УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И
МИНИМИЗАЦИИ УБЫТКОВ Максимальная прибыльдостигается при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода предприятия после реализации продукции) факторов деятельности предприятия. Основное требование максимизации прибыли – прибыльность (окупаемость) каждой единицы продукции. Сравним поведение предприятий, максимизирующих прибыль в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Разница в поведении связана с различным характером функции спроса, а значит и дохода. В условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периодесуществуют дваспособа определения объема производства, при которых предприятие получит максимальную прибыль. При первом способе необходимо сравнить валовой доход ТR и валовые издержки ТС (см.рис.19).
TR,TC А TR TC В О Q1 Q0 Q2 Q Рис.19 Сопоставление валового дохода TR и валовых издержек ТС Предприятие будет получать прибыль при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки (TR > ТС). На рисунке это отрезок Q1Q2. Максимальную абсолютную величину прибыли оно будет получать при объеме производства в точке Q0. При TR = ТС (точки Q1и Q2) предприятие получит нормальную прибыль. Когда ТС > TR (отрезки ОQ1 и Q2Q) предприятие будет нести убытки. При втором способе следует сравнивать предельный доход и предельные издержки (см. рис. 20). P MC P0 MR=P О Q0 Q Рис.20 Сопоставление предельного дохода MR и предельных издержек MC * Следует помнить, что в условиях совершенной конкуренции цена спроса для предприятия является заданной величиной, т.е. не меняется при изменении объемов выпуска, и, следовательно, кривая спроса выглядит как горизонтальная линия и поэтому P=MR. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию следует наращиватьпроизводство (отрезок ОQ0). Когда же увеличение производства (дополнительная продукция) будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу (отрезок Q0Q), предприятию лучше прекратитьдальнейшееувеличение объема выпускаемой продукции. Переломной точкой станет Q0, точка, в которой достигнуто равенствоMR и MC. Эту точку называют точкой оптимального выпуска, т.е. в ней предприятие получит максимальную прибыль. С изменением рыночной цены на продукцию предприятием изменяется тот объем производства, при котором обеспечивается равенство предельных издержек и доходов. Пока рыночная цена Р0 превышает средние издержки АТС, равновесный выпуск обеспечивает предприятию получение экономической прибыли (заштрихованный прямоугольник) (см. рис.21). P MC АТС P0 MR=P0 AVC О Q0 Q Рис.21 Максимизация прибыли предприятием в условиях совершенной конкуренции Если рыночная цена на продукцию растет, то предприятие имеет перспективы увеличитьмассу прибыли за счет роста валового дохода и дальнейшего увеличения выпуска. При цене Р0, равной средним валовым издержкам АТС (см. рис.22), предприятие будет работать на уровне самоокупаемости, т. е. оно будет лишь покрывать издержки. P MC АТС P0 MR=P0 AVC О Q0 Q Рис.22 Режим самоокупаемости предприятия в условиях совершенной конкуренции Если цена упадет ниже средних валовых издержек АТС, то тогда предприятие получит убытки.Возникает вопрос: как следует поступить в подобной ситуации? Остановить производство или продолжать? До тех пор пока цена Р1 превышает средние переменные издержки AVC, предприятию следует искать пути повышения эффективности, продолжая производство продукции (см.рис.23 - заштрихованный прямоугольник). Если в этих условиях остановить производство, то переменные издержки уменьшатся до нуля, но предприятие будет нести потери из-за постоянных издержек P MC АТС AVC P1 MR=P1 . P2 К MR=P2 О Q2 Q1 Q Рис.23 . Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции При цене Р2 (см. рис.23 - пунктир), равной средним переменным издержкам AVC, предприятие будет находиться в критической точке К (на грани банкротства). Если рыночная цена снизится до уровня Р3 (см. рис.24) и окажется ниже средних переменных издержек AVC, то предприятию следует остановить производство (наступает банкротство). В этом случае предприятие не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат.
P MC АТС AVC Р3 MR=P3 О Q3 Q Рис.24 Ситуация банкротства с остановкой производства Таким образом, условия продолжения деятельности предприятия, несущего убытки, можно записать следующим образом: АТС > Р > AVC. В долгосрочном периоде совершенной конкуренциибанкротство определенного числа предприятий приведет к повышению цены спроса для оставшихся в отрасли предприятий. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние валовые издержки оставшихся предприятий, т.е. Р=АТС. Если уход предприятий из отрасли будет продолжаться и дальше, то рост цены приведет к превышению ее над средними валовыми издержками АТС. Тогда оставшиеся предприятия будут получать экономическую прибыль, которая привлечет в отрасль новые предприятия-конкуренты, что в конечном итоге снова вызовет понижение цены товара, а, следовательно, и прибыли. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде вход и выход предприятий в отрасль определяется равенством цены величине средних издержек, т.е. P=MR=MC=AC. В условиях несовершенной конкуренциицена не является заданной величиной, поэтому кривая спроса не является горизонтальной линией и P не равняется MR. С учетом этих условий возможно применение способа сравнения предельных издержек и предельного дохода и при несовершенной конкуренции. Монополист, как в кратко-, так и в долгосрочном периодахполучает прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых предприятий. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции может контролировать одновременно двапараметра: объем выпуска и цену(в отличие от предприятий в условиях совершенной конкуренции, которые могут контролировать только одинпараметр – объем выпускапродукции). Монополист может либо производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, либо, наоборот, снизить цену за счет увеличения масштабов производства. Таким образом, главная причина образования прибыли в этой ситуации – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |