Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы и способы экономического анализа



2015-12-08 557 Обсуждений (0)
Приемы и способы экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных приемов и способов, позволяющих выявить и изучить связи между сторонами и элементами, установить, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности.

 

Способы и приемы экономического анализа условно подразделяют на две группы:

Ø Традиционные (экономико-статистические);

Ø Экономико-математические;

 

К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся:

· сравнение;

· балансовая увязка различных показателей;

· исчисление средних и относительных величин;

· группировка;

· графическое отображение результатов.

· способы отражения аналитических данных;

· способ корректирования показателей.

Сравнение.

Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является, как уже отмечалось выше, всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана. Этим и обусловлено значение способа сравнения фактических показателей с планом.

Непременным условиемтакого сравнениядолжны быть сопоставимость, одинаковостьпо содержанию и структуре плановых и отчетных показателей.

В настоящее время, с учетом инфляции, при анализе товарооборота для сравнения производят пересчет его в одинаковые цены (используя индекс цен), при анализе ряда статей издержек обращения также производят пересчет с учетом изменения тарифов и ставок.

Чтобы оценить выполнение плановых заданий, необходимо сравнить фактические показатели с плановыми, с отчетными данными за предыдущие периоды и т.д.

 

В каждом случае сравнение зависит от цели и стоящих пред ним задач:

Ø Сопоставлениеплановых и фактических показателей используют для оценки степени выполнения плана (за месяц, квартал, полугодие, год ).

Ø Сопоставлениефактических показателей с нормативными дает возможность осуществить контроль за затратами (издержками обращения), за товарными запасами и товарооборачиваемостью и т.д.

Ø Сравнениефактических показателей с показателями прошлых лет дает возможность проследить за тенденцией (динамикой) изменения.

Ø Сопоставлениерезультатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчета резервов.

Ø Сопоставлениеразличныхвариантов управленческих решений применяется, с целью выбора наиболее оптимального из них и т.д.

Для обеспечения сопоставимости допускаются расчетные корректировки как плановых показателей, так и фактических.

 

Например,при анализе выполнения плана товарооборота необходимо учитывать изменение цен (в настоящее время - инфляцию).

 

Табл. 1

 

Группы товаров. Т/оборот за 1 квартал % выполнения плана без учета. Индекс цен. Т/оборот в сопоставимых ценах. % выполн. плана с учетом изменения цен.
План Факт
Трикотаж. 242,0 329,0 136,2 1,5 219,7 90,8
Галантерея. 369,0 617,7 167,4 2,0 308,85 83,7
Итого: 611,0 947,3 155,04   528,55 86,5

 

 

Первоначально, согласно таблицы, оценку работы предприятия можно дать положительную, т.к. товарооборот перевыполнен как в целом по магазину на 55%, так и по группам товаров.

Однако цены увеличились в отчетном квартале по трикотажным изделиям в 1,5 раза (или на 50%), по галантерее в 2 раза. Следовательно, за счет роста цен и увеличился фактический товарооборот. Для сопоставления с планом фактическую сумму корректируют, т.е. определяют его величину в неизменных ценах (ценах планового периода). С этой целью фактическую сумму товарооборота делят на индекс цен.

 

О в сопоставимых ценах О факт. (где О - товарооборот)

i цен

 

Индекс 150 % 1,5 (по трикотажным изделиям)

цен 100 %

 

 

Товарооборот в сопоставимых ценах:

а) по трикотажным изделиям 329,6 = 219, 7 тыс. руб.

1,5

б) по галантерее 617,7 = 308,85 тыс. руб.

Следовательно % выполнения плана товарооборота в сопоставимых ценах будет иной, т.е.

а) по трикотажным изделиям 219,7 * 100% = 90,8 %

б) по галантерее 308,85 * 100 % = 83,7 %

а в целом по магазину 528,55 * 100 % = 86,5 %

611,0

т.е. положительно оценить работу коллектива магазина нельзя.

2. Балансовая увязка различных показателей,нужнадля изучения сторон хозяйственной деятельности предприятия торговли.

Данный метод широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, товарными запасами и т.д.

В торговле с помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товаров с их использованием и влиянием на товарооборот.

Для расчета влияния факторов на выполнение плана товарооборота составляют товарный баланс по формуле.

Зн + П = О + Зк + В

 

Зн – начальный запас товаров, переходящий с прошлого периода.

П – поступление товаров.

О – товарооборот.

Зк – конечный остаток товаров, переходящий на следующий период.

В - прочее выбытие товаров (естественная убыль).

 

При изучении финансового положения предприятияна основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными пассива (источники и целевое назначение средств), при этом устанавливают правильность использования средств, банковских кредитов и т.д.

 



2015-12-08 557 Обсуждений (0)
Приемы и способы экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы и способы экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)