Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Цель занятия: изучить становление и развитие государства и права в Древней Индии. План
1. Общественный строй Древней Индии. 2. Государственный строй Древней Индии. 3. Право Древней Индии. Законы Ману. Методические рекомендации При рассмотрении темы прежде необходимо уделить внимание вопросу заселения Индостана, этническим особенностям Индии, возникновению Индской цивилизации, раскрыть особенности жизни в древнеиндийской общине, быт и нравы индийцев. С целью изучения развития индийской цивилизации важно вспомнить о культурных центрах: Мохенджо-Даро и Хараппе, определить суть и истоки арийская проблема. Соблюдая историческую преемственность целесообразно изучать государство и право Древней Индии с учетом периодизации, в рамках которой проследить этапы формирования сословно-варнового деления (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) и образование первых «племенных государств». Далее следует рассказать о возникновении крупных государств-гегемоний (VI–IV вв. до н.э.), империи Маурьев (IV–II вв. до н.э.), а также о специфических чертах организации государственного единства империи. Особе внимание уделить политике «дхармавиджаи». При ответе на вопрос дать характеристику власти царя и общинной организации, особое внимание уделяя политико-религиозной индусской концепции богоугодного царя (девараджи), его управления центральным и местным чиновничим аппаратом. Также следует определить роль совещательных коллегиальных органов. Особое значение уделить роли и составу армии, видам судебных и пенитенциарных органов. Ответ на третий вопрос предполагает анализ специфического характера источников права: обычай, дхармашастры, артхашастра, комментарии к дхармашастрам. При этом необходимо доказать доминирующая роль в праве религиозно-ритуальных принципов и норм. Особое значение уделить наиболее известным источникам Древней Индии: Артхашастре (I в. до н.э. – I в. н.э.) и Законам Ману (П в. до н.э. – II в. н.э.), раскрыть систему изложения правовых норм по следующей схеме: регулирование имущественных и семейных отношений; преступления и наказания; судебный процесс; исполнение наказаний. Задание 1. Запишите в рабочие тетради значение основных понятий: арии, артхашастра, брахманизм, буддизм, веды, бали, варны, веды, дхармашастры, охармадьякша, парии, паришад, пурохита, раджа, ригведа, сенапати, чандалы, эпитимия. 2. В рабочей тетради составьте схему органов государственной власти и местного самоуправления Древней Индии. 3. В рабочей тетради на основе изучения хрестоматии дать характеристику Артхашастре и Законам Ману по следующим направлениям: право собственности, договорное право, семейное право, наследственное право, уголовное право, судебный процесс. 4. В рабочей тетради ответить на вопрос: «Какова роль царя Ашоки в развитии государства и права Древней Индии?». 5. В рабочей тетради решить следующие задачи: А. Уже долгое время в селении, где жили Тамрат и Хадижа люди спорили по поводу того, что случилось между двумя супругами. Три года Хадижа ограничивала себя в повседневной жизни после отъезда мужа. Хотя средств для проживания ей было оставлено только на год беззаботной жизни, она любила Тамрата, была ему верна и поэтому старалась жить очень скромно и экономно. Когда деньги закончились, Хадижа стала продавать самотканые ковры; на средства от этого она и жила оставшиеся три года до приезда мужа. В связи с тем, что женщина торговала, в ее доме постоянно бывало много людей, в том числе и мужчин. Возвратившись домой, Тамрат узнал все подробности, обвинил Хадижу в прелюбодеянии и потребовал развода. В качестве весомого аргумента Тамрат указал на тот факт, что он уезжал обучаться профессии ювелира, а его жена должна была по крайней мере 6 лет воздержаться от публичной жизни и ждать его. Каким должно быть решение судьи по вопросу о разводе Тамрата и Хадижи? Б. В древней Индии должник Радж решил пожаловаться царю на своего кредитора Нараду, который требовал от Раджа уплаты долга. Каким образом царь должен поступить в этом случае в отношении Раджа? В. В древней Индии Раджив вступил в брак с Калпаной. В процессе семейной жизни обнаружилось, что Калпана страдает психическим расстройством, о котором знал, но не предупредил отец Калпаны. Считается ли этот брак действительным? Может ли такой брак быть расторгнут? Г. В древней Индии Раджив, имея много земельных участков, два из них отдал в пользование Махавире. Раджив через 15 лет потребовал вернуть земельные участки. Махавира обратился в суд. Как разрешится данное дело? Д. В древней Индии при рассмотрении судебного дела кшатрия Индры в качестве свидетеля вызвали его брата Раджа. Зачтет ли суд показания Раджа, если свидетелей, не являвшихся родственниками Индре, было достаточно? Е. В древней Индии ночью на дороге была ограблена семья Раджа. Во время ограбления мимо проезжали двое мужчин. Радж позвал их на по-мощь, но они проехали мимо. Будут ли наказаны эти мужчины? Ж. Вайшья Намиб был знаменит на всю округу благодаря своим способностям пастуха. Он всегда приводил хорошо откормленное стадо и возвращал его в целости и сохранности. Намиба старались нанять самые почетные семьи. Однажды один вайшья, которому Намиб не достался в работники, из зависти, украв у последнего одну овцу из стада, обвинил пастуха в воровстве. Вскоре обман открылся. Каково будет наказание для недобросовестного вайшьи? Понесет ли наказание Намиб за потерю овцы, и какие обстоятельства при разрешении данного вопроса будут учтены судом? Темы рефератов 1. Варно-кастовый характер законодательства Древней Индии. 2. Артхашастра – источник древнеиндийского законодательства. 3. Школы индусского традиционного права: Митакшара и Дайябхага. Литература к теме [1–13, 15, 22, 28–31]
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2136)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |