Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I Садово-парковое искусство



2015-12-08 845 Обсуждений (0)
Глава I Садово-парковое искусство 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнего Мира

Египет

На первой ступени человеческой культуры мы встреча­ем страну, которая благодаря климату и своеобразию местных условий раньше других пришла к необходимости создания зеленых массивов и развитию садового искусства. Это - Египет. Эпоха, о которой мы говорим - 2000 лет до нашей эры. Первые сады Египта были простыми виноград­никами, окруженными стенами. Но рисунки на камнях, найденных при раскопках гробниц, говорят нам уже о более высоком уровне садово-паркового искусства, о прекрасных частных садах, принадлежавших фа­раонам, знати и духовенству. Таков был сад знатного египтянина в эпоху Аменофиса Ш-го. Рисунок сада был найден при раскопках в Фивах, Такой и сад при доме первосвященника в Эль-Амарне.

Планировка египетского сада строго регулярна. Все элементы са­да симметрично группируются вокруг центральной оси композиции. Сад окружен, обычно, высокими стенами, отделяющими его от окружающего мира. Это типичный прием всех восточных народов, прошедший через тысячелетия и нашедший сове отражение также в композиции арабских садов в Испании XIII - XIV вв. Кроме главной, опоясывающей сад стены, каждая часть сада также имела свои внутренние стены. Небольшие калит­ки соединяли отдельные части сада. Прямоугольные бассейны были не­пременной принадлежностью египетского сада. Главное здание помеща­лось на центральной оси композиции. К нему шли аллеи, крытые виногра­дом. По бокам главного здания симметрично располагались беседки. Рос­кошные деревья доставляли необходимую тень. Весь ансамбль был строго продуман и гармонично скомпонован. Нас поражает ясность, четкость и логика плана.

Египтяне были прекрасными садоводами. Уже в те древние вре­мена они умели делать беседки из винограда и акклиматизировать чуже­земные растения. В одной из египетских летописей есть описание экспе­диции царицы ХАТШЕПСУТ в страну ПУНТ. Из этой страны были при­везены 32 дерева, исторгавшие благовонную смолу, которая была необхо­дима египтянам для культа богов. Эти деревья прекрасно акклиматизиро­вались на египетской почве.

Большое распространение имела в Египте и культура цветов.

Ассирия и Вавилон

Садово-парковое искусство Ассирии и Вавилона относится к бо­лее поздней эпохе. Это примерно IX-й век до нашей эры. Вавилону при­надлежит заслуга создания собственно парков, отличающихся от садов Египта своими большими размерами ихарактером использования. Это увеселительные и охотничьи парки. Такие парки могли возникнуть только в стране богатой лесной растительностью.

В Египте, где ценился каждый клочок плодородной земли, оро­шаемой Нилом, не могли возникнуть большие парковые массивы.

Охотничьи парки вавилонян были очень велики. По свидетельству древних писателей они были строго регулярны и обильно снабжены во­дой. Вода протекала по прямым каналам в прямоугольные бассейны. Пар­ки украшались большим количеством павильонов-беседок. Интересной особенностью вавилонских охотничьих парков было устройство искусст­венных насыпных холмов, на вершине которых устанавливался павильон. Это были видовые холмы, с которых открывались красивые перспективы на сад. Холмы были густо засажены деревьями, а на вершину спирально поднималась дорога. Этот мотив мы встречаем впоследствии в значительно более позднюю эпоху в Италии периода Ренессанса и даже в русских са­дах.

Вавилон знаменит своими висячими садами. Греки считали их од­ним из чудес света и с восторгом о них отзывались. Особенно знамениты были висячие сады Семирамиды, но, очевидно, что это был привычный для Вавилона прием композиции сада. Речь здесь идет о садах, располо­женных на последовательных террасах. В подземных помещениях окру­жавших эти сады, располагались служебные помещения и механизмы для подъема воды на террасы. Перекрытие террас было очень массивно, снаб­жено свинцовой прокладкой для водонепроницаемости сводов и покрыто слоем растительной земли.

Примеры террасированных садов мы встречаем и в более поздние эпохи. Так в Ширазе, столицы Персии, в стране, где старые традиции со­хранились на протяжении тысячелетий, мы встречаем террасированные сады в XVIIIвеке. Это так называемые Сады Трона. Более близким для нас примером террасированного сада является сад ИЗОЛЯ белла на ЛАГО МАДЖОРК в Италии, относящийся к эпохе итальянского барокко XVII в. созданный не без влияния висячих садов Вавилона.

Греция

В то время как на Востоке пышным цветом расцветили роскош­ные парки царей и придворной знати в Греции мы не встречаем частных садов. Как раз в классические времена расцвета греческой культуры, в то время как в изобразительных искусствах наблюдается пышный расцвет, о частных садах Греции ничего неизвестно. В Греции не было, как на Вос­токе, властителей, имевших неограниченную власть и средства для созда­ния садов.

Развивающаяся демократия зорко следила за тем, чтобы ни один из греческих родов не приобрел морального или материального превос­ходства над другими. Поэтому развитие греческого сада надо искать совершенно в другой области. В Гомеровском эпосе мы часто встречаем упоминание о священных рощах. В них приносили жертвы богам, на алта­ре, окруженном тенистыми деревьями. Постоянно рядом с алтарем упо­минается источник и священное дерево. Этот культ священного дерева встречается повсеместно на Востоке на протяжении многих веков. Часто к этой композиции добавляется еще тенистый грот. Гомер в Одиссее дает прекрасное описание священной рощи нимф в Итаке. Центром компози­ции является художественно обработанный водоем, в которой с высокой скалы низвергаются воды источника. Вокруг водоема по кругу посажены влаголюбивые тополя. На вершине скалы помещен алтарь, на котором странники приносили свои жертвы нимфам. Эта священная роща была произведением трех граждан из Итаки, имена которых упоминаются Го­мером. Здесь мы имеем первое описание Нимфея. Оно дает нам образец законченной композиции, которая в более позднее время в Риме и еще более в эпоху Ренессанса получила широкое распространение, как излюб­ленный парковый мотив — тенистый грот с водяными устройствами в ок­ружении богатой растительности.

Условия, не позволявшие частным гражданам, создавать богатые сады, были благоприятные для развития в Греции общественных садовых устройств. И действительно мы видим, что на этом пути развивают греки свое садовое искусство, приведшее в период расцвета греческой культуры к блестящим результатам.

Одновременно со священными рощами богов возникли в «после-гомеровское» время священные рощи героев-основателей городов, родона­чальников знатных греческих родов, которым поклонялись как богам.

Места эти назывались «герооны». К культу героев присоединя­лись ежегодные состязания, регулярно повторявшиеся в день, посвящен­ный памяти героя. Их первоначальная основа - ритуальные игры при по­гребении, упоминаемые еще у Гомера.

Из культа героев возникли столь характерные для греческой жиз­ни состязания «агоны». Крупнейшие состязания, однако, посвящались не героям, а агонам. Агоны происходили в священных рощах, где для состя­зания колесниц устраивались ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Постепенно растущее в Греции значение атональных игр вызва­ло необходимость в создании постоянных мест для гимнастических уп­ражнений молодежи. Их называли гимназиями. Устройство их всегда свя­зано с герооном.

Так знаменитейший греческий гимназий - Академия возник в священной роще героя Хекадемоса и получил от его имени свое название. Он постепенно превратился в образцовую школу воспитания молодежи. При Кимоне этот сад был богато обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для прогулок и езды. К этому же времени относится начало озеленительных работ в греческих городах. В них устраиваются небольшие общественные сады, украшенные по периметру ко­лоннадами, озеленяется агона в Афинах и других городах. Гимназии, рас­положенные в городах, были небольших размеров, но четыре главные гимназии Афин, расположенные за пределами города, имели прекрасные, богато украшенные парки. Гимназии трактовались как места обществен­ных собраний, где население собиралось для физических упражнений и философских бесед. В гимназиях собирались философы со своими учени­ками и в них именно проходили все знаменитые диалоги Платона и других философов. Витрувий дает нам описание гимназия. Он говорит о перисти­ле, окруженном помещениями для бесед философов. К нему примыкает собственно спортивная школа, главным элементом которой было крытое помещение, называемое греками «ксистос». Первоначально это название применялось греками к открытому спортивному полю, покрытому стри­женым акантом, заменявшим наш газон в Греции. От стрижки аканта и произошло название ксистос. Это были площадки для спортивных упраж­нений, густо засаженные по краям платанами. Впоследствии для возмож­ности занятия спортом в любое время стали устраивать крытые помеще­ния, называя их тем же именем. Римляне, однако, заимствовали это уст­ройство от греков еще в тот период, когда ему соответствовала открытая площадка, поэтому у римлян ксистом называлось просто часть сада, по­степенно утратившая свое первоначальное значение спортивной площад­ки. За ксистом в греческой гимназии обычно располагался стадион или ипподром. Витрувий описывает только главные части гимназия.

Известно, что кроме них гимназий включал прекрасные, богато обводненные сады, храмы, алтари с большим количеством скульптурных украшений. В гимназиях устраивались также плавательные бассейны.

Мы имеем интересные данные о гимназиях в ДЕЛЬФАХ и в Пергаме. Первый из них расположен на двух террасах. К более древним час­тям относится подпорная стена и расположенная ниже нее перистиль, во­круг двора, предназначенного для игры в мяч. Вокруг перистиля группи­ровался ряд помещений. Эти сооружения относятся к VI веку до нашей эры. На верхней террасе расположено поле для гимнастических упражне­ний, за которым сохранились остатки крытого помещения для спорта, по­строенного в IV веке. В это же время была расширена нижняя терраса и на ней построен плавательный бассейн круглой формы. Вокруг построек размещался сад. Единственный гимназий более позднего времени извес­тен нам по раскопкам - это гимназий в Пергаме. Он расположен на трех террасах с разницей уровней между соседними террасами в 12-14 м. Грандиозные подпорные стенки поддерживают уступы горы. На каждой террасе расположены постройки. На средней из них, вероятно, находились сады. На верхней террасе был расположен главный перистиль с окру­жающими его помещениями. Вокруг построек был разбит большой сад. Интересно отметить, как мало уделяли греки лестницам. Они не являлись важным декоративным элементом композиции, как в период Итальянского Ренессанса. В Греции и Риме они служили только утилитарному назначе­нию - как средство перехода от одного уровня на другой, поэтому греки размещали их в стороне в случайных местах вне связи с основным ан­самблем.

Гимназий в Пергаме относится безусловно к наиболее богатым сооружениям этого рода. В нем выражена сила и величие пергамского искусства, резко отличающее его от скромного гимназия в Дельфах. О классических гимназиях Греции, расположенных на плоской местности, мы, к сожалению, почти не имеем материалов, поэтому не можем соста­вить себе полного представления о них.

В греческих гимназиях мы первый раз в истории садово-паркового искусства встречаем общественные сады, предназначенные для отдыха и развлечений всего населения. Однако потом произошло измене­ние в развитии гимназиев: постепенно начинается строительство частных гимназиев, где философы могли вести беседы со своими учениками, изо­лированно от городской толпы. Платон первый построил себе гимназий. Его примеру последовали и другие. В это время начинается также устрой­ство садов и в греческих городах.

В общественных греков с их спортивными полями, аллеями для прогулок, стадионами и ипподромами должны мы искать характерные черты греческого садового искусства. Их значение можно особенно оце­нить при изучении римского искусства при знакомстве с композицией римских вилл. Только в римском искусстве четко выявляются основные принципы композиции греческого сада.

Римская империя

С эпохой римской цивилизации мы входим в период более знако­мый историкам. Правда, мы в большинстве случаев имеем дело только со словесными описаниями, но эти описания становятся определеннее. По ним можно составить представление о замысле автора. Однако весь облик сада нам все же остается неизвестным. Отсутствие планов не дает нам возможности представить общую композицию виллы. Только раскопки виллы Адриана в Тиволи несколько пополняют этот пробел в наших зна­ниях.

В период конца Республики (1-й век до нашей эры) в Риме нача­лось строительство большого количества вилл. Строительная горячка ох­ватила наиболее передовые и обеспеченные слои римского населения, ко­торые стремились обосноваться за пределами душного и пыльного города. Цицерон один из первых показал пример и начал строить свои многочис­ленные виллы в окрестностях Рима и в Тоскане.

В результате такого строительства началось разделение вилл на различные типы. Прежде всего, хозяйственная часть - «villa rustica» отделилась от «villa urbana». Последнее слово не обозначало городскую или пригородную виллу. Для такой виллы применялось название «villa subur-bana». «villa urbana» обозначала увеселительный дворец, предназначенный для отдыха и развлечений. Такая вилла имела городской характер плани­ровки, т.е. без хозяйственных устройств, откуда и произошло ее название. У римлян существует еще один тип виллы - именно «villa fructuaria»,включающая фруктовые сады, как главный элемент виллы. Интересно отметить, что знатные римляне имели большое количество вилл, разбро­санных по всей территории Римской империи. У Цицерона было, кроме основного имения, еще 17 вилл, которые давали ему возможность отды­хать у себя дома при путешествиях по всей стране.

В композиции римской виллы чувствуется определенное грече­ское влияние. Философ Цицерон, считавший себя наследником греческих философов, мечтал о возрождении греческого искусства в Риме. Можно с уверенностью сказать, что Римская вилла строилась по образцу греческих гимназиев. У Цицерона была вилла, которую он назвал Академией по об­разцу афинской философской школы. У Плиния также часть сада виллы Тускулум названа Академией, другая Лицеем по образцу одноименного греческого гимназия. Однако эти сады не имели устройства для спортив­ных игр. Греческие формы, перенесенные в Рим, утратили свое первона­чальное назначение. Широкое распространение в Риме получили Нимфеи, которые строились по греческому образцу в виде грота с источником в тени деревьев. Внутренность украшали туфом и раковинами.

Наиболее подробное описание римской виллы дает нам Плиний младший. В своих письмах, которые считаются единственными система­тическими описаниями вилл Римской эпохи, Плиний дает описание своей тосканской виллы, которую он называет виллой ТУСКИ. Это прежде все­го вилла urbana без хозяйственных построек. Описание делится на три части: I) описание главного здания; 2) описание построек, расположенных на горе; 3) описание сада. Надо отметить, что римская вилла состояла из целого ряда отдельных зданий и павильонов, иногда без особой системы разбросанных по участку. В этом тоже сказывается подражание Греции. Также и в вилле Туски мы видим отдельные группы зданий.

В первой части дается описание входного портика, за которым расположен небольшой дворик, украшенный четырьмя платанами и фон­таном в центре. Вокруг нег группируются помещения главного дома. Пе­ред главным фасадом дома расположен декоративный партер - ксист. В эпоху Плиния этот термин совершенно утратил сове первоначальное зна­чение, которое он имел в греческом гимназии. Сохранилась только непре­менная связь ксиста с портиком. Ксист в это время трактовался просто, как декоративный партер, часто украшенный стриженым буксом и фон­танами. От ксиста вела аллея в сад, главным украшением которого были разнообразно подстриженные деревья, преимущественно в форме животных. Мы не знаем точно, когда началась в Риме стрижка растений. Из­вестно только, что Плиний приписывает это изобретение некоему МАТИУСУ, другу Августа, а Цицерон указывает имя садовника, который с особым искусством умел производить стрижку. Имя его - Топиариус. Отсюда и произошло название фигурной стрижки - opus topiarii или иначе топиарные работы. Это название сохранилось и до настоящего времени.

Наиболее интересно для нас описание третьей части виллы, имен­но сада. Это сад-ипподром, типичный для римской эпохи. Первоначальное значение ипподрома, как поля для спортивных состязаний, здесь совер­шенно утрачено. Сохранилась только характерная греческая форма иппо­дрома в виде прямоугольника с одним закруглением. Опять мы встречаем здесь подражание Греции. Ипподром лежит ниже главного здания. Он представлял в центре открытую площадку, удобную для обозрения. По краям был посажен ряд тенистых платанов, которые, благодаря обвиваю­щему их плющу, создавали сплошную зеленую стену. Перед деревьями находился ряд геометрически подстриженных кустарников. В закруглен­ной части ипподром был украшен кипарисами. Здесь же находился роза­риум. По контуру ипподрома проходил ряд параллельных дорожек, разде­ленных стенками из букса. На конце ипподрома была расположена откры­тая, находящаяся на колоннах мраморная беседка, обвитая виноградом (стибадиум). В ней имелся целый ряд водяных устройств, в числе них во­доем, на котором во время празднеств плавали блюда в форме кораблей, наполненные изысканными яствами.

В глубине сада, за стибадиумом, был расположен небольшой пар­ковый павильон для отдыха владельца виллы в жаркие дни. Сад был бога­то обводнен. Трубы проходили по всей его территории и снабжали водой части виллы.

Это наиболее подробное описание сада, которое мы имеем. Его план обусловлен формой ипподрома, но греческие элементы, перенесен­ные на римскую почву, утратили в этой композиции полностью свое пер­воначальное значение.

Вторая вилла Плиния резко отличалась по своему типу от Тоскан­ской виллы Туски. Вилла Лаурентинум это тип приморской виллы, распо­ложенной близко от Рима, построенный одновременно как villa urbana и villa rustica. Но хозяйственные постройки были сгруппированы в стороне и не мешали развитию основной композиции, ориентированной на море. Здесь мы встречаем те же элементы - сад-ипподром, портик с ксистом, который трактуется просто как цветочный партер. Террас не было, так как местность плоская, но были две видовые башни, с верха которых откры­вался роскошный вид на море. Реставрация по описанию дает нам образец очень совершенной композиции. Надо думать, что подлинная вилла не имела такой правильной и четкой организации. Во всех описаниях вилл не хватает одного элемента - лестниц. Они опять, как и в Греции не играли роли в основной композиции и располагались в стороне от нее.

Императорская вилла Альбино, расположенная на ряде террас над Альбинским озером, так же, как и все римские виллы, не составляла еди­ного композиционного целого и включала целый ряд построек, органиче­ски друг с другом не связанных, но раскопки этой виллы свидетельствуют, во всяком случае, о грандиозности замысла. От этой виллы сохранились остатки театра и целого ряда портиков. Интересны остатки громадных резервуаров воды, из которых один на 36 столбцах вмещал 20000 куб. м. воды, а второй - 16000 куб. м. Они снабжали водой все части виллы и в том числе грандиозный нимфей, изображенный на гравюре Пиранези. Во времена римских императоров этот грот был богато украшен мозаикой и скульптурами и представлял одну из интереснейших построек виллы. Не­смотря на всю грандиозность деталей виллы, эта вилла не дает нам пред­ставления обо всем ансамбле в целом. В этом отношении значительно ин­тереснее другая вилла, о которой мы можем более подробно судить по раскопкам. Эта вилла АДРИАНА в ТИВОЛИ. Вилла была расположена на крутом подъеме с разницей в уровнях в 40 м. Главный вход располагался с северной стороны, где проходила большая Тибуртинская дорога из Рима. Сюда же были обращены и фасады дворцов. В деталях виллы чувствуется сильное греческое влияние. Император, вернувшийся после поездки в Грецию, захотел построить свою виллу по греческому образцу. В ней имеются сады, носящие название Академия, Лицей и др., но благодаря длительному бессистемному расхищению остатков виллы, сейчас очень трудно точно определить назначение отдельных сооружений. Посетитель, входивший с севера, минуя несколько театров и портиков, подходил к ип­подрому. От него осталась сейчас только одна стена, названная архитекто­ром Пирро Лигорно, принимавшим участие в раскопках «ПОЙКИЛЕ». Это греческое слово указывает на то, что стена была прежде украшена живописью. Даже в виде полуразрушенной руины эта стена производит грандиозное впечатление и говорит о непривычных для нас масштабах декоративных сооружений римлян. В центре ипподрома был виден пря­моугольный бассейн. За ипподромом выше в гору был расположен сад, названный «КАНОП» в честь одноименного курорта близ Александрии. Он имел большой водоем для катаний на лодках и был украшен множест­вом египетских статуй. Около ипподрома, в его северному углу, находи­лось интересное сооружение под названием нататориум. Это небольшой островок, окруженный кольцевым каналом. На островке были найдены небольшие постройки, предназначенные для птиц. Очевидно, это был тип вольера - один из излюбленных мотивов садового искусства всех после­дующих эпох. Здесь мы встречаем первый пример такого сооружения. К этому сооружению примыкали основные сооружения дворца. Они груп­пировались вокруг нескольких перестилей, образуя ряд, случайно соединенных между собою групп. Из них наиболее интересен нимфей с целой системой водяных устройств, в виде водяной лестницы, водоемов и фон­танов. Между зданиями, расположенными на разных уровнях, изредка помешались лестницы, не игравшие никакой роли в композиции. Вилла богато обводнена. В садах и во внутренних помещениях были размещены водоемы для рыбы, колодцы, фонтаны. План расположения всех элемен­тов виллы говорит еще о полном неумении создать единый ансамбль и об отсутствии единства всей композиции. К понятию такого единства садово-паркового искусство пришло значительно позднее.

В самом Риме в начале императорской эпохи строились общест­венные сады. Рим не только был окружен кольцом прекрасных садов, но и в центре его, по свидетельству писателей, было много зелени. Витрувий требовал, чтобы для оздоровления города в нем устраивались сады. При императоре Августе был устроен общественный сад - Портик Ливии. План этого сада охватывал территорию в 115 на 75 м с углубленным пар­тером в середине участка. В партер вела лестница, шириной в 25 м. В ок­ружающий сад стене были устроены полукруглые и прямоугольные ниши. Партер был окружен портиками. В центре партере - бассейн. Этот просто оформленный сад был разбит на боскеты и партеры правильной формы. Аллеи, по описанию Плиния, были украшены перголами. Вся композиция напоминает греческий образец.

По примеру Портика Ливии в Риме были устроены еще портики ВИПСАНИИ, портик ОКТАВИИ и др. Эти сады предназначались для об­щественных гуляний, для развлечений молодежи и для отдыха населения города. Это уже определенный тип общественного городского сада.

 



2015-12-08 845 Обсуждений (0)
Глава I Садово-парковое искусство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I Садово-парковое искусство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)