Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вывод: Уравнение Бернулли с помощью замены сводится к линейному неоднородному уравнению первого порядка



2015-12-07 704 Обсуждений (0)
Вывод: Уравнение Бернулли с помощью замены сводится к линейному неоднородному уравнению первого порядка 0.00 из 5.00 0 оценок




Я сменю у каждого слагаемого знак, делать это не обязательно, просто запись будет выглядеть стандартнее что ли:

Дальше алгоритм работает по накатанной колее, важно только уметь решать неоднородное уравнение 1-го порядка:

Проведем замену:

Составим и решим систему:

Из первого уравнения найдем :

– подставим найденную функцию во второе уравнение системы:

Подобные интегралы я ласково называю дурными интегралами, они не столько сложные, сколько творческие – нужно догадаться (хотя бы научным тыком), как их решать.

Данный интеграл берётся по частям:

Творчество присутствует, помимо интегрирования по частям, использован метод подведения функции под знак дифференциала.

Таким образом:

Но это ещё не всё, выполняем обратную замену:
Если изначально было , то обратно будет

В результате получаем общее решение исходного уравнения Бернулли:

Тривиальное решение потерялось (это произошло в самом начале при делении на ) и не вошло в общий интеграл. Однако это обстоятельство нас совершенно не волнует, поскольку по условию требовалось решить только задачу Коши (! заметьте, что если бы условие требовало указать в ответе и общее решение, то его следовало бы дополнить функцией ). Найдем частное решение, удовлетворяющее начальному условию :

Ответ: частное решение:

Для мастодонтов дифференциального исчисления вкратце напоминаю алгоритм проверки дифференциального уравнения:

1) проверяем, выполнено ли начальное условие;
2) берём ответ и находим производную ;
3) подставляем ответ и найденную производную в исходное ДУ – должно получиться верное равенство.

Проверить дифференциальное уравнение Бернулли действительно не всем под силу, так как в большинстве случаев приходится находить трудную производную и выполнять громоздкую подстановку.

Когда я подбирал первый пример для этой статьи, то очень хотелось разобрать распространенное уравнение Бернулли в духе , однако сразу же после замены оно становится до неприличия похоже на Пример 8 урока неоднородные дифференциальные уравнения первого порядка. Поэтому пусть лучше будет что-нибудь необычное.

Но, вы не расстраивайтесь, вот пара более простых примеров для самостоятельного решения:

Пример 2

Найти решение ДУ , удовлетворяющее начальному условию

Пример 3

Найти решение задачи Коши
,

Полные решения и ответы в конце урока.

В третьем примере перед решением целесообразно представить уравнение в стандартном виде: .

Вообще, иногда составители сборников и методичек зашифровывают уравнения до неузнаваемости, например:

Как говорится, сиди студент и разгадывай ребус – какого хрена типа этот диффур. То ли уравнение с разделяющимися переменными, то ли уравнение в полных дифференциалах, то ли еще какое-нибудь уравнение.

Интереснейшая задача и новая информация, о которой я до сих пор не рассказывал:

Пример 4

Найти решение ДУ , соответствующее начальному условию

Корни, куда же без них.

Решение: Пожалуйста, классический вид уравнения Бернулли.

По условию требуется решить только задачу Коши, поэтому ось абсцисс снова идёт лесом.

Сначала убираем «игрек» из правой части, для этого делим каждую часть на :

Теперь с помощью замены нужно избавиться от «игрека» вот в этом слагаемом:

Из вышесказанного следует замена:
Найдем производную:
, откуда выразим:

Таким образом:

Получено линейное неоднородное уравнение, проведем замену:


Составим и решим систему: .

Из первого уравнения найдем :



– подставим во второе уравнение:




Таким образом:
Обратная замена: если , то
Общее решение:

Найдем частное решение, соответствующее заданному начальному условию:

…вот тебе и раз. Уравнение имеет два корня и в результате получаются… два частных решения , каждое из которых удовлетворяет начальному условию . Желающие могут выполнить проверку для обеих функций. Однако зададимся вопросом, а могло ли такое получиться в принципе? Может быть где-нибудь допущена ошибка?

Скорее всего, у многих читателей ещё с 1-го урока сложился стереотип, что частное решение всегда единственно. Это далеко не так. В теории математического анализа строго доказано, что задача Коши имеет единственное решение лишь при выполнении определённых условий (соответствующая теорема формулируется в первых параграфах любого учебника/раздела, посвященного диффурам).

В данном случае условие единственности нарушено, и в точке пересекаются (именно пересекаются, а не касаются друг друга!) графики многочленов .

Ответ:начальному условию соотвествуют два частных решения:

А сейчас небольшой оффтопик. Надеюсь, вы хорошо изучили раздел «Функции и графики» и представляете, как выглядит типичный график многочлена 4-ой степени. Семейство кривых (общее решение ДУ) располагается в верхней полуплоскости и касается оси абсцисс в каждой её точке. Образно говоря, множество графиков (при всех действительных значениях константы) своими точками касания порождает решение , которое, как заправский партизан засело в чаще леса и в общее решение не вошло.

Такое необычное решение называют особым решениемдифференциального уравнения.
В общем случае особое решение тоже представляет собой кривую, которая огибает «основное семейство». В рассмотренном же примере оно больше ассоциируется с «подставкой» под графики функций .

Потёрто.

Возможно, некоторые удивились, почему я ничего не рассказал про математика Бернулли. Забыл. Не будем нарушать традиций. Якоб Бернулли почти итальянец, жил в Швейцарии, говорил на 5-ти языках. В семье Бернулли 9 (!) математиков, причём у некоторых представителей династии есть серьёзные достижения и в области физики. …Пожалуй, этой информации будет достаточно, а то мне в голову стал приходить крайне неэтичный юмор в духе «Якоб, Иоганн – какая студенту разница?» =) …Побродил немного по комнате, посмеялся, продолжаю:

Пример 5

Найти общее решение (или общий интеграл) дифференциального уравнения первого порядка.

Немногочисленный пример из моей выборки, когда требуется найти только общее решение. Полное решение и ответ в конце урока.

Мы рассмотрели наиболее распространенные версии уравнения Бернулли – с «игреком» во второй степени и с «игреком» под квадратным корнем. Другие варианты встречаются реже. Разберём пример, когда «игрек» находится в кубе.

Пример 6

Найти общее решение дифференциального уравнения

Решение: Данное ДУ является уравнением Бернулли.

Очевидно, что является решением этого уравнение.

И только после этой оговорки делим обе части на :

Избавляемся от «игрека» в «полюбившемся» слагаемом, для этого проведем замену:

В результате:

Получено линейное уравнение, проведем замену:

Решим систему:

Из первого уравнения найдем :




– подставим во второе уравнение:




Таким образом:

Проведём обратную замену: если изначально , то обратно:

В принципе, здесь можно выразить общее решение в виде:
, но, согласитесь, смотрится не очень…, словно Дедушка Мороз подсунул в подарок гнилую мандаринку. Эта фишка уже рассматривалась мной на уроке Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Нет-нет, испорченные продукты питания никому не предлагал =)

Лично я в похожей ситуации почти всегда склоняюсь к тому, чтобы оставить ответ в виде общего интеграла (заодно париться не нужно).

Ответ: общий интеграл: . Ещё одно решение:

Перед кремлёвским салютом рассмотрим заключительный пример с отрицательной степенью.

Пример 7

Найти частное решение дифференциального уравнения
,

Это пример для самостоятельного решения.

Ну вот, мешок с подарками пуст, надеюсь все остались довольны. Хотя, честно, Новый Год не люблю, сегодня вычитал на Анекдоте.ру меткий афоризм: 10 дней праздников обычно проводишь либо без всякой пользы либо с большим вредом.

Удачной вам сессии!

Решения и ответы:

Пример 2: Решение: Данное ДУ является уравнением Бернулли. Найдем общее решение.


Проведем замену:

Получено линейное неоднородное уравнение, замена: .



Составим и решим систему:
Из первого уравнения найдем :



– подставим во второе уравнение:



Таким образом:
Обратная замена:
Общее решение:
Найдем частное решение, соответствующее заданному начальному условию:

Ответ: частное решение:
Красиво.

Пример 3: Решение:
Данное дифференциальное уравнение является уравнением Бернулли, разделим обе части на :

Проведем замену:


Получено линейное неоднородное уравнение, проведем замену:



Составим и решим систему:

Из первого уравнения найдем :



– подставим во второе уравнение:



Таким образом:

Обратная замена:
Общее решение:
Найдем частное решение, соответствующее заданному начальному условию:

Ответ: частное решение:

Пример 5: Решение: Данное уравнение является уравнением Бернулли.
Очевидно, что является решением данного уравнения.


Замена:

В полученном линейном неоднородном уравнении, проведем замену:



Решим систему: .
Из первого уравнения найдем :




– подставим во второе уравнение:



Таким образом:
Общее решение:
Обратная замена:

Ответ: общее решение ; ещё одно решение:

Пример 7: Решение:
Данное ДУ является уравнением Бернулли.

Проведем замену:

Получено линейное неоднородное уравнение, проведем замену:



Составим и решим систему:

Из первого уравнения найдем :



– подставим во второе уравнение:



Таким образом:

Обратная замена:
Частное решение, соответствующее начальному условию , можно найти прямо из общего интеграла . Для этого вместо «икса» подставляем ноль, а вместо «игрека» – единицу:

Таким образом, частное решение:

Частное решение также выясняется и более «привычным» способом через общее решение .

Ответ: частное решение:



2015-12-07 704 Обсуждений (0)
Вывод: Уравнение Бернулли с помощью замены сводится к линейному неоднородному уравнению первого порядка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вывод: Уравнение Бернулли с помощью замены сводится к линейному неоднородному уравнению первого порядка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)