Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Типы рыночных стратегий




Условно организационные стратегии фирмы могут быть разделены на две группы:

1. Конкурентные стратегии определяют модель ее поведения на рынке. Ее объектом является выпускаемый товар (услуга). По мнению американского исследователя этих про­блем М. Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегии:

А) лидерство в низких издержках. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах.

Б) дифференциация. Суть данной стратегии состоит в том, что фирма концен­трирует свои усилия на нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникально­сти своей продукции.

В) фокусирование. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов (части) рынка и достижении там безусловных конкурент­ных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий.

Помимо перечисленных, Портер выделяет портфельную страте­гию, предполагающую ориентацию на производство широкого ассор­тимента товаров и услуг, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.

2. Стратегии развития. Если конкурентные стратегии фирмы в первую очередь связаны товаром, то стратегии развитии в качестве объекта имеют ее потен­циал и конкурентные преимущества. В настоящее время можно говорить о четырех типах осуществления этих стратегий: рост, умеренный рост, сокращение и комбинированная стратегия.

Стратегия роста присуща молодым фирмам независимо от сфе­ры деятельности (они стремятся в кратчайшие сроки занять лиди­рующие позиции) либо тем, кто находится на острие научно-техни­ческого прогресса.

Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов дея­тельности возникает в периоды перестройки организации, когда нужно провести ее санацию, избавиться от всего устаревшего, ме­шающего дальнейшему продвижению вперед.

Но чаще всего на практике имеет место комбинированная страте­гия, включающая в том или ином соотношении элементы предыду­щих. В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в за­висимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение по­тенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальности хозяйственной жизни.

Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида:

- наступательная стратегия чаще всего реализуется через увели­чение разнообразия выпускаемых товаров и услуг (диверсификация производства), развитие рынка, активизацию поведения на нем.

- наступатель­но-оборонительная (стратегию стабилизации) реализуется в услови­ях перестройки деятельности организации. Здесь осуществляется ма­невр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременной модер­низации и расширения существующего производства, совершенство­вания выпускаемой продукции и услуг, захвата новых сегментов рынка.

- оборонительная (стратегию выживания) стратегия подчинена задаче выжива­ния фирмы и укрепления ее пошатнувшегося положения. Здесь часто имеет место сокращение масштабов деятельности, тотальная эконо­мия, потеря ряда позиций на рынке без завоевания новых.

 

Прогнозирование

Прогноз - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения.

Методы прогнозирования

1. Наиболее простой из них — экстраполяция, или проекция в будущее. Ее суть — в автоматическом перенесении существовавших в про­шлом тенденций развития организации, например, темпов и направ­ленности роста производства, доли на рынке, рентабельности, чис­ленности работающих.

2. Математическое моделирование процессов.

Рассмотренные способы прогнозирования составляют суть гене­тического подхода к нему. С его помощью на основе знания прошлых событий, современной ситуации, направления и темпов ее измене­ния можно нарисовать приблизительную картину будущего.

3. Метод экспертных оценок основывается на сопос­тавлении по интересующему вопросу мнений специалистов в соот­ветствующих областях. Это позволяет нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную картину будущего.

Метод экспертных оценок составляет основу нормативного подхо­да к прогнозированию. Он непосредственно дает видение будущего, которое служит исходным моментом для поиска возможных страте­гий его достижения.

 

6. Планирование: понятие и виды планов

Инструментом реализации стратегии является планирование.

Планирование — это процесс практического воплощения страте­гии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяю­щих обеспечить эффективное функционирование и развитие органи­зации.

Планом называется официальный документ, в котором отража­ются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными под­разделениями, механизмы координации текущей деятельности и рас­пределения ресурсов, стратегии на случай чрезвычайных обстоя­тельств.

Существует три основных типа планов.

1) планы-це­ли, представляют собой набор качественных и количественных ха­рактеристик желаемого состояния объекта управления и его отдель­ных элементов в будущем.

2) планы для повторяющихся действий, предписывают сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.

3) планы для неповторяющихся действий, составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе раз­вития и функционирования организации.

Принципы планирования:

1. Участие максимального чис­ла сотрудников в работе над планом уже на ранних этапах его состав­ления.

2. Непрерывность.

3. Эффективное планирование требует гибкости.

4. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют согласования ее планов в форме координации и интеграции. Координация осуществляется по горизонтали, т. е. между подразде­лениями одного уровня, а интеграция по вертикали — между вы­ше- и нижестоящими.

5. Экономичность - превышения эффекта, приносимого выполнением плана, за­трат на его составление.

6. Создание необ­ходимых условий для выполнения плана.

Подходы к составлению планов:

1. Ориентация на ограниченные ресурсы. Планы составляют в первую очередь исходя из того, что ресурсы ограниченны и появления новых в будущем не предвидится, и в дальнейшем не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности, ибо на их реализацию может просто не хватить средств.

2. Ориентация на открывающиеся возможности. Более богатые организации могут позволить себе изменять пла­ны, подстраиваясь под новые возможности и привлекая для их ис­пользования дополнительные средства, излишками которых они рас­полагают.

3. Оптимизация достигаемых целей. Организации, располагающие значительными ресурса­ми, оптимизируют планы исходя не из ресурсов, а из целей. Поэтому если проект ожидается прибыльным, средств на него не жалеют.

Виды планов

1. Перспективные планы - планы, составляемые на период до 10 и более лет.

А) Традиционные долгосрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации. Строятся от на­стоящего к будущему. Основной объект планирования - внутренний потенци­ал организации.

Б) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на форми­рование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования — внешние возможности и конку­рентные преимущества.

2. Текущее планирование — это планирование на срок до одного го­да. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. В них увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.

Формы краткосрочных планов:

А) Производственная программа предприятия и подразделений..

Б) Оперативно-календарный план.

В) Сменно-суточное задание.

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)