Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Функции экономической культуры




 

Регулятивные возможности экономической культуры определяются полнотой и качеством выполнения ее функций.

1. Трансляционная функция проявляется в соответствии норм, правил и образцов поведения, транслируемым экономической культурой ожиданиям хозяйствующих субъектов и их мировоззрению. Кроме того, посредством этой функции передается из прошлого в настоящее, а из настоящего в будущее определенный опыт экономической деятельности, те или иные наборы социальных ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов экономического поведения.

2. Селекционная функция связана с выявлением и отбором из унаследованных ценностей, норм, образцов поведения тех, которые в наибольшей степени соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям и необходимы для экономической деятельности в новых условиях.

3. Инновационная функция связана с обогащением содержания экономической культуры. По мере развития социально-экономических процессов, возникновения новых экономических явлений социальные общности вырабатывают новые, ранее не существовавшие ценности и нормы, стандарты экономического поведения и социально-экономических отношений.

Степень реализации каждой из функций зависит от целого ряда характеристик (общего уровня развития культуры, отраслевой, профессиональной принадлежности и др.) хозяйствующих субъектов, активность которых выступает источником и одновременно результатом развития социального механизма экономической культуры, функционирующей в рамках общественного производства.

Роль экономической культуры как регулятора экономического поведения субъекта оптимальна, когда названные функции реализуются в равной мере полно, все компоненты анализируемой системы включены в активную работу, а сама система усиленно взаимодействует с внешней средой.

Стратегия разрешения социального противоречия, которое состоит в несоответствии ожиданий субъектов экономической деятельности и требований современных реалий формирующейся экономики, связана с развитием экономической культуры посредством ее насыщения необходимым на данном этапе развития общества объемом и качеством знаний.

Кроме этих основных функций можно выделить следующие:

1. адаптационная - применение норм, ценностей, образцов поведения, сконцентрированных в экономической культуре каждый индивид или группа адаптируется к изменяющимся социально-экономическим условиям своей жизни, к существующим в обществе типам и формам экономической деятельности.

2. Нормативно-регуляционная - заключается в том, что экономическая культура, выступая в качестве совокупности идеалов норм, образцов поведения, предписывает индивидам и социальным группам определенные стандарты и правила, в соотвествии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания, притязания и способы деятельности в экономической сфере общества.

3. Информационная. Позволяет дать индивиду, социальной группе и обществу в целом достоверную, объективно верную социальную и экономическую информацию, без чего невозможна сама организация эффективной экономической деятельности.

4. Коммуникативная. Реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей.

5. Мотивационная - содержащиеся в системе экономической культуры развивающаяся совокупность ценностей, норм, образцов поведения задает определенные направления для мотивации их деятельности.

6. Мобилизующая - побуждает отдельных индивидов, их общности, социальные организации к определенным целенаправленным действиям, мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных социальных и экономических целей и решения вытекающих из них задач.

 

 

Глава 8. История развития социологии

Донаучный этап развития социологии

 

Подходы к периодизации социологического знания.

 

Давыдов выделяет три типа научности в социологии

- Классический тип (Конт, Спенсер, Дюркгейм)

- Неклассический (нетрадиционный) тип (Зиммель, Вебер)

-Посмодернисткий (развитие феноменологических концепций в социологии)

 

Комаров представляет следующие этапы:

1) социальная физика 17 век

2) ранняя социология (Спенсер, Милль)

3) идеи классиков социологии (Маркс, Дюркгейм, Теннис, Зиммель, Парето, Вебер)

4) современный этап.

Общепринятый подход:

- III-II век до н.э. - XVI-XVIII в н.э. - донаучный этап

- XVI- XVIII в н. э - 20 - е г.г. XX века - классический этап

- 20 -е г.г. XX века - по настоящее время - современный этап

Этап

Донаучный этап развития социологии.

 

Древнейшие документы того времени охватывают такие страны, как Египет, Месопатамия, Шумер, Урарту, Хеттское царство, Вавилон.

Сохранились свидетельства, указывающие на проведение ревизий скота и посевного зерна, имущества и рабочей силы.

Цели учета:

1) экономические (финансовые, фискальные);

2) военные цели;

3) социально-политические (участие в органах управления).

 

Например, античный историк Геродот сообщает, что скифский царь Ариантас для установления числа своих подданных приказал каждому из них принести по наконечнику стрелы.

Известный завоеватель Тамерлан приказал каждому воину, идущему на войну, положить по камню, а пришедшему взять в целях подсчета убитых.

В древнегреческих храмах использовался иной способ учета естественного движения населения. При рождении человека в качестве жертвоприношения приносилась мера пшеницы, а при смерти – мера ячменя.

Древние документы позволяют судить:

- о социальной стратификации общества по профессиональной структуре населения,

- о престижности и распространенности профессий,

- о формах социальной организации труда,

- о способах стимулирования и трудовой мотивации (понижение или повышение в должности),

- о разделении труда, прежде всего, на умственный и физический.

Античная цивилизация дает новый виток развития социологической мысли, представлениям об обществе, развитии философии.

4 век до н. э.:

Платон сосредотачивается на макросоциологическом анализе разделения труда. Он считал специализацию труда необходимым условием улучшения качества продукции и увеличения ее количества.

Аристотель впервые разделил труд на умственный и физический.

В его труде «Политэя» рассмотрены основы устройства общества. Кроме того, уже Аристотель говорил о том, что основой общества должен являться средний класс.

Ксенофонт занимался микроанализом явлений в античных городах.

.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2952)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)