРА Абрамова Н.И., Рахманина Т.Н. О практике опубликования правовых актов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. №9. Абрамова Н.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал российского права. 2006. №3. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. №3. Адаруева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал российского права. 2000. №3. Арзамасов Ю.Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти // Государство и право. 2007. №6. Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. 2006. №9. Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. №8. Баранов В.М. Концепция законопроекта: учебное пособие. Н. Новгород, 2003. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. № 2. Бахрах Д.Н. Три способа действия во времени новых правовых норм и три способа прекращения действия старых правовых норм // Государство и право. 2006. №5. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент - источник права // Государство и право. 2002. № 12. Бошно СВ. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. № 1. Вопленко II.Н. Источники и формы права. Волгоград, 2004. Гаврилов Э.П. Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах // Государство и право. 1994. № 8-9. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993. Головина Л.10. Проблема нетрадиционных форм права в современной науке // Право и государство: теория и практика. 2007. № 6. Гук П.А. Судебный прецедент как источник права. Пенза, 2003. Гутников О.В. Состояние и перспективы развития корпоративного законодательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. №2. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. №8. Дрейшев А.В. Проблемы законотворчества в новых условиях // Правоведение. 1994. № 5-6. Дубов А.И. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. Егорова Н.Е., Иванюк О.А., Потапенко В.С. Проблемы противоречий в законодательстве и пути их решения // Журнал российского права. 2006. №11. Законодательный процесс в России: граждане и власть. М., 1996. Зелепукин А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства // Правоведение. 1996. № 2 Игнатенко В.В. Региональное правотворчество и законодательство: основные понятия и термины. Иркутск, 1996. Исаков В.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: объем, структура, тенденции развития // Журнал российского права. 1999. №12. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. 1991. № 6. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994. Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996. Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Советское государство и право. 1990. № 9. Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9. Кузякин Д.А. Федеральные законы: проблемы вступления в силу // Журнал российского права. 2005. №10. Кулакова Ю.Ю. Место нормативно-правового договора в системе форм права // История государства и права. 2007. № 8. Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. 2000.№2 Лукашук И.И. Действие международного договора во времени и пространстве // Журнал российского права. 2005. №4. Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5. Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2002. Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995. № 3. Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики // Государство и право. 2007. №6. Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Правоведение. 2000. №1. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. Нечаева Т.В. Совершенствование процедур участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Журнал российского права. 2006. №10. Обыденнов В.В. Правоположения судебной практики // Журнал российского права. 2002. № 6. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Поленина С.В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства // Теория права: новые идеи. Вып. третий. М., 1993. Проблемы специализации и унификации российского законодательства // Государство и право. 1993. № 5. Проблемы правотворчества и совершенствование законодательства. Сб. научн. трудов Иркутск, 1996. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие. / Отв.ред. А.С.Пиголкин. М., 1998. Проблемы юридической техники / Под ред. В.М.Баранова. Н.Новгород, 2000. Рахманина Т.Н. Нормативное регулирование правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации / Закон: создание и толкование. М., 1998. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. Скурко Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право. 2007. №4. Собянин С.С. Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации в социально-экономической сфере // Журнал российского права. 2007. №1. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. Материалы «Круглого стола» // Государство и право. 1999. № 2-3. Сойфер Т.В. Проблемы развития законодательства на федеральном и региональном уровне // Государство и право. 1996. № 2. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство и право. 1991. № 8. Тихомиров Ю.А. Проблемы сравнительного законоведения // Государство и право. 1993. № 8. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4. Хабибулин А.Г. Теоретико-методологические проблемы законотворчества в условиях глобализации // Журнал российского права. 2006. №9. Чернобель Г.Т. Закон и подзаконный акт / Закон: создание и толкование. М., 1998. Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. 2005. №4. Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2006. №5.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (509)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |