Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Проблемы интерпретации социальных регуляторов в догосударственном обществе и происхождения государства и права (2 часа)



2015-12-07 1746 Обсуждений (0)
Тема 2. Проблемы интерпретации социальных регуляторов в догосударственном обществе и происхождения государства и права (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимо изучить периодизацию догосударственной истории, выявить существенные признаки каждой стадии (период праобщины, период раннеродовой, позднеродовойобщины, соседской общины). Перечислите основные органы публичной власти, назовите причины первобытного разделения властей, расслоения общины. Определите различия между родовой и соседской общинами.

Проанализировать все элементы социальной структуры общества. Выявить особенности власти и социальных норм первобытного общества.

Рассмотрение вопроса о происхождении государства следует начать с освоения основных положений различных теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, органической, психологической, теории насилия. Надо обратить внимание на время возникновения каждой из теорий, ее представителей, основные положения. Следует иметь в виду, что каждая из указанных теорий имеет недостатки (главный из них - то, что не учитываются материальные условия, без которых государство и право возникнуть не могут), и достоинства (каждая внесла определенный вклад в развитие науки, раскрыла какие-то механизмы указанных процессов).

Важнейшее значение имеет историко-материалистическая теория происхождения государства и права, которая рассматривает возникновение государства и права как закономерный результат развития первобытного общества и выделяет особую роль экономики в этом процессе.

При изучении вопроса об экономике, структуре, власти и социальном регулировании в первобытном обществе следует обратить особое внимание на основные характеристики его экономики (низкая производительность труда, общественная собственность, уравнительное распределение и др.), структуры (родоплеменная организация), осуществление в нем власти (первобытная демократия) и те социальные нормы, которыми регулировались общественные отношения.

Надо усвоить закономерности развития экономики и связанные с ними процессы изменения общественных структур, характера власти (управления) и социальных норм.

Внимание следует обратить на причины и процессы, повлекшие рост производительности труда (совершенствование орудий труда, способов и приемов трудовой деятельности, в том числе на три крупных общественных разделения труда). Важно понимать как это повлияло на процессы укрупнения общественных структур, на изменение характера власти и социального регулирования, что, в конечном итоге и повлекло возникновение государства и права.

Исследования (этнографов, археологов, историков, юристов) проблем возникновения государства и права в странах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия и др.) существенно дополнили представления о восточном пути возникновения государства.

Этим странам было присуще поливное земледелие, которое обусловило сохранение общин и соответственно общественных форм собственности на землю, что повлияло не только на процесс возникновения государства и права, но и оказало значительное воздействие на характер государства и права, организацию политической власти в ходе дальнейшей истории, вплоть до современности.

Студент должен представлять себе характер процессов, связанных с трансформацией аппарата управления первобытного общества в государственный аппарат, роль общественных форм собственности в формировании государства и права.

Накопление нового фактического материала, дальнейшее развитие науки и методологического арсенала, а также сложности в изучении этих процессов в силу их большого своеобразия по сравнению с уже изученными моделями Европейского региона - все это стимулировало внимание ученых к процессам образования государства и права, породило различные точки зрения, которые желательно знать.

Изучение этого вопроса целесообразно начать с работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в которой на основе обширного историко-этнографического материала и трудов многих исследователей рассмотрен "западный" путь возникновения государства и права.

Но надо уяснить и то, что наряду с главной причиной возникновения государства и права (появление частной собственности раскол общества на антагонистические классы), действовали самые разнообразные факторы и условия (территориальные, климатические и демографические), так или иначе влиявшие на процесс образования государства и права, их первоначальные тип и форму. Ф. Энгельс отметил особенности возникновения государства в Древней Греции, Древнем Риме и у древних германцев.

Несомненно, определенная специфика была свойственна и процессу становления государства и права у других народов, например, у славян. Положение раннерусского государства между Европой и Азией, его относительно быстрый переход от общинного строя к феодализму представляют большой интерес. По этому вопросу имеется обширная научная и художественная литература.

