Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие личности. Социологический подход к ее изучению




 

Одной из важнейших междисциплинарных проблем является проблема человека, личности.

В социологии при изучении личности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, причем это восхождение происходит в рамках как любой социологической теории, так и в социальной теории личности:

1. Происходит последовательное раскрытие различных свойств личности: потребностей, интересов, ценностей, социальных установок и т.д., которое завершается системным представлением личности как объекта и субъекта общественных отношений.

2. Осуществляется переход от анализа личности к рассмотрению ее деятельности, образа жизни в целом, их условий, средств и результатов.

3. Анализируются межличностные отношения.

4. На завершающем этапе познания личности выясняются социальные нормы и отклонения в ее деятельности, поведении и отношениях, осуществляются типологии личностей, выработка соответствующих практических рекомендаций.

Личность – это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. В социологии она соотносится с такими понятиями, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Термин «человек» выступает как самое общее, родовое понятие, характеризующее человека как представителя особого биологического вида с характерным набором признаков, позволяющих отличить его от других живых существ. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. Понятие «личность» вводится для выделения и подчеркивания неприродной, социальной сущности человека и индивида. Понятие «личность» в социологии означает, во-первых, системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются, во-первых, биологические, генетически заданные предпосылки; во-вторых, наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. В своем первоначальном значении личность – это маска, роль, исполняемая актером в греческом театре. Для древних греков личность не существовала вне общины, полиса. Если в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на передний план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием «Я». Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии [14].

Личность - определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально-значимых черт и социальных отношений данного общества.

В современной науке существует два подхода к определению личности:

- формально - логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое, родовое понятие - “человек”, а затем указываются его видовые отличия, т.е. определяются признаки, отличающие личность от человека вообще. Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами.

- диалектико - логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В тоже время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность [5].

Личность - носитель социального качества. Социальное качество личности проявляется в процессе социальной деятельности.

Социальные качества личности - совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия.

К элементам, составляющим социальные качества личности относятся:

1) социально определенная цель его деятельности,

2) занимаемые социальные статусы и выполняемые роли,

3) ожидание в отношении новых статусов и ролей (статусные и ролевые ожидания, уровень притязаний),

4) нормы и ценности,

5) знаковая система, которую использует человек,

6) совокупность знаний, позволяющих выполнять социальные роли и ориентироваться в окружающем мире,

7) уровень образования и специальная подготовка,

8) социально-психологические особенности,

9) активность и степень самостоятельности в принятии решений.

На процесс формирования личности влияют следующие факторы:

1. Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а также благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

2. Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. Заключается в том, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

3. Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума. Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями определяют ее социальный статус - определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Теория диспозиции В.А. Ядова объясняет поведение личности в обществе и раскрывает механизмы его регуляции.

Диспозиция – предрасположенность личности в тех или иных условиях действовать определенным образом.

Установка – готовность действовать тем или иным образом.

1 Элементарно – фиксированные установки – это неосознанные действия, личности, основанные на рефлекторных инстинктах.

2 Ситуативные установки – связанны с окружающей ситуацией (сознательные).

3 Базисные установки (социально-фиксированные) – это влияние социальных норм, правил поведения, традиций на поступки индивида в обществе.

4 Ценностный уровень – высший уровень диспозиции (предрасположенность действий), влияние системы ценностей индивида на его поступки в обществе.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)