Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процессы, которым посвящена лабораторная работа, реализуются с помощью программного обеспечения



2015-12-13 454 Обсуждений (0)
Процессы, которым посвящена лабораторная работа, реализуются с помощью программного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Харьков 2012


Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Моделирование экономики" для студентов всех форм обучения специальности "Экономическая кибернетика" / Состав. Р.В. Петрова, В.Б. Иванова. – Харьков: ХНУРЕ, 2012. - 63 с.

 

Составители Р.В. Петрова

В.Б. Иванова

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 


ВСТУПЛЕНИЕ

 

К основному заданию дисциплины „Моделирование экономики” относится изучение теории и приобретение практических навыков моделирования и анализа экономических объектов и процессов на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне.

Предмет дисциплины можно определить как методологию, методы и процессы экономико-математического моделирования. Суть дисциплины заключается в определении внутренних закономерностей экономических объектов и процессов.

Цель дисциплины – формирование системы знаний из методологии, методики и инструментария построения экономических моделей, их анализа и использования.

После изучения дисциплины студенты должны:

знать: классификацию экономико-математических методов и систем, методы построения моделей, возможности использования экономико-математических моделей и методов для решения экономических задач и описания экономических процессов.

уметь: строить математические модели, решать экономические задачи с помощью математических методов, вести экономические исследования, использовать вычислительную технику для решения экономических задач.

Лабораторный практикум по дисциплине состоит из шести лабораторных работ. В работах изучаются наиболее известные модели. К ним относятся: модель общего равновесия, двухотраслевая модель рынка, производственные функции, модели межотраслевого баланса, определения равновесных цен и агрегирования.


1 МОДЕЛЬ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ

 

1.1 Цель работы

 

Цель работы заключается в имитации действия рыночного механизма с помощью модели общего равновесия и использования итеративного метода вычислений.

В ходе лабораторной работы устанавливается состояние рыночного равновесия. Условиями равновесия на рынке является:

­ избыточный спрос на оба товара равняется нулю;

­ суммарный спрос двух предприятий на трудовые ресурсы равняется предложению ресурса в экономике;

­ функция полезности потребителя стремится к максимуму.

 

1.2 Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

 

При подготовке к лабораторной работе студенту необходимо ознакомиться с теоретическими вопросами относительно установления рыночной цены на товар с помощью механизма спроса и предложения, а также рассмотреть паутинообразную модель рынка. Эти вопросы хорошо освещены в [12, с.29-36, 16, с. 93-99].

Перед выполнением лабораторной работы студент должен

знать:

1) механизм установления цены на товар с помощью спроса и предложения;

2) природу избыточного спроса, его оценку;

3) условия установления равновесия на рынке;

4) показатели безработицы в экономике.

уметь:

1) с помощью паутинообразной модели рынка по начальным данным установить равновесную цену;

2) рассчитать коэффициент безработицы, если известны численность работоспособного населения, а также численность работающих;

3) рассчитать прибыль предприятия по данным объема продажи товара, его цены, а также цены ресурсов, объемов их использования.


1.3 Описание метода лабораторной работы

 

Объектом исследования лабораторной работы является механизм установления равновесия на рынке двух товаров по методу Ерроу-Гурвица.

Рассмотрим модель функционирования рынка, которая основана на теории общего равновесия.

В качестве субъектов, которые хозяйствуют, избраны два предприятия, каждое из которых владеет единственным ресурсом (по данным лабораторной работы – трудом), а также производит по одному виду конечной продукции. Кроме этого, существует единственный обобщенный потребитель, который выдвигает спрос на эти товары. Обмен осуществляется с помощью единственного посредника – аукциониста; именно он, сравнивая спрос и предложение участников рынка и, соответственно понижая и повышая цены, регулирует процесс покупки-продажи. В этом случае экономический цикл выглядит, как на рисунке 1.1.

Здесь используются такие обозначение: YiS – объем предложения i-гопродукта i-мпредприятием; YiD – объем спроса на i-йпродукт со стороны потребителя; LS – предложение ресурса (постоянная величина); LiD – спрос на ресурс со стороны i-гопредприятия; Fi(LiD) – производственная функция i-гопредприятия; U – функция полезности потребителя.

Для такой модели проблема оптимального распределения ресурсов выглядит таким образом:

 

Рисунок 1.1– Экономический цикл модели общего равновесия

 

а) условия спроса и предложения товара

 

, (1.1)

б) условия спроса и предложения ресурсов

 

, (1.2)

 

в) функция полезности, максимизированная потребителем

 

. (1.3)

 

Процесс установления равновесной цены носит итерационный характер. Каждая итерация состоит из четырех ниже отмеченных шагов.

1. Аукционист устанавливает i-мупредприятию цену на его продукцию Pi(t) и цену ресурса W(t) (уровень зарплаты), а также сообщает потребителю цены Pi(t) и цену спроса, которая равняется предельной полезности

 

,

 

то есть цену, по которой i-йпродукт продавался в период (t-1).

2. i-епредприятие, исходя из заданных ему цен, выбирает такое соотношение расходов и результатов производства (LiD(t), YiS(t)), которые максимизируют его прибыль

 

, (1.4)

 

но предоставляет это сооотношение на рассмотрение аукционисту.

3. Потребитель предъявляет спрос на i-йпродукт таким образом. Если на i-йпродукт спроса нет, или если предельная полезность потребления меньше предельных затрат, то потребитель оставляет размер спроса без изменений. Иначе он корректирует спрос пропорционально разницы между предельной полезностью и предельными затратами и в результате предоставляет аукционисту соответствующую величину YiD(t).

4. Аукционист, который руководствуется законом спроса и предложения, изменяет цены (процесс постепенного приближения). Если спрос на продукт превышает предложение, то он повышает цены, и наоборот.

Взаимодействие между участниками рынка при реализации механизма установления цен на товары и ресурсы представлено на рисунке 1.2.

 

 

 
 
Изменение спроса потребителем


YiD

 

           
   
 
Цена и граничная полезность
 
   

 


Изменение цен аукционистом
Pi(t),

       
 
   
 

 


 

Pi(t), W(t) LiD , YiS

           
 
Цены
 
 
   
 

 

 


Составление предприятием плана производства, который максимизирует прибыль

 

 

       
 
   
 

 


Рисунок 1.2 – Взаимодействие между субъектами рынка

 

Производственная функция и функция полезности определяются таким образом

 

, . (1.5)

 

Необходимым условием максимизации прибыли предприятия становится

 

, (1.6)

 

при d/dLp £ 0.

Таким образом, учитывая, что dYiS/dLiD = при LiD (t)>0 получаем

 

. (1.7)

 

Поведение потребителя описывается формулой

 

, (1.8)

 

где b – положительная корректирующая постоянная величина, согласно заданной функции полезности.

 

. (1.9)

 

 

Регуляция цен, которая происходит на четвертом этапе каждой итерации, описывается такими формулами:

 

, (1.10)

 

(1.11)

 

где a и g – коэффициенты, которые регулируют связь цен на продукты производства, спроса и цены ресурса – предельные значения, которые определяют скорость сходимости и предостерегают программу от ошибок.

 

1.4 Порядок выполнения работы и методические указания по ее выполнению

 

Процессы, которым посвящена лабораторная работа, реализуются с помощью программного обеспечения.



2015-12-13 454 Обсуждений (0)
Процессы, которым посвящена лабораторная работа, реализуются с помощью программного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процессы, которым посвящена лабораторная работа, реализуются с помощью программного обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)