Значительный интерес представляют пути возникновения права и его древние источники (формы). К ним относятся Законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии, законы XII Таблиц в Риме и др. Столь же интересны источники права Древней и средневековой Руси.

Особое внимание следует обратить на процесс превращения социальных норм первобытного общества в нормы права и на ту роль, которую играет в этих процессах государство.

В целом же более подробно история возникновения и формирования государства и права в разных странах будет изучаться в соответствующих курсах истории.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Понятие и структура общества.

2. Средства организации общества.

3. Особенности власти и социального регулирования в первобытном обществе.

4.. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Общая характеристика теорий происхождения права.

Дополнительный библиографический список:

1. Веселовский В. Классы, слои и власть. М., 1981. Гл. 2.

2. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собp. соч. Т. 33. Гл. 1.

3. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11.

4. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.

Аквинский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (XI–XVII вв.). Л., 1990.

5. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

6. Аристотель. Политика // Сочинения. М., 1988.

7. Гоббс Т. Сочинения. М., 1992. Т. 2.

8. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.

9. Зинченко С.А., Лисневский Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис и соотношение // Государство и право. 1992. № 3.

10 Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.

11. Локк Д. О политическом и гражданском обществе // Сочинения. М., 1988.

12. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

13. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. Т. 3: Пер. с древнегр. / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М., 1994.

14. Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственной власти // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

15. Спиноза Б. Богословско-политический трактат / Пер. с лат.
М. Лопаткина. Минск, 1998.

16. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.

17. Чистое учение о праве Г. Кельзена: Сб. переводов. М., 1987–1988. Вып. 1–2.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

Задания для выполнения на занятии:

1. Одному из студентов предлагается заполнить на доске графу «Первобытное общество» таблицы «Власть и нормы поведения в первобытном обществе и в государстве», другому студенту графу «Государство». Далее в ходе беседы рассматривается вопрос: «Какие перемены, произошедшие в первобытном обществе, потребовали изменения характера власти?». Студенты указывают на процесс имущественной дифференциации и раскол общества на классы, усложнение экономической жизни населения, завоевание огромных территорий кочевыми племенами в ходе великого переселения народов.

 

Власть и нормы поведения в первобытном обществе и в государстве

 

Вопросы для сравнения Первобытное общество Государство
Принцип организации власти    
Принадлежность власти    
Регламентация поведения членов общества    

 

2. Подготовить письменные ответы на вопросы и разобрать их в ходе дискуссии:

- Немецкий социолог М. Вебер определял власть как шанс встретить повиновение своему приказу, польский ученый Е. Вятр – как возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. В чем принципиальное различие этих определений?

- Французскому философу Э. Шартье принадлежат слова «Власть необъяснима, и в этом – ее сила». Прокомментируйте смысл этой фразы.

- Известный китайский мыслитель древности Лао-Цзы писал: «Там, где великие мудрецы имеют власть, народ …………………………… Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ…………………….. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ ……………………………, а там, где еще меньшие, народ………………………………..».

Вставьте вместо точек в правильной последовательности следующие варианты окончания этих четырех словосочетаний:

А) презирает их;

Б) не замечает их существования;

В) привязан к ним и хвалит их;

Г) боится их.

(б,в,г,а)

- Что такое род?

- Почему в доклассовом обществе отсутствовало государство?

- Что такое присваивающее хозяйство? Чем оно отличается от хозяйства производящего?

- Что такое прибавочный продукт? Когда (в каких условиях) он появляется?

- Когда произошла неолитическая революция и в чем ее суть?

- Какая материальная база необходима для образования государства?

- Почему раскол общества повлек за собой образование государства?

- Когда и где появились первые государства?

Тест:

1. Власть – это:

А. организованная сила, обеспечивающая устойчивый порядок в обществе;

Б. надстройка общества;

В. общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;

Г. политическая, структурная и территориальная организация общества.

2. В понятие «публичная власть» входят:

А. профсоюзы;

Б. религиозные организации;

В. органы принуждения;

Г. политические партии.

3. Укажите один из признаков первобытного общества:

А. наличие аппарата управления;

Б. слитность прав и обязанностей членов общества;

В. наличие аппарата принуждения;

Г. сбор налогов.

4. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основной формой организации первобытного общества:

А. семья;

Б. род;

В. соседская община;

Г. верный ответ отсутствует.

5. Укажите один из признаков власти в условиях первобытного общества:

А. выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

Б. административно-территориальная организация населения;

В. наличие бюрократии;

Г. добровольность выполнения решений власти.

6. Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая:

А.выражение интересов всего рода;

Б.принудительность исполнения;

В. отсутствие различий между правом и обязанностью;

Г. устная форма передачи из поколения в поколение.

7. Власть в первобытном обществе опиралась:

А. на систему органов власти;

Б. на обычай и авторитет;

В. на вооруженную силу;

Г. на политические организации.

8. Мононорма – это:

А. обычай;

Б. норма морали;

В. правило поведения, содержащее признаки многих социальных регуляторов;

Г. религиозная норма.

9. Неолитической революций называют:

А. начало применения железных орудий труда;

Б. отделение ремесла от земледелия;

В. отделение скотоводства от земледелия;

Г. переход от присваивающего хозяйства и производящему.

3. Заполнить таблицу осветив все теории происхождения государства и права:

название теории представители теории суть теории аргументы
за против
         

 

4. В современной юридической науке принято классифицировать все теории происхождения государства на две большие группы: органические и неорганические.

Какой критерий положен в основу такого деления? Перечислите теории, относящиеся к первой и ко второй группе. Подготовить письменный ответ на вопрос.

 

Тест:

1. Укажите какая из теорий объясняет происхождение государства как результат добровольного соглашения людей:

А. теологическая;

Б. патриархальная;

В. общественного договора;

Г. классовая.

2. Как рассматривают возникновение государства сторонники «органической теории»?

А. государство есть следствие психологических закономерностей развития человека;

Б. Государство – продукт божественной воли;

В. Государство возникает как продукт сознательного творчества;

Г. Государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.

3. В чем суть «психологической теории» возникновения государства?

А. Государство возникло в связи с общественным разделением труда;

Б. Появление государства объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться с одной стороны и властвовать с другой;

В. Повышение производительности труда создало предпосылки для возникновения государства;

Г. Государство произошло от права собственника на землю.

4. Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства?

А. Общественный договор;

Б. Появление частной собственности на орудия и средства производства;

В. Завоевание одного народа другим, одной части общества другой;

Г. Воля Бога.

5. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

1) патриархальная;

2) органическая;

3) психологическая;

4) классовая.

А) Аристотель;

Б) Л. Петражицкий;

В) К. Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов-Ленин;

Г) Г. Спенсер.

6. Что представляет собой основу «теории насилия» происхождения государства?

А. Государство как искусственное выражение сознательной воли людей;

Б. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи;

В. Государство – это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий;

Г. Государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого; Д. Появление государства необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

7. Как объясняет «теологическая теория» происхождения государства?

А. Государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком;

Б. Государство – результат органической эволюции;

В. Государство – продукт божьей воли;

Г. Государство возникло в результате раскола общества на классы.

8. Из чего исходит «патриархальная теория» о государстве?

А. Государство образуется вследствие подчинения одного класса людей другому;

Б. Государство – результат объединения людей на добровольной основе;

В. Возникновение государства объясняется потребностью человека жить в коллективе, его стремление к поиску авторитета;

Г. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

9. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

1) теологическая;

2) договорная;

3) насилия;

4) гидравлическая (ирригационная).

а) Ш. Ян, Л. Гумплович, К. Каутский;

б) К. Витфогель, Л. Мечников;

в) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье;

г) А. Августин, Ф. Аквинский.



2015-12-07 1746 Обсуждений (0)
Тема 2. Проблемы интерпретации социальных регуляторов в догосударственном обществе и происхождения государства и права (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Проблемы интерпретации социальных регуляторов в догосударственном обществе и происхождения государства и права (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)