Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА



2015-12-08 1371 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




К 250-летию Российской академии художеств

 

Российская академия художеств

Научно-библиографический архив

 

«Преподаватели Российской Академии художеств»

 

Т.Б. Дубяго

ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Публикации и документы

Научный сборник

Выпуск 4


Ответственный редактор

Заведующая научно-библиографическим

архивом, кандидат искусствоведения

СБ. Алексеева

 

Составитель и автор вступительной статьи Н.С. Беляев

 

Дубяго Т.Б. История садово-паркового искусства. Конспект лекций: Публикации и документы. Научный сборник /НБА PAX; Отв. ред. СБ. Алексеева, Сост. и авт. вступ. ст. Н.С. Беля­ев.- СПб.: Лема, 2007.- 92с, ил.- Выпуск 4.- (Серия «Препода­ватели Российской Академии художеств»).

Четвертый выпуск из серии «Преподаватели Российской Академии худо­жеств», посвящен Татьяне Борисовне Дубяго (1899-1959) - русскому ар­хитектору, талантливому педагогу, крупному специалисту в области садо­во-паркового искусства. Татьяна Дубяго в течение многих лет была пре­подавателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, воспитала не одно поколение архитекторов. Представленная книга по праву считается одной из ее лучших неопубликованных работ и теперь она стала доступной широкому кругу читателей. Отзывы о плодотворной деятельности Т.Б. Дубяго таких видных специалистов, как Г.Г. Гримма, Л.М. Тверского, Е.И. Катонина, помещенные в сборник, позволяют лучше познакомиться с личностью этого известного отечественного архитектора.

Издание предназначено для архитекторов, искусствоведов, историков, студентов гуманитарных и технических ВУЗов и всех интересующихся историей садово-паркового искусства.

 

Вступительная статья

Изучение и публикация ранее не изданных научных работ преподавателей Академии художеств - дело нужное и полезное для развития отечественной искусствоведческой науки, что доказывают положительные отзывы на предшествующие сборники, выпущен­ные Научно-библиографическим архивом Российской академии художеств.

Настоящий выпуск из серии «Преподаватели Российской академии художеств», посвящен одному из самых известных ле­нинградских архитекторов и историков садово-паркового искусст­ва, чье имя до сих пор считается непревзойденным авторитетом среди нескольких поколений русских архитекторов, занимающихся организацией ландшафтной среды.

Деятельность Татьяны Борисовны Дубяго была плодотворна и многогранна как в области истории и теории садово-паркового искусства, так и в плане практической реализации ряда крупных архитектурных проектов, создании образовательных курсов для будущих архитекторов-дендрологов и т.д.

Как всякое дерево имеет свои корни, питающие его крону, так и человек без влияния семьи не может стать настоящей лично­стью. Это полностью подходило к Татьяне Дубяго, принадлежав­шей не только по духу, но и по своему происхождению к европей­ской интеллигенции позднего Средневековья. Предки Татьяны Бо­рисовны вели свое начало от старинного литовского дворянского рода Кояловичей, славившихся глубокой образованностью. Аль­берт Коялович в начале XVII века составил известную рукопись «Гербовник дворян Великого Княжества Литовского»; Войцых Виюк Коялович (1609-1677) - историк, профессор и ректор виленской академии, автор богословских трактатов. Ее дед- Михаил Ио­сифович Коялович (1828-1891) был писателем, историком, заве­дующим кафедрой русской истории гражданской и духовной Санкт-Петербургской духовной академии, а отец - Борис Михайло­вич Коялович (1866-1942) являлся известным ученым, доктором математических наук, профессором Политехнического института, членом Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения.

Татьяна Коялович¹ родилась 5 марта 1899 года в Петербур­ге, Интерес к искусству и, прежде всего, к архитектуре привел ее в Академию художеств, где в 1917 году она успешно прошла конкурс и проучилась до весны следующего года. Затем ее семья покидает Петроград, только лишь в 1921 году она смогла вернуться обратно и была принята на архитектурный факультет Института Граждан­ских Инженеров, который закончила в 1926 году. Дипломной рабо­той Татьяны Борисовны стал проект «Планировка части Володар­ского района».

Серьезный интерес к архитектуре Ленинграда привел ее на работу в Отдел планировки Ленсовета, где Т. Дубяго смогла рас­крыть свой талант архитектора-проектировщика под руководством профессоров Л.А. Ильина и Е.И. Катонина²- корифеев градо­строительной мысли того времени. В 1930-е гг. она принимала уча­стие в подготовке первого плана реконструкции Ленинграда. Наи­более удачной ее работой как районного архитектора считается проект планировки района Охты и правого берега Невы. Не менее значимым для нашего города стал ее проект Парка Культуры и От­дыха Московского района, выполненный совместно с Е. И. Катониным, ныне хорошо известного как Москов­ский Парк Победы. Великолепный каскад из зеленых насаждений, живописные пруды и аллеи до сих пор радуют глаз посетителей этого парка. Зеленая ограда парка вдоль Московского проспекта выполнена по проекту Дубяго Г. Б.

Продолжая свою продуктивную деятельность в этом на­правлении, Татьяна Дубяго по просьбе Управления Культурно-просветительскими

 

1 Дубяго - фамилия мужа Татьяны Борисовны.Дмитрий Петрович Дубяго (1895-1942), проектировщик гидроэлектростанций, скончался в блокадном Ленинграде.

² Ильин Лев Александрович (1880-1942), архитектор-градостроитель, главный архитектор Ленинграда (1925-19.38).

Катонин Евгений Иванович (1889-1984), архитектор, доктор архитектуры, про­фессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

учреждениями Ленсовета начала работу над восстановлением жемчужины садово-паркового искусства Петер­бурга - Летнего сада. В течение двух последних предвоенных лет она смогла создать проект реставрации Летнего сада: это проект партера по Лебяжьему каналу, который был осуществлен в натуре, проект восстановления и бла­гоустройства участка у Чайного домика и у пруда. Столь интерес­ную и полезную для сохранения отечественной культуры работу Т.Б. Дубяго продолжила в послевоенное время. Изучив большое количество источников, посвященных Летнему саду, она смогла разработать проект его восстановления, имевший большое методическое значение; был сделан анализ композиции сада, показано, что необходимо собрать исторический материал, намечен перечень необходимой документации к проекту.

В период Великой Отечественной войны почти все приго­родные дворцы-резиденции русских монархов - сильно пострадали, что потребовало значительных усилий по восстановлению не толь­ко архитектурных сооружений, по и самих парковых ансамблей. И в этом отношении особенно ценен вклад Татьяны Борисовны в рес­таврацию Екатерининского парка в Царском Селе. Ее профессио­нальными консультациями пользовались сотрудники пригородных дворцов-музеев - Петродворца и Ораниенбаума. Большой опыт Т.Б. Дубяго в области реставрации парковых ансамблей пригородов Ле­нинграда вылился в ряде публикаций, приведенных в конце на­стоящего издания.

Диапазон творческих интересов Т.Б. Дубяго не ограничи­вался только географией России. Во время эвакуации она активно работала в Узбекистанском научно-исследовательском институте агролесомелиорации в Ташкенте в качестве заведующей сектором озеленения городов этой республики. Итогом нескольких лет ее деятельности стали проект дендропарка в Ташкенте, проект парка культуры и отдыха железнодорожников (осуществлен), проект озе­ленения Фархадстроя (совместно с О.А. Ивановой).

В 1945 г. Татьяна Борисовна принимала участие в закрытом конкурсе «Озеленение городов Урала», где ее проекты были отме­чены первой и второй премиями, а спустя три года она была награ­ждена почетной грамотой Правления Союза Советских Архитекто­ров за проекты, представленные на Первой Всесоюзной выставке архитектурных и научных работ женщин-архитекторов СССР.

Уникальность архитектурного таланта Татьяны Борисовны состояла в диапазоне ее творческих возможностей - она была не просто профессиональным архитектором, но и одновременно круп­нейшим ученым в области садово-паркового искусства, соединив­шим теорию, историю и практику в единое целое, что нашло свое отражение в ее диссертациях, монографиях и многочисленных статьях.

В 1949-1950-х гг. она была председателем международных конференций, посвященных ландшафтной архитектуре и прохо­дивших в Австрии и Финляндии, а также являлась членом ученых советов ВАКа, Архитектурного совета Ленинграда и Союза архи­текторов.

Однако без продолжателей дела трудно говорить, что мас­тер полностью состоялся, и здесь вполне уместно дать обзор педа­гогической деятельности Татьяны Борисовны, которая началась в 1930 г. на кафедре планировки населенных мест Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства.

В 1933 году она связала свою преподавательскую работу с Ленинградской лесотехнической академией им. СМ. Кирова. Поч­ти четверть века она отдала кафедре садово-паркового искусства и строительства. Коллеги до сих пор помнят ее вклад в развитие создания новой области искусства в Советском Союзе.

