Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфологический анализ



2015-12-08 702 Обсуждений (0)
Морфологический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




Это - экспертный метод систематизированного обзора всех возмож­ных вариантов развития отдельных элементов исследуемой системы, по­строенный на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров. Применяется в прогнозировании сложных процес­сов при написании разными группами экспертов сценариев и сопоставле­нии их друг с другом для получения комплексной картины будущего раз­вития.

Методы ситуационного анализа и прогнозирования

В основе этих методов лежат модели, предназначенные для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное не­случайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели фак­торного анализа фирмы "Дюпон". Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например, выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и др., можно рассчитать про­гнозное значение одного из основных показателей эффективности - ко­эффициента рентабельности собственного капитала.

Имитационное моделирование

Одним из самых наглядных примеров использования ситуационного анализа и прогнозирования служит форма отчетности "Отчет о прибылях и убытках" (форма № 2), представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результа­тивный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.). Один из возможных подходов прогнозирования в этом случае может выглядеть следующим образом.

Ставится задача выявления и исследования факторов развития хозяй­ствующего субъекта и установления степени их влияния на различные результатные показатели (например, прибыль). Для этого используется имитационная модель, предназначенная для перспективного анализа фор­мирования и распределения доходов предприятия. В укрупненном виде модель представляет собой многомерную таблицу важнейших показате­лей деятельности объекта в динамике. В подлежащем таблицы находятся взаимоувязанные показатели либо в номенклатуре статей формы № 2, либо в более детализированном виде. В сказуемом таблицы находятся результаты прогнозных расчетов по схеме "что будет, если ...". Иными словами, в режиме имитации в модель вводятся прогнозные значения факторов в различных комбинациях, в результате чего рассчитывается ожидаемое значение прибыли. По результатам имитации может выби­раться один или несколько вариантов действий; при этом значения факто­ров, использованные в процессе моделирования, будут служить прогноз­ными ориентирами в последующих действиях. Модель реализуется на персональном компьютере в среде табличного процессора в соответствии с намеченным сценарием.

Полученные в ходе моделирования результаты используются для со­ставления среднесрочного прогноза (допустим, на первые два-три года), а более длительный прогноз служит непосредственно для целей стратегиче­ского управления и постоянной корректировки данных по годам.

Одним из ключевых моментов для разработки прогнозных оценок яв­ляется учет: а) уровня и динамики инфляции; б) состава и структуры продаж. Для этого в модели целесообразно предусмотреть использова­ние различных относительных величин.

Имитационное моделирование финансово-хозяйственной деятельности основано на сочетании формализованных (математических) методов и экспертных оценок специалистов и руководства хозяйствующего субъек­та, но с превалированием последних. Поэтому для разработки долгосроч­ного прогноза со стороны администрации необходимо включить двух­-трех специалистов от различных служб и подразделений предприятия (коммерческой службы, планового отдела, финансового отдела и бухгал­терии).

Метод сценариев

Еще один вариант использования ситуационного анализа для прогно­зирования возможных действий имеет более общее применение. Теорети­чески существует три типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне коммерческой организации: в условиях определенности, риска (неопреде­ленности) и конфликта. Однако с позиции прогнозирования вариантов возможных действий наибольший интерес представляет алгоритмизация действий в условиях неопределенности.

Эта ситуация встречается на практике достаточно часто. Здесь приме­няется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование воз­можных исходов и присвоение им вероятностей, т.е. разработка опреде­ленных сценариев развития событий. При этом используются: а) извест­ные, типовые ситуации (типа: вероятность появления герба при бросании монеты равна 0,5); б) предыдущие распределения вероятностей (напри­мер, из выборочных обследований или статистики предшествующих пе­риодов известна вероятность появления бракованной детали); в) субъек­тивные оценки, сделанные аналитиком самостоятельно либо с привлече­нием группы экспертов.

Таким образом, последовательность действий аналитика при проведе­нии анализа ситуации в условиях неопределенности такова:

- прогнозируются возможные исходы Rk, k= 1,2,...,n; в качестве R могут выступать различные показатели, например, доход, прибыль, при­веденная стоимость ожидаемых поступлений и др.;

- каждому исходу присваивается соответствующая вероятность;

- выбирается критерий (например, максимизация математического ожидания прибыли);

- выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.

Простейшую иллюстрацию метода сценариев представляет пример 2.1.

Пример 2.1. Имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений. Величина планируемого дохода (тыс. руб.) в каждом случае неопределенна и приведена в виде распределения вероятно­стей:

Ads by LyrmixAd Options

Доход Проект А Вероятность Доход Проект В Вероятность
0,10 0,10
0,20 0,15
0,40 0,30
0,20 0,35
0,10 0,10

Тогда значения математического ожидания дохода для рассматриваемых про­ектов будут соответственно равны:

Е(RA) =30*0,10+35*0,20+40*0,40+45*0,20+50*0,10 = 40 тыс. руб.

Е(RВ) = 44 тыс. руб.

Таким образом, по критерию дохода проект В следует признать более пред­почтительным. Необходимо, правда, отметить, что этот проект является и относи­тельно более рисковым, поскольку имеет большую вариацию дохода по сравне­нию с проектом А.

В данном случае единственным критерием отбора варианта была мак­симизация математического ожидания дохода. В более сложных ситуаци­ях в анализе используют так называемый метод построения дерева ре­шений.

2.4. Классические методы экономического анализа

Балансовый метод.

Этот метод применяется при изучении соотношения двух групп взаи­мосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между со­бой. Своим названием он обязан бухгалтерскому балансу, который был одним из первых исторических примеров увязки большого числа эконо­мических показателей двумя равными итоговыми суммами. Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Прием балансовой увязки используется также при изуче­нии функциональных аддитивных связей, в частности, при анализе товар­ного баланса, а также для проверки полноты и правильности произведен­ных расчетов в факторном анализе: общее изменение результативного показателя должно равняться сумме изменений за счет отдельных факто­ров.



2015-12-08 702 Обсуждений (0)
Морфологический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфологический анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)