Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основные характеристики социальной роли




Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Все мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и ролями – с одними (личностно значимыми) больше, с другими (второстепенными) меньше. Иногда люди автоматически переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, совершенно не замечая этого. Например, учитель продолжает поучать людей вокруг себя далеко за пределами школы, директор фирмы пытается руководить семьей, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Это происходит из-за того, что они слились, срослись со своей главной ролью. Но есть и люди, которые не оправдывают наших ролевых ожиданий – промежуточного звена между статусом и ролью. Например, преподаватель вместо делового стиля в одежде предпочитает неформальный и ходит на работу в свитере и джинсах. Таким образом, максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанцированием от роли. Дистанцируясь от своей роли, преподаватель показывает возможность общения со студентами как с равными членами одного общества [6, с. 87].

Позиции и роли существую сами по себе, без связи с конкретным индивидом. Роль не исчезает, если человек, исполнявший ее, к примеру, вышел на пенсию. Его работа не будет выполняться, но, несмотря на это, его должность не исчезнет, а место будет оставаться вакантным, пока его кто-нибудь не займет [3 с. 180].

Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

Общество при этом следит за выполнением ролей с помощью системы социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующей ей системы социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы, но лишь задают общую направленность и цель действий, а не стиль их выполнения [4, с. 35].




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)