Тема 3. Социальная функция педагогики
Основные положения лекции Образование как целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства. Единство биологического (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) и социального (социальные свойства и качества) развития человека. Человек – как биосоциальное существо, как субъект исторической деятельности и познания. Понятия личности и индивидуальности. Основные воспитывающие силы общества. Социализация личности в современных условиях - основная функция общества. Школа – как «мини – общество» и «социальный оазис», ее достоинства и недостатки. Главная цель государства в воспитании и образовании подрастающего поколения; основные принципы адаптации. Определяющие условия самореализации личности. Влияние рыночной экономики на сферу образования. Образование и профессиональная деятельность современного специалиста. Согласованность интересов общества, государства и личности.
Семинарское занятие №2 «Ребенок как субъект воспитательного процесса» Обсуждение статей и основных положений 1. Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.89 г. 2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г.
Темы индивидуальных творческих работ 1. Социализация личности: понятие, факторы, этапы. 2. Современный педагогический идеал: миф или реальность? 3. Институты воспитания, их функции и возможности. 4. Социальная и предметная среда воспитания. Практикум 1. Проведите, в выбранной Вами школе, исследование на тему «Является ли общеобразовательная школа «мини-обществом» со всеми ее достоинствами и недостатками или «социальным оазисом», опережающим гуманизацию общества?» Мотивируйте свое исследование. 2. Рассмотреть социальную предрасположенность к развитию (социальному развитию) ребенка на примере воспитания спортсмена. Литература 1. Дюргейм Э. Социология образования. – М., 1996. 2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994. 3. Эриксон.Э. Детство и общество.- М., 1996. 4. Бодалев А. А. Психология зрелого возраста и акмеология. – М., 1998. 5. Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика. – М., 2001. 6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века /В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1997. 7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта.- М., 1995. 8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М.,1982.
Тема 4. Ребенок как субъект образовательного процесса Основные положения лекции Принципиальные научные положения о сущности человека и факторах, определяющих его становление как личности и индивидуальности. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. Сущность и пути формирования человеческой личности. Развитие ребенка как результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Показатель уровня, широты и глубины развития ребенка как фактора его воспитания. Понятия: общефизическое и специальное физическое развитие, трудовое, интеллектуальное, общедуховное, гражданско-политическое, эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие, их характеристика. Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп. Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп. Детская одаренность, талант, гениальность как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности человека. Первые экспериментальные работы Дж. Гльфорда по одаренным детям (Германия, 1946г). Детское творчество как итоговый показатель деятельностно-практического критерия одаренности. Организация Всесоюзного Совета по одаренным и талантливым детям в СССР, 1975 г.
Вопросы для обсуждения 1. Специфика детства. 2. Педагогическая поддержка ребенка. 3. Индивидуальная деятельностьдетей в системе их воспитания.
Темы индивидуальных творческих работ 1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – одно из перспективных моделей мировой тенденции гуманизации образования. 2. Педагогический смысл народных сказок. (В какой ситуации Вы рассказали бы эти сказки маленькому ребёнку?) 3. Детская одаренность, проблемы их сохранения и приумножения.
Практикум Посетите школу. С помощью бесед и путем наблюдений постарайтесь выявить круг интересов и потребностей детей. Анализ проведите в нескольких параллельных классах, различных по возрасту (5-х, 8-х, 10-х классах). Сопоставьте полученную информацию в следующем алгоритме: а) нравиться ли тебе школа, в которой ты учишься? б) какие дисциплины интересуют тебя больше всего? в) чем ты занимаешься в свободное от уроков время? г) есть ли у тебя кумир среди твоих товарищей и кто он? д) что тебе хотелось бы изменить в окружающем тебя мире? Оформите ваше исследование, подкрепив фотографиями, схемами, таблицами, рисунками. Литература 1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2003. 2. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. 3. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания образования в России. – М., 1993. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2001. 5. Кон. И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 7. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1995. 8. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.89. 9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |