Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нематериальных активов



2015-12-08 422 Обсуждений (0)
Нематериальных активов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вид нематериальных активов Сумма, тыс. руб. Структура, %
прошлый год отчетный год изменение прошлый год отчетный год изменение
Патенты, лицензии, товарные знаки и другие -315 +5
Организационные расходы -185 -5
Деловая репутация организации - - - - - -
Итого -500 -

Из таблицы следует, что основную долю в структуре нематериальных активов

занимают интеллектуальные продукты, хотя за отчетный период абсолютная их

величина и относительная доля в общей сумме несколько уменьшилась. Это

свидетельствует о снижении деловой активности предприятия, так как в отчетном

году мало было инвестиций в данный вид активов.

Целесообразно изучить также состав нематериальных активов и по другим признакам:

1) по источникам поступлений: государственные субсидии, внесенные

учредителями, приобретенные за плату или в обмен на другое имущество,

полученные безвозмездно от юридических и физических лиц;

2) по степени правовой защищенности: защищенные авторскими

правами, патентами на изобретение; свидетельствами на полезную модель;

зарегистрированными лицензиями; патентами на промышленные образцы;

свидетельствами на товарный знак; свидетельствами на право пользования

наименованием мест происхождения товара; свидетельствами об официальной

регистрации программных продуктов, баз данных и т.д.;

3) по степени ликвидности и риска инвестиций в нематериальные

активы: высоколиквидные, среднеликвидные и трудноликвидные.

Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов

Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это

наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования

которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое

состояние предприятия.

Основная цель анализа – своевременное выявление и устранение недостатков

управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности

и эффективности его использования.

Анализируя структуру оборотных активов, следует иметь в виду, что устойчивость

финансового состояния в значительной мере зависит от оптимального размещения

средств по стадиям процесса кругооборота: снабжения, производства и

сбыта продукции. Размеры вложения капитала в каждую стадию кругооборота зависят

от отраслевых и технологических особенностей предприятий. Так, для предприятий

с материалоемким производством требуется значительное вложение капитала в

производственные запасы, для предприятий с длительным циклом производства – в

незавершенное производство и т.д.

По характеру участия в операционном процессе различают оборотные активы,

находящиеся в сфере производства (запасы) и в сфере обращения

(дебиторская задолженность, денежная наличность).

По периоду функционирования оборотные активы состоят из постоянной и

переменной части, т.е. зависящей и не зависящей от сезонных колебаний объемов

деятельности предприятия.

В зависимости от степени риска вложения капитала различают оборотные активы:

ü С минимальным риском вложений (денежные средства, краткосрочные

финансовые вложения);

ü С малым риском вложений (дебиторская задолженность за вычетом

сомнительных долгов, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки

готовой продукции за вычетом не пользующейся спросом, незавершенное

производство);

ü С высоким риском вложений (сомнительная дебиторская задолженность,

залежалые запасы, не пользующаяся спросом готовая продукция).

В процессе анализа, прежде всего, необходимо изучить изменения в наличии и

структуре оборотных активов. При этом следует иметь ввиду, что стабильная

структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном, хорошо отлаженном

процессе производства и сбыта продукции. Существенные ее изменения говорят о

нестабильной работе предприятия. (Табл. 4.)

Табл. 4. Анализ динамики и структуры оборотных активов

 

Вид оборотных активов Наличие средств, тыс. руб. Структура средств, %
прошлый год отчетный год изменение прошлый год отчетный год изменение
Общая сумма оборотных активов 28 000 38 000 +10 000 -
Из них:  
Денежные средства +605 12,3 10,6 -1,7
Краткосрочные финансовые вложения -140 5,7 3,9 -1,8
Дебиторская задолженность 23,6 27,2 +3,6
В том числе обеспеченная векселями +700 5,4 5,8 +0,4
Налоги по приобретенным ценностям +450 5,7 5,4 -0,3
Запасы 14 745 20 095 +5350 52,7 52,9 +0,2
В том числе:  
сырье и материалы 10 000 13 500 +3500 35,7 35,5 -0,2
незавершенное производство +330 8,7 7,3 -1,4
готовая продукция +1420 7,6 9,3 +1,7
расходы будущих периодов +100 0,7 0,8 +0,1
По участию в операционном процессе:  
в сфере производства 14 745 20 095 +5350 52,7 52,9 +0,2
в сфере обращения 13 255 17 905 +4650 47,3 47,1 -0,2
По степени риска вложения:  
минимального +465 18,0 14,5 -3,5
невысокого 21 530 30 520 +8990 76,9 80,3 +3,4
высокого +545 5,1 5,2 +0,1

Как видно из таб. 4, на анализируемом предприятии наибольший удельный вес в

оборотных активах занимают запасы (52,9% общей суммы оборотных активов). К

концу года значительно увеличивается доля дебиторской задолженности и готовой

продукции, а доля денежной наличности и краткосрочных финансовых вложений

несколько уменьшилась, что свидетельствует о трудностях сбыта продукции или

неритмичной работе предприятия и об ухудшении финансовой ситуации.

Следует отметить также повышение уровня риска вложений в оборотные активы в

связи с увеличением доли высокорисковых и уменьшением доли низкорисковых

активов.

После этого более детально изучаются отдельные виды оборотных активов,

причины и следствия их изменения.

31.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации; результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну.

Внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

По масштабам деятельности можно выделить анализ прибыли по предприятию в целом; по структурному подразделению; по отдельным изделиям.

По объему исследования также выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный - проводится с целью изучения всех аспектов формирования, распределения и использования в комплексе.

Тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли.

По периоду и глубине проведения анализа выделяют предварительный анализ прибыли; оперативный (проводится в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли); последующий (углубленный), который осуществляется по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим анализом, выявления факторов, повлиявших на финансовые результаты, для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана; детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.

В процессе анализа финансовых результатов используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами (переменные затраты) по реализованной продукции); прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода; общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные расходы и доходы; чистая прибыль - та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов; потребляемая прибыль - та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу организации или на социальные программы.

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия - капитализированная (реинвестированная) прибыль.

Также необходимо учитывать неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат - чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Государство в первую очередь интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность предоставляла сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

Одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений является бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности. Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а, следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями. Для последних бухгалтерская отчетность представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская финансовая отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.

Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.

Теоретической базой анализа финансовых результатов организации является принятая для всех организаций, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли в соответствии с формой № 2 бухгалтерской отчётности «Отчёт о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов (горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ). В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, а также провести факторный анализ и выявить резервы роста прибыли.

В процессе горизонтального анализа финансовых результатов, в процессе которого отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Данный анализ заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста или снижения. Цель данного анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных показатели прибыли за определенный период времени и дать оценку этим изменениям. Данный анализ позволяет изучить динамику показателей. Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ, при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики соответствующего показателя.

Цель вертикального анализа - расчет удельного веса отдельных показателей в общем итоге и оценке этих изменений.

Следующим направлением анализа является факторный анализ, с помощью которого определяется влияние отдельных факторов на показатели финансовых результатов. Также факторный анализ позволяет выявить причины изменений показателей прибыли, а значит разработать соответствующие рекомендации.

Особое внимание в процессе анализа финансовых результатов следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования - прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее.

Поскольку руководство организации интересует, прежде всего, прибыль от продаж, которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью, то данному показателю уделяется особое внимание, поэтому в дальнейшей части курсовой работы будет приведена методика факторного анализа прибыли от продаж.

Вообще в настоящее время существует несколько методик факторного анализа прибыли от продаж. Принципиальное их различие заключается в количестве определяемых факторов и в источниках информации, используемых для проведения анализа. Однако наиболее реальное значение имеет применение методики факторного анализа, основанной на данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: изменения объема продаж; изменения уровня валовой прибыли; изменения уровня коммерческих расходов и уровня управленческих расходов.

В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л.А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:

1) изменение цен;

2) изменение объема продаж (в количественном выражении);

3) изменения уровня себестоимости продаж;

4) изменение уровня коммерческих расходов;

5) изменение уровня управленческих расходов.

Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции).

Следующая методика анализа прибыли от продаж ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л.Т. Гиляровской и других авторов. В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) изменении физического объема продаж (прямое влияние);

2) изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);

3) изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);

4) изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;

5) изменение управленческих и коммерческих расходов.

Для проведения факторного анализа по данной методике необходимо составить таблицу по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

32. Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия.

 

Финансовое состояние может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие- ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств , выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

 

Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую -заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализ.

 

Главная цель анализа- своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

При этом необходимо решить задачи:

 

1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

 

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

 

Для оценки финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

 

-структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования ;

 

-эффективности и интенсивности его использования;

 

-платежеспособности и кредитоспособности предприятия ;

 

-запаса его финансовой устойчивости;

 

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

 

- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;

 

- с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабы стороны предприятия и его возможности;

 

- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния предприятия.

 

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

 

Внутренний анализ - проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель- установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.

 

Внешний анализ -осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель- установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

 

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс ( форма №1), отчет о прибылях и убытках ( форма №2), отчет о движении капитала ( форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

33.Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости.



2015-12-08 422 Обсуждений (0)
Нематериальных активов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нематериальных активов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)