Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация организаций



2015-12-13 461 Обсуждений (0)
Классификация организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




1. С точки зрения происхождения выделяют:

- естественные;

- искус­ственные организации.

Первые (естественные) вырастают как бы сами по себе и ориентированы на ре­шение собственных проблем создателей (клуб по интересам).

Искусственные организации (например, министерство) создают­ся по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей.

2. По правовому положению:

- официальные;

- неофициальные, т. е. юридически неузаконенные.

3. По характеру внутренних контактов:

- формальная;

- неформальная,

Формальные и неформальные организации в совокупности образуют реальную организацию.

4. С точки зрения особенностей взаимоотношений с участниками выделяются:

- унитарные;

- плюралистические орга­низации.

Унитарные (от лат. unitas — единство) организации представля­ют собой сплоченную команду, работающую ради достижения це­лей, заданных извне.

Плюралистическая (от лат. pluralis — множественный) организа­ция представляет собой добровольное объединение участников, за­интересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую. 5. По отношению к своим членам выделяют организации:

- первичные;

- вторичные.

Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них.

Вторичные организации создаются самими участниками.

6. Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов организации подразделяются на:

- механистические;

- органические.

Первые (механистические) характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких вертикальных связей, официальным характером отноше­ний, всесторонней регламентацией и запрограммированностью дея­тельности.

Органическим организациям свойственны размытость границ, значительная самостоятель­ность отдельных звеньев, их широкая специализация, немногочислен­ность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка ее результатов на основе реального рыночного эффект, а не централизованно установленных показателей, преобладание нефор­мальных отношений.

7. По целям можно говорить о:

- деловых;

- общест­венных организациях.

Деловые организации — фирмы, учреждения, ассоциации и прочие, которые создаются для достижения конкретной так называемой ин­струментальной цели, связанной с реализацией общественных интересов. Это обеспечивает удовлетворение потребностей и самих членов организации.

Общественные организации предназначены для удовлетворения по­требностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыра­жении. Иногда их цели ориентируются на создание новых об­щественных ценностей (экологическое движение, борьба за мир).

 

Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия. Выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды.

Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов.

К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации.

Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.

Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею.

Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами.

Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организации формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т. д.

Среда косвенного воздействия (фоновое окружение, макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.

 

Законы организации

Как жизнь природы и людей, жизнь организации подчиняется определенным законам.

1. Главным принято считать закон синергии (с греч. — сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выиг­рыш для ее членов от объединения в организацию, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности.

2. Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения — объединением, специализации — универ­сализацией, дифференциации — интеграцией, и наоборот. Это по­зволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а, следо­вательно, также существенно увеличить общие возможности.

3. Третий закон организации требует сохранения пропорциональ­ности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся воз­можности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала орга­низация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. По­нятно, что в том и другом случаях возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

4. Четвертый закон получил название закона композиции. Его суть в том, что функционирование всех без исключения частей органи­зации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивиду­альные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее.

5. Пятый закон — закон самосохранения. Он предполагает, что лю­бая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится сохра­нить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости (например, конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т. п.), а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности.

6. Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позво­ляющей им принимать осмысленные решения.

7. Седьмой закон — закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор разных видов дея­тельности и располагала специалистами разного направления и уров­ня подготовки.

8. Наконец, восьмой закон — закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга, — ста­новления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства со­стоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.



2015-12-13 461 Обсуждений (0)
Классификация организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)