На электронном сайте кафедры, помещенным в Интернет, можно прочитать: «Т.Б. Дубяго впервые составляет учебные про­граммы по двум дисциплинам кафедры, пишет конспекты лекций по садово-парковому искусству, теории ландшафтного искусства, озеленению населенных мест. Она была одним из самых эрудиро­ванных профессоров академии, обладала лекторским талантом, за­воевывала симпатии студентов своей эрудицией, глубоким знанием основ дисциплины и практическим опытом в области благоустрой­ства, реставрации, градостроительства. Она пробуждала интерес у студентов и работников кафедры к научно-исследовательской рабо­те в области градостроительства и озеленения. Под ее руково­дством были выполнена работы кафедры по благоустройству Куйбышев­ской ГЭС... Под руководством Дубяго студенты выполнили более 300 работ, из которых 12 % было осуществлено. Дипломные рабо­ты всегда отличались глубиной разработки и оригинальностью ре­шений. Будучи крупнейшим ученым в области ландшафтной архи­тектуры и педагогом по призванию, Дубяго придавала большое значение организации встреч студентов с известными архитектора­ми, художниками, учеными»3. Среди заслуг Татьяны Борисовны можно назвать и организацию студенческих экскурсий в Прибалти­ку для ознакомления со спецификой западного паркового строи­тельства и создание библиотеки, включавший книжный и репроду­цированный материал, посвященный ландшафтной архитектуре и озеленению.

Следует отметить, что Татьяна Борисовна не ограничивала свою педагогическую деятельность только Лесотехнической акаде­мией, ее интересные лекции можно было услышать в Ленинградском инженерно-строительном институте, в Государственном Эр­митаже, на курсах экскурсоводов, в Домах Культуры и Обществе по распространению политических и научных знаний.

Почти полтора десятка лет (1938-1954) Татьяна Дубяго бы­ла связана с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, именно там по просьбе его руководства она чи­тала лекции по Садово-парковому искусству. В Научно-библиографическом архиве Российской академии художеств сохра­нилось официальное письмо директора Института

 

3 Лесотехническая академия. [email protected]

 

имени И.Е. Ре­пина, профессора В.М. Орешникова4 к Т.Б. Дубяго: «Глубокоува­жаемая Татьяна Борисовна! Дирекция Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР просит Вас взять на себя чтение курса «Садово-парковое ис­кусство» на 5-м курсе архитектурного факультета Института во 2-м полугодии 1954 г. Вы будете заняты 4 часа в неделю. Если Вам за­труднительно приезжать два раза в неделю, то расписание может быть составлено так, что после 2-х часов лекции будут следовать 2 часа практических занятий. Надеемся на Ваш положительный от­вет»5.

В Академии художеств происходила и защита ее доктор­ской диссертации «Русское садово-парковое искусство XVII - пер­вой половины XVIII столетий». Официальными оппонентами были такие светила архитектурной мысли, как Г.Г. Гримм и Л.М. Твер­ской6.

Несмотря на то, что большая часть преподавательской дея­тельности Т.Б. Дубяго была связана с ЛТА, она всегда относилась с уважением и почтением к Академии художеств. «Я испытываю осо­бое удовлетворение от мысли о том, что я защищаю докторскую диссертацию в стенах той Академии, порог которой я переступила в начале своего жизненного пути, когда была зачислена на архитектурный факультет.

После смерти Татьяны Борисовны в 1959 году именно Ака­демия художеств высказала свою заинтересованность в издании труда всей ее жизни «Русские регулярные сады и парки». В офици­альном письме к главному

4Орсшников Виктор Михайлович (1904-1987), советский художник, действитель­ный член Академии Художеств СССР. НБАРАХ.Ф.7.Оп.4.Д79.Л.13.

5Гримм Герман Германович (1905-1959), доктор искусствоведения, автор ряда Фундаментальных работ по истории отечественной культуры.

6Тверской Лев Михайлович (1889-1972), архитектор, теоретик архитектуры, про­фессор Института имени И.К. Репина.

 

редактору Государственного издательст­ва литературы по строительству и архитектуре написано: «Книга Дубяго могла бы стать чрезвычайно ценным учебным пособием при изучении студентами русской парково-строительной культуры ... это обстоятельное исследование является ценным при дальней­шей научной работе в области исследования вопросов отечествен­ного градостроительства». Эта инициатива Академии особенно ценна тем, что в те годы было издано незначительное количество работ по садово-парковому искусству. И по авторитетному мнению Н.А. Ильинской «эта книга, изданная посмертно в 1963 году, пред­ставляет серьезное и ценное исследование, уникальное и по на­стоящее время, и является одной из немногих книг по русскому са­довому искусству, известных за границей»".

К сожалению, значение и необходимость садово-паркового искусства у нас в стране в середине 1950-х гг. недооценивались, и было предложено отказаться от выпуска архитекторов в области ландшафтной архитектуры, что перечеркивало многое из достигну­того Татьяной Борисовной и повлияло на ее ранний уход из жизни. Однако спустя долгие годы ее творческое наследие не устаревает, а память о ней сохраняет не одно поколение специалистов в области садово-паркового искусства. Так, в 1999 году в Союзе архитекторов в Петербурге был организован вечер, приуроченный к 100-летию со дня рождения Татьяны Дубяго.

Многое для популяризации личности Татьяны Борисовны Дубяго сделала ее коллега по кафедре садово-паркового искусства и строительства Лесотехнической академии им. СМ. Кирова Ната­лья Алексеевна Ильинская: ее перу принадлежит серьезная обстоя­тельная статья, посвященная Т. Дубяго, где впервые столь под­робно и многоаспектно показана деятельность этого русского архитектора. Благодаря Н.А. Ильинской архитекторы и искусствоведы имеют возможность познакомиться с курсом лекций по садово-парковому искусству, созданному Т.Б. Дубяго в 1939 г и специаль­но предназначенному для чтения студентам Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Сохраненная Н. А. Ильинской машинопись курса находится в Научно-библиографическом архиве PAX и теперь представлена в настоящем сборнике.

Конспект лекций охватывает значительный период зару­бежной истории ландшафтной архитектуры с древнейших времен и до начала XIX столетия и до сих пор представляет интерес для спе­циалистов, прежде всего, с точки зрения исторического осмысления этой области научного и практического знания. Кроме конспекта, в это издание составителем было решено включить отзывы на док­торскую диссертацию Т.Б. Дубяго, библиографию ее печатных и неопубликованных работ, а также список основных проектных ра­бот и построек.

Закончить статью о жизни и деятельности Татьяны Бори­совны хотелось бы словами: «Дубяго пользовалась большим ува­жением, была благородным человеком, вся ее жизнь отличалась высокой принципиальностью, авторитет ее был признан специали­стами всего мира. Она ответственно относилась к профессиональ­ной подготовке студентов, обладала высоким мастерством градо­строителя, талантливого создателя выразительных садово-парковых ансамблей, владела основами строительства садов и парков, знала сущность современных градостроительных задач».

 

Т. Б. Дубяго

ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ15

Вступление

В ансамбле современного города зеленые насаждения играют су­щественную роль. Они входят в этот ансамбль как равноправный элемент наряду с архитектурой зданий, и в отдельных случаях приобретают доми­нирующее значение.

На территории города зеленые насаждения должны быть органи­зованы в единую архитектурную систему, композиционно связанную в одно целое, с учетом индивидуальных особенностей каждого зеленого массива. Эти установки дают нам возможность правильно подойти к раз­решению вопроса об озеленении наших городов, определить значение ка­ждого зеленого пятна в ансамбле всего города и района, определить его архитектурный образ и содержание его работы.

На территории Советского Союза строится сейчас большое коли­чество парков. Каждый город, поселок, колхоз хочет иметь свой парк Культуры и Отдыха, а большие города стремятся к увеличению своих зе­леных территорий в целях оздоровления города и предоставления населе­нию мест здорового отдыха и развлечений.

Значение зеленых насаждений для жизни города в основном за­ключается в следующем: на первом месте должно быть поставлено сани­тарно-гигиеническое значение зелени, которое сводится:

1. К непосредственному регулированию состава воздуха путем выделения кислорода и поглощения углекислотности в свету.

 

15 Текст лекций печатается по оригиналу, находящемуся в ИВА PAX с сохранени­ем авторской орфографии, пунктуации и воспроизведения названий имен собст­венных.

 

2. К регулированию температуры и относительной влажно­сти воздуха.

3. К защите от пыли, вредных газов, дыма и копоти (фильт­рующее значение зелени).

Современное градостроительство придает большое значение вне­дрению зеленых территорий в систему города. Оно выдвигает как непре­менное требование - равномерное распределение зеленых территорий по всем районам города. Необходимо объединение их зелеными артериями в одну систему в целях обеспечения нормального состава воздуха во всех точках населенной территории.

