Тема 8. Юридические символы и перечисления
Юридические символы Перечисления 1. Юридические символы Средством законодательной техники являются такжеюридические символы, с помощью которых закрепляются государственно-правовые веления. Юридические символы используются законодателем довольно часто. В качестве примера можно привести Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации»и от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации». Выделяют следующие признаки юридических символов: 1) это искусственный знак, представляющий собой отличительную примету, художественный образ, видимое, реже — слышимое образование; 2) создаются или санкционируются государством в особом процессуальном порядке и охраняются государством; 3) применяются в порядке, установленном законом; 4) служат для выражения и закрепления социально значимого юридического содержания. Юридический символ — это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, представляющий собой видимое или слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл; охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке. В качестве требований к использованию юридических символов выделяются следующие: - наглядность; - лаконичность; - доступность для восприятия; - сочетаемость с текстом закона. Предлагается следующая классификация юридических символов: 1) по способу внешнего восприятия: предметные символы (флаг, печать); символы-действия (церемония поднятия флага); изобразительные (герб); звуковые (гимн); языковые (текст гимна); 2) по смысловому значению: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и др.; 3) по сфере общественных отношений: символы в сфере экономики, образования и т.д. Значение юридических символов: - облегчают унификацию права; - обеспечивают типизацию юридически значимого поведения (например, дорожные знаки). Перечисления Перечисление является средством законодательной техники, позволяющим располагать в определенном порядке в виде списка совокупность предметов или явлений (обстоятельств, действий, органов, лиц, условий применения и т.п.) в тексте закона. Перечисление имеет цель упорядочить изложение положений закона и тем самым облегчить его понимание. Классифицируются перечисления следующим образом: 1) по порядку расположения составных частей: - в строгом соподчинении составных частей; - без строгого соподчинения (последовательность не имеет юридического значения); 2) по степени полноты перечисления: - исчерпывающий перечень (не допускает расширенного толкования); - примерный перечень; 3) по форме: - перечисления, оформленные в виде сплошного текста (разделение составных элементов запятой); - перечисления, в которых каждый компонент располагается Пример: Исчерпывающее перечисление со строгимсоподчинением составных частей (пункт 1 статьи 20 Федеральногозакона «Об основных гарантиях избирательных прави права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»): «1. В Российской Федерации действуют следующиеизбирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектом Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальныхобразований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие)комиссии; участковые комиссии». Исчерпывающее перечисление без строгого соподчинениясоставных частей (пункт 5.2. статьи 56 вышеназванногоФедерального закона): «5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательноеобъединение не вправе использовать эфирное время наканалах организаций, осуществляющих телевещание,предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях: а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов списков кандидатов; б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов; в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями; г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов». Примерный перечень (пункт 3 статьи 48 вышеназванного Федерального закона): «3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться: а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом методами». Правильное использование перечислений делает изложение правового материала боле ясным, четким. Отрицательной же стороной перечислений можно признать увеличение объема законодательного акта.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3544)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |