Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения лекции



2015-12-13 806 Обсуждений (0)
Основные положения лекции 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ.

Исторические и современные тенденции развития содержания образования.

Сущность «содержание образования» – содержательная сторона образования в единстве с процессуальной стороной.

Источники содержания образования – культура или социальный опыт:

- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – знаний;

- опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – умений и навыков;

- опыт творческой деятельности, в форме проблемных ситуаций;

- опыт эмоционально-ценностных отношений.

Документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия.

Три составных компонента государственного образовательного стандарта: федеральный, национально-региональный и локальный (местный).

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные исторические и современные тенденции развития содержания образования.

2. Анализ основных образовательных документов: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.

3. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.

4. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся.

5. Принципы формирования содержания образования:

а) основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

б) преемственность