Наряду с санитарно-гигиенической ролью зелени необходимо от­метить и культурно-просветительное значение зеленых территорий, кото­рое сводится к организации мест массового культурного отдыха взрослых и детей и к устройству мест для физкультуры и спорта. Сюда же относит­ся и организация ботанических садов.

Не менее важное значение имеют зеленые территории и в вопросе зашиты города от пожаров, снежных и песчаных заносов, ветров, а также в вопросах об укреплении берегов рек и оврагов, и в защите водоохранных

зон.

Все перечисленные свойства зеленых насаждений указывают на их важную роль в системе города. Современный архитектор и градострои­тель в СССР должен внимательно подойти к изучению вопросов зеленого строительства, чтобы найти тот художественный образ Советского Парка, который должен отвечать новому содержанию парковой работы, должен дать максимально оздоровляющий эффект и обеспечить лучшие условия для культурного отдыха населения. Практика советского паркостроения позволяет уже сейчас выявить те пути, по которым следует направить са­дово-парковое строительство в СССР. Первые годы строительства отлича­лись чрезмерной гигантоманией в проектировании и стандартным подхо­дом к композиции совершенно различных по природным условиям участ­ков. Определившийся перечень сооружений парка, разросшийся до не­имоверных размеров, был обязательным для каждого парка, независимо от его размеров. Это привело к перегрузке парков сооружениями и потере значения парка как зеленого массива. Установка на максимальную ориги­нальность и новизну замысла, часто вызывавшая утрировку и эксцентрич­ность, привлекла к полному отказу от изучения садово-паркового искусст­ва прежних времен.

Однако последние годы строительства парков свидетельствуют о переломе в этом вопросе. Наблюдается стремление к критическому освое­нию садово-паркового искусства прежних эпох, отказ от перегрузки пар­ков сооружениями и повышение качества проектирования парков.

К удачным работам последних лет можно отнести Нагорный парк в Баку, парк на горе Давида в Тбилиси и частично Центральный парк КиО им. Горького в Москве. (Работа последних 2-3 лет - набережная Москва реки.)

Современное строительство парков может дать образцы высокого качества только при критическом освоении культурного наследия в садо­во-парковом искусстве. История развития садового искусства дает нам немало прекрасных примеров решений больших парковых ансамблей, предназначенных для массовых зрелищ и развлечений. Таковы амфитеат­ры итальянских садов и нарядные открытые площади французских парков.

Для решения парка в условиях крутого рельефа можно применить приемы террасированного итальянского сада с его монументальными подпорными стенками и декоративными лестницами. При композиции парка, предна­значенного для тихого отдыха, можно воспользоваться идеями построения пейзажного парка конца XV1I1 века с его извилистыми дорожками, сво­бодным размещением растительности и созданием живописных перспек­тив, подражающих естественной природе.

В конечном счете, создание художественного образа советского парка может быть достигнуто путем синтеза зеленых насаждений, воды, архитектуры и скульптуры на базе естественных условий территории, предназначенной под парк.

Архитектура садов и парков только недавно снова признана от­раслью истории искусств. После пышного расцвета садово-паркового ис­кусства, закончившегося XVI11 веком, трезвый XIX век отбросил садовое искусство как ненужное, считая, что сад сам разрастется, если почва хо­роша ивлаги достаточно. Между тем садам последнего времени очень далеко до созданий эпохи Лигорно иЛенотра. Прежнее искусство забыто и для того, чтобы снова поднять на высокий уровень строительство наших современных парков надо прежде всего изучить те композиционные приемы, которые легли в основу решения знаменитейших парков всех стран, изучить историю садово-паркового искусства.

Прежде чем приступить к изложению исторического очерка раз­вития садово-паркового искусства необходимо уточнить основную терми­нологию. Обозначение парковых стилей хотя иногда и неточно, все же вносит известный порядок и разграничение, подразделяющее все садово-парковые композиции на две противоположные категории.

1. Композиции, основанные на принципе геометрических построений, с регулярной планировкой дорожек и площадок – называются регулярными.

2. Композиции, характеризующиеся отсутствием правильности и имеющие в своей основе подражание естественной природе - называют­ся пейзажными или ландшафтными парками.

Регулярные парки делятся на две группы:

1. Регулярные парки, расположенные на крутом рельефе, свой­ственном Италии и называемые поэтому итальянскими.

2. Регулярные парки, расположенные на плоском рельефе, свой­ственном Франции и называемые — французскими.

Родиной пейзажных парков является Англия, поэтому пейзажные парки часто называют английскими.

 



2015-12-08 1371 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)