Примеры построения экономико-математических моделей
Задача №1.1. Задача о наилучшем использовании ресурсов Для изготовления двух видов продукции и используют четыре вида ресурсов , , , , которые имеются в количестве 22, 26, 16, 12 усл. ед. соответственно. На изготовление одной единицы продукции требуется 1 ед. ресурса , 2 ед. ресурса и 1 ед. ресурса . Для изготовления одной единицы необходимо 2 единицы ресурса , 1 ед. ресурса и 2 ед. ресурса . Прибыль, получаемая при реализации одной единицы продукции и продукции , составляет 4 д.е. и 3 д.е., соответственно. Необходимо составить такой план производства продукции, при котором прибыль при ее реализации была бы максимальной. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение. Запишем условие задачи в виде таблицы:
Построим экономико-математическую модель задачи. Введем переменные усл. ед. - запланированные объемы производства продукции и соответственно. В принятых обозначениях: 1) д.е. - прибыль, получаемая при реализации всей продукции и ; 2) ед. – затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции; 3) ед.- затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции; 4) ед. - затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции; 5) ед. - затраты ресурса на изготовление всей запланированной к производству продукции; 6) переменные - по смыслу задачи, неотрицательны. Учитывая то, что прибыль необходимо максимизировать, а так же ограничения на ресурсы, строим математическую модель задачи: (1.3) (1.4) . (1.5) Экономико-математическая модель задачи: найти план выпуска продукции , удовлетворяющий условиям (1.3) – (1.5). Задача №1.2. Задача о составлении рациона питания При откорме каждое животное в дневном рационе должно получить не менее 9 ед. белков, 8 ед. углеводов и 11 ед. протеина. Для составления рациона используют два вида корма, представленных в следующей таблице:
Стоимость 1 кг корма первого вида составляет 4 д.е., второго - 6 д.е. Составить дневной рацион питания, имеющий минимальную стоимость. Построить экономико-математическую модель задачи. Решение. Введем переменные кг – количество корма вида и количество корма вида соответственно, входящие в состав дневного рациона. В принятых обозначениях дневной рацион корма должен содержать: 1) единиц белка; 2) единиц углеводов; 3) единиц протеина. Стоимость дневного рациона составляет д.е. Переменные - по смыслу задачи, неотрицательны. Минимизируя стоимость дневного рациона, а также, учитывая, что при откорме каждое животное должно получить не менее 9 ед. белков, 8 ед. углеводов и 11 ед. протеина, строим математическую модель задачи: (1.6) (1.7) . (1.8) Экономико-математическая модель задачи: составить дневной рацион откорма животных , удовлетворяющий условиям (1.6) – (1.8). Задача №1.3. Задача о смесях Предприниматель собирается производить сплав, содержащий 30% свинца. 30% цинка и 40% олова. На рынке имеются сплавы . Процентное содержание свинца, цинка, олова, а также стоимость одного кг сплава указаны в таблице
Какое количество сплава каждого типа стоит закупить на каждый кг, производимого комбинированного сплава для минимизации затрат. Построить экономико-математическую модель задачи. Решение Введем обозначения: кг - объем закупки -го из имеющихся на рынке сплавов , на один кг производимого комбинированного сплава. Отсюда сразу же получаем ограничение на объем закупки каждого из имеющихся на рынке сплавов на один кг производимого комбинированного сплава: .
Равенства ; ; , отражают соответственно тот факт, что в одном кг производимого комбинированного сплава доля свинца составляет ровно 30%; цинка 30%; олова 40% соответственно. д.е. – затраты на один кг, производимого комбинированного сплава. Экономико-математическая модель задачи: (1.9)
(1.10) . Найти объемы закупок каждого вида из имеющихся сплавов на один кг производимого комбинированного сплава, удовлетворяющие условиям (1.9) и (1.10). Задача № 1.4. Задача о раскрое материалов Для изготовления брусьев длиной 1.2 м , 3 м и 5 м в соотношении 2 : 1: 3 на распил поступают 195 бревен длиной 6 м. Определить план распила, обеспечивающий максимальное число комплектов. Построить экономико-математическую модель задачи. Решение. Определим всевозможные способы распила бревен, указав соответствующее число получаемых при этом брусьев.
Обозначим через - число бревен, распиленных -ым способом ; – число комплектов брусьев. Учитывая, что все бревна должны быть распилены, а число брусьев каждого размера должно удовлетворять условию комплектности, экономико-математическая модель задачи примет вид: (1.11) (1.12) Определить оптимальный план распила бревен , максимизирующий общее число комплектов и удовлетворяющий ограничениям (1.12).
Задача № 1.5. На участок строящейся дороги необходимо вывезти 20 000 каменных материалов. В районе строительства имеются три карьера с запасами 8 000 , 9 000 и 10 000 . Для погрузки материалов используются экскаваторы, имеющие производительность 250 в смену в карьерах 1 и 2 и 500 в смену в карьере 3. На погрузку материалов для рассматриваемого участка выделен для экскаваторов общий лимит 60 машинных смен с правом использования его по усмотрению строителей Транспортные затраты на перевозку материалов характеризуются показателями: для перевозки 10 000 материалов из карьера 1 требуется 1000 автомобильных смен, из карьера 2 – 1350, из карьера 3 – 1700. Требуется найти оптимальный план перевозок, обеспечивающий минимальные транспортные затраты. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение. Примем за единицу измерения количества материалов равное 10 000 . Обозначим , , ед. - объемы добычи материалов в карьере 1, 2, 3 соответственно. Равенство в принятых обозначениях означает, что на участок строящейся дороги необходимо вывезти 2 ед. каменных материалов. По условию задачи для погрузки материалов используются экскаваторы, имеющие производительность 0,025 ед. в смену в карьерах 1 и 2 и 0,05 ед. в смену в карьере 3. Ограничение по наличию ресурса «фонд рабочего времени экскаваторов» не должен превышать 60 машинных смен, можно записать в виде . По условию задачи, запас материалов в карьерах ограничен. Этот факт в принятых обозначениях отражают ограничения: Полные транспортные затраты в количестве автомобильных смен составят: . Экономико-математическая модель задачи: (1.11) (1,12) Найти оптимальные объемы добычи материалов , удовлетворяющие условиям (1.11) и (1.12). Задача №1.6. Рассматривается проблема принятия инвестором решения о вложении, имеющегося у него капитала. Набор характеристик потенциальных объектов для инвестирования, имеющих условные наименования от 1 до 6 , задается следующей таблицей.
При принятии решения о приобретении активов должны быть соблюдены условия: а) суммарный объем капитала, который должен быть вложен, составляет 100 000 д.е.; б) доля средств, вложенных в один объект, не может превышать четверти от всего объема; в) более половины всех средств должны быть вложены в долгосрочные активы (допустим, на рассматриваемый момент к таковым относятся активы со сроком погашения после 2010); г) доля активов имеющих надежность менее чем 3 балла, не может превышать трети от суммарного объема. Необходимо максимизировать суммарный доход инвестора от размещения активов. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение. Введем обозначения: д.е. - объемы средств, вложенные в активы -ой фирмы. В принятых обозначениях: д.е. – суммарный доход. д.е. - суммарный объем капитала, вложенный в перечисленные активы. Условия того, что доля средств, вложенных в один объект, не может превышать четверти от всего объема, можно представить в виде системы неравенств: Условие того, что более половины всех средств должны быть вложены в долгосрочные активы, можно записать в виде неравенства: . Так как доля активов имеющих надежность менее чем 3 балла, не может превышать трети от суммарного объема, то должно выполняться неравенство: . Экономико-математическая модель задачи: (1.13) (1.14) Найти объемы средств , вложенные в активы, удовлетворяющие условиям (1.13) и (1.14). Задача № 1.7.
Из пункта А в пункт В ежедневно отправляются пассажирские и скорые поезда. Данные об организации перевозок следующие:
Сколько должно быть сформировано скорых и пассажирских поездов, чтобы перевезти наибольшее количество пассажиров? Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение. Пусть - количество сформированных скорых поездов; - пассажирских поездов. Математическая модель задачи: при условии выполнения ограничений: Задача № 1.8. Транспортная задача Четыре овощехранилища каждый день обеспечивают картофелем три магазина. Магазины подали заявки на доставку картофеля на 17, 12, 32 т., соответственно. Овощехранилища имеют 20, 20, 15 и 25 т. соответственно. Тарифы в д.е. за 1 т. доставки картофеля указаны в таблице:
Составить план перевозок, минимизирующий суммарные транспортные расходы. Построить экономико-математическую модель задачи.
Решение. Пусть т. картофеля доставлено из -го овощехранилища в -ый магазин . Математическая модель задачи: найти план перевозок , удовлетворяющий условиям
, .
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |