ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
Вебер Макс (WeberMax) (1864-1920) - известный немецкий социолог, историк, экономист, юрист. Был профессором политэкономии в университетах Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Рассматривая становление западноевропейского капитализма, решающую роль в его становлении В. отводил протестантизму, что нашло отражение в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905). В. - сторонник идеи рациональности в менеджменте. Для менеджмента наибольший интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Эти идеи изложены в книге «Теория социальной и экономической организации» (1921). В. сформулировал принципы так называемых «бюрократических методов управления кадрами» (четко определенные должностные обязанности, определение иерархии взаимодействий, единообразные формальные процедуры в практике управления, соблюдение единого регламента, строгий отбор кандидатов, периодическая аттестация и пр.). В. высоко оценивал возможности бюрократии и считал развитие бюрократии положительной перспективой исторического процесса. По В., идеальному типу бюрократической организации применительно к органам гос. Управления присущи следующие признаки: управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления; иерархия образует основной принцип контроля над чиновниками; чиновники отделены от собственности на средства производства; управленческая деятельность считается особой профессией; управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности. ГилбретЛилиан (GilbrethLilian) (1887—1950) — американский психолог, жена Френка Гилберта. Проводила экспериментальные и теоретические исследования в области менеджмента, посвященные вопросам управления кадрами, их научного подбора, расстановки, подготовки. В 1915 г. стала первой в истории США женщиной, получившей степень доктора психологии. В ряде американских предприятий при поддержке Г. были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась систематическая подготовка инструкторов по НОТ, пропагандировалась мотивация труда на основании вознаграждения и уважения личности. Гилбрет Фрэнк (GilbrethFrank) (1885-1932) - американский специалист по управлению производством, один из основоположников научного менеджмента, современник Ф. Тейлора, автор книг «Изучение движений» (1912), «Изучение усталости» (1921), «Прикладное изучение движений» (1925). Исследовал оптимальные способы выполнения работы с использованием элементарных движений, впервые применив для этих целей фотоаппаратуру, кинокамеру, микрохронометр. Создатель микроэлементного нормирования (терблинг-подхода), имевшего решающее значение для дальнейшего развития нормирования труда. Следуя за Тейлором, разрабатывал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого (целесообразное устройство рабочих мест, рациональные способы подачи материалов и пр.). Главные труды Г. (часть их написана совместно с женой — Лилианой Г.): «Изучение движений» (1911), «Начала научного управления» (1912), «Факторы утомляемости» (1916). «Практическое применение движений» (1917). Друкер Питер (DrukerPeter) (1909 г.р.) — американский теоретик в области менеджмента, автор многочисленных работ, среди которых особенно выделяется «Практика менеджмента» (1954). Имя Д. связывают с возникновением целевого управления (управления по целям), в основе которого лежит идея постановки перед работниками общих задач с тем, чтобы позволять им самим рассчитывать необходимые затраты, следить за выполнением работ, сравнивать фактические результаты с поставленной задачей. ЛайкертРенсис (LikertResis) (1886-1931) — американский социолог. Разработал структуру идеальной, по его мнению, организации менеджмента на предприятии. В числе ее основных характеристик: а) стиль руководства, при котором руководитель демонстрирует свое доверие и уверенность в подчиненных; б) мотивация, основанная на стремлении руководителей поощрять подчиненных, вовлекая их в активную работу, используя групповые формы деятельности; в) коммуникации, где потоки информации направлены во все стороны и распределены между всеми уровнями; г) принятие решений характеризуется тем, что они утверждаются на всех уровнях с участием всех членов организации; д) цели организации, установленные путем группового обсуждения, что должно снять скрытое противодействие этим целям; е) контроль, функции которого не сконцентрированы в одном центре, а распределены между многими участниками. Левин Курт(LevinKurt) (1890-1947) - немецкий психолог, с 1932 г. 194 работал в США. В 1935 г. основал в Гарвадском университете Центр групповой динамики, в 1946 г. в Энн-Арборском университете (Мичиган) — Институт социологических исследований. Разработал концепцию личности, в основе которой заимствованное из физики понятие «поля» (единство личности и ее окружения). Один из основоположников экспериментального исследования мотивации и психологии групп {групповой динамики). Исследовал эффективные стили лидерства и выявил три классических стиля руководства (авторитарный, демократический, нейтральный). Исследования Л. заложили основу для поисков учеными бихевиористской школы стиля поведения, которая может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности трудом. Внес значительный вклад в развитие психологии малых групп. Маслоу Абрахам (MaslowAbraham) (1908-1970) -- американский психолог, один из лидеров «Гуманистической психологии», автор книги «Мотивация и личность» (1954), посвященной проблемам мотивации и удовлетворенности потребностей человека. Разработал иерархию потребностей человека, в которой большое место отводил потребностям в творчестве, самоактуализации личности, реализации способностей и талантов человека. Существенным элементом теории мотивации М. является утверждение, что человек никогда не сможет полностью реализовать свои цели, поскольку, удовлетворив одну потребность, он обращается к другой. Мейо Элтон (MayoElton) (1880-1949) - американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении. Суть концепции М.: сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение на производстве. По мнению М., основная задача менеджмента — поставить на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творчеству, основной мотив эффективной работы — обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения. Основные идеи М. заключаются в следующем: а) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; б) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию — это способствует социальной стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой. Провозгласил принцип замены индивидуальных воздействий групповыми, экономико-социально-психологическими воздействиями (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Заложил основы концепции «гуманизации труда», «просвещения служащих», «групповых решений». С 1927 по 1932 гг. провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низкой производительности кадров на ряде электротехнических предприятий в г. Хоторне («Хоторнские эксперименты»), которые положили начало исследованию неформальных групп. М. и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как социальную систему. Тейлор Фредерик (TaylorFrederick) (1856—1915) — крупнейший представитель американской и мировой управленческой мысли, один из родоначальников научной организации труда (НОТ) и управления производством, получивших широкое распространение вначале в США, а затем во всем индустриальном мире. В своих работах, таких, как «Научные основы организации промышленных предприятий». Научная организация труда» и др., Т. сформулировал новые принципы оплаты труда и управления предприятием, основанные на глубокой специализации и рационализации трудовых операций. Ему принадлежит идея функционального управления, призванного вытеснить линейную систему. Важным элементом управленческой схемы Т. явилось создание таких подразделений в структуре предприятия, как плановый и распределительный отделы. Впервые в мировой практике организации труда и управления Т. сформулировал задачу изучения элементов времени и установления норм и заданий, разработал собственную систему заработной платы, отменив уравниловку, обосновал необходимость постоянного изучения трудовых движений, внедрил разработанную им технологическую документацию. Тейлоровская рационалистическая концепция организации управления персонала переросла в классическую школу менеджмента, которая предполагает следующие принципы управления персоналом: индивидуальная ответственность работника за выполнение служебных обязанностей и заданий; жесткое разделение сфер деятельности; приоритет индивидуальных форм организации и стимулирования труда; применение рациональных приемов и методов труда по критерию минимума времени на их выполнение; нормирование труда; преобладание экономического стимулирования над всеми другими его видами; авторитарный стиль руководства. Файоль Анри (FayolHenry) (1841 — 1925) — французский экономист, представитель направления научного менеджмента, предприниматель, организатор. Развил и углубил ряд важных концепций научного управления. Важнейшие идеи Ф. изложены в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Ф. заложил основы методологии современного менеджмента и управления персоналом. Разработал основы функционального управления. Разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на шесть основных групп. Административная деятельность управленческого аппарата (планирование, организация, руководство, координация), коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен), технико-производственная деятельность (производство, отделка, опробование, контроль), финансовая деятельность (осуществление финансового контроля), деятельность по охране груда и технике безопасности, деятельность по учету положения дел на производстве. Разработал процессную концепцию управления, выделив 6 управленческих функций (предсказание, планирование, организация, распределение, координация, контроль). Выдвинул и обосновал положение об оптимальном соотношении организаторских, технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупных предприятиях. Обосновал необходимость выделения менеджмента в особый вид деятельности. Сформулировал 15 основных принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, иерархия, порядок, справедливость, стабильный состав персонала, инициатива, корпоративный дух. Первым установил необходимость решения проблемы организованного обучения менеджменту. Идеи Ф. о построении совершенной, способной к саморазвитию социальной организации перекликаются с современными идеями в менеджменте. Фоллет Мери Паркер (Folett Магу Р.) (1863—1933) - американский исследователь психологических аспектов менеджмента. Изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Автор книги «Свобода и координация» (1949), в которой изложила свои взгляды на власть, разрешение конфликтов, функциональное единство организационных структур. Определяла менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех сторон. Пыталась совместить в единое целое три школы менеджмента (классическую, административную, человеческих отношений). Считала, что менеджер должен отказаться от формальных взаимоотношений и быть лидером, признанным работниками. Будучи сторонником формальной теории, согласно которой власть в иерархии направлена сверху вниз, она в то же время любую власть считала «функциональной» (ситуационной) в зависимости от занимаемого положении и выполняемой работы. Работала в качестве консультанта многих крупных корпораций. Форд Генри (FordHenry) (1863-1947) - американский предприниматель, основатель автомобильной промышленности. Родился в семье ирландских эмигрантов. С 15 лет работал механиком. В 1899 г. стал главным инженером Дейтройтской автомобильной компании. В 1903 г. - основал «Форд моторс кампани» (с 1906 г. — владелец контрольного пакета акций). Сторонник масштабного использования разнообразных научных знаний в организации производства и управления. Организовал массовое производство автомобилей на основе использования конвейерных линий, стандартизации и унификации технологических процессов, четкой системы контроля и планирования, создания непрерывных технологических цепочек. Развивал сеть технического сервиса. К 1921 г. компания Ф. контролировала 56% рынка автомобилей. Ф. первым установил на своих заводах минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Ф. был сторонником патерналистских отношений руководителей и подчиненных. На заводах Ф. создано одно из первых ремесленных училищ в США. Предпринимал меры по улучшению социального положения работников. На заводах Ф. впервые была создана социологическая служба со штатом 60 человек для изучения условий труда, быта, досуга работников. Игнорировал действия профсоюзов, что привело к затяжному конфликту с ними в 1937-1941 гг. В конце 20-х гг. компания Ф. утратила свои лидирующие позиции. Ф. разработал теорию, получившую название «фордизм» и изложенную в его книгах «Мои достижения», «Моя жизнь», «Сегодня и завтра». Ф. занимался политической деятельностью, имевшей преимущественно скандальный характер. ЭмерсонГаррингтон (EmersonHarrington) (1853—1931) — американский исследователь в области менеджмента и организатор производства. Разработал комплексный системный подход к организации управления. Сформулировал основополагающие принципы научного управления, которые представлены в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912): точно поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; написанные стандартные инструкции; вознаграждение за производительный труд. Э. первым обратил внимание на проблему принципов научного подхода и обучения служащих. Якокка Ли (lacoccaLee) (1924 г.р.) — известный представитель делового мира США. Родился в семье итальянских эмигрантов. С 1946 г. работал в компании «Форд мотор», пройдя путь от инженера-стажера до президента компании (1968). В 1978 г. после конфликта с Генри Фордом II покинул «Форд мотор». В этом же году возглавил автомобилестроительную компанию «Крайслер», находившуюся на грани банкротства. К 1983 г. компания «Крайслер» под руководством Я. успешно преодолела финансовые трудности. Широкую известность получила автобиография Я. «Карьера менеджера» (1984), в которой изложена история спасения компании «Крайслер» (основной акцент при этом Я. делает на создании «команды» из опытных и молодых производственников и управленцев, принципах построения центрального управленческого аппарата, преодолении его забюрократизированности, вовлечении рабочих в решение производственных проблем), представлены взгляды Я. на проблемы американской экономики и пути их преодоления, на формирование индустриальной политики.
К вопросу №24 Маркетингу, как и всякому другому типу управления, присущ ряд общих функций, а именно планирование, организация, мотивация и контроль. В то же время эти основные функции могут быть конкретизированы и дополнены специфичными для маркетинговой деятельности функциями. В связи с этим выделяют следующие функции маркетинга: - комплексное исследование рынка, включая анализ и прогнозирование конъюнктуры; - анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия; - разработка и составление маркетинговой программы; - осуществление комплекса маркетинговых мероприятий; - организация маркетинговой деятельности; Первые две функции представляют собой маркетинговые исследования. Комплексное исследование рынка складывается из следующих этапов: 1. Изучение требований рынка к товару, в том числе требований к качеству. На этом этапе происходит тестирование товара на рынке т.е. его предварительное опробование на основе субъективных методов (экспертной оценки) или более объективных подходов. Тестирование бывает прямым в реальных условиях) и промежуточным (в лабораторных условиях). 2. Изучение текущей экономической конъюнктуры и прогнозирование. Целью исследования конъюнктуры рынка является: - определение емкости рынка, степени насыщения рынка, динамики рынка (скорости насыщения); - определение динамики и уровня цены товара; - определение динамики объема реализации товара; динамики экспорта и импорта. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) реализуемых на нем товаров, обычно в течение года. Насыщенность рынка — показатель, характеризующий наличие товаров у потребителей. При этом емкость рынка тем выше, чем ниже его насыщенность, и, наоборот, по мере насыщения рынка товаром емкость рынка сокращается. Результатом анализа конъюнктуры является составление прогноза. Прогноз товарного рынка — это объективное, точно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения фирмы на рынке. 3. Анализ рыночной сегментации. Сегментация рынка — это разделение потребителей на узкие, однородные по характеру запросов группы (сегменты).На этом этапе осуществляется выделение рыночных окон и ниш, определение ниши рынка, которую пока никто не занял, изучение своего сегмента (возможного покупателя). Ниша рынка — это место, как правило, довольно небольшое, которое еще не занято или в недостаточной степени используется конкурентами. Нахождение ниши часто приносит быстрый успех. Важно занять ее первым. Однако, найдя нишу, не следует обольщаться, поскольку не всякая ниша позволяет достичь желаемых результатов. 4. Изучение фирменной структуры рынка. На этом этапе определяются фирмы-партнеры (покупатели), фирмы-конкуренты (фирмы, продающие аналогичный товар), а также фирмы-нейтралы (потенциальные покупатели). 5. Исследование форм и методов торговли данным товаром на данном рынке и его сегментах. Имеется в виду изучение видов заключаемых сделок, каналов товародвижения и т.д.. 6. Анализ социально-психологических особенностей покупателей. Очень важно определить тип покупателей, мотивацию принятия ими решений о покупке.Предприятие может достичь успеха на рынке, если будет ориентироваться, прежде всего, на запросы потребителя, обеспечивать ему выбор товаров. А это значит, что надо понять покупателя и определить сферу его интересов. Решению этой задачи служит типология потребителей. Она предполагает разделение потребителей на типичные группы, имеющие одинаковое или схожее потребительское поведение. Наиболее распространенной является типология потребителей с учетом социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол и возраст, занятие и т.д.).Наряду с этим большое развитие получила так называемая эмпирическая типология на основе психографического анализа поведения потребителя (интересы и хобби, консервативность или прогрессивность по отношению к нововведениям, представления о жизненных ценностях и т.д.). В результате потребители, имеющие даже схожие социально-экономические и демографические характеристики, могут быть представлены в виде следующих категорий. По степени восприятия товара: • суперноваторы (те, кто хотят купить что-то обязательно первыми); • консерваторы; По отношению к товару: При проведении маркетинговых исследований рынка для сбора информации используют два основных метода: • метод кабинетных исследований (справочники, статистические данные, средства массовой информации и т.д.); Анализ возможностей фирмы является второй составляющей маркетинговых исследований. Он позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями предприятия. 1) анализ финансово-экономического положения; 2) анализ производственных мощностей, материально-технической базы и научно-техническою потенциала; 3) анализ номенклатуры производимых товаров (товарного ассортимента); 4) анализ организационной структуры управления, системы планирования, кадрового состава предприятия, его квалификации; 5) анализ стратегии предприятия на рынке, его маркетинговой и коммерческой деятельности (наличие и эффективность сбытовой сети). Анализ возможностей фирмы заканчивается составлением таблицы оценки конкурентных позиций предприятия, в левой части которой находятся развернутые статьи анализа Деятельности предприятия (финансовое положение, ассортимент продукции и т.д.), а в правой — количественные показатели (абсолютные и относительные) по указанным статьям в сравнении с аналогичными показателями фирм-конкурентов. Возможности фирмы напрямую зависят от двух факторов — использования основных фондов и производительности труда. Эти показатели могут либо быть стабильными, либо снижаться. В результате маркетинговых исследований составляется маркетинговая программа, которая включает в себя прогноз развития конъюнктуры рынка, стратегию и тактику маркетинга, комплекс предполагаемых маркетинговых мероприятий, бюджет реализации маркетинговой программы. Комплекс маркетинговых мероприятий, или, как его еще называют, маркетинг-микс (англ, marketingmix), представляет собой серию конкретно реализуемых мер воздействия на рынок. Маркетинг-микс включает в себя: - товарную политику (англ, productpolicy); - ценовую политику (англ, pricingpolicy); - сбытовуюполитику (англ, distribution policy); - продвижение товара, или коммуникационную политику (англ, promotion, communicationpolicy). Организация маркетинговой деятельности предусматривает создание специализированных структурных подразделений в системе управления — маркетинговых служб. Контроль маркетинговой деятельности осуществляется в процессе .реализации маркетинговых мероприятий во всем их многообразии и комплексности. Оценка эффективности маркетинговой деятельности производится на стадии завершения реализации маркетинговой кампании как итог фактически проделанной работы. Для организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товара Жизненный цикл товара — это определенный период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью на рынке, т.е. период определенной рыночной устойчивости товара, после чего он рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. В жизненном цикле товара выделяют следующие стадии: внедрение товара на рынок; рост объема продаж, вследствие признания товара покупателями; стадия зрелости, включая насыщение рынка товаром; спад объема продаж и прибыли. От стадии жизненного цикла товара зависят объем прибылей, объем общих капиталовложений и расходов на маркетинг и рекламу, цена товара, поведение покупателей и их отношение к товару, степень конкуренции на рынке и т.д. Различные товары имеют различную длительность жизненного цикла и каждой его стадии — от нескольких дней до нескольких десятков лет. Особенности жизненного цикла товара предопределяют дифференцированный подход и различное сочетание отдельных маркетинговых инструментов, используемых на каждой из его стадий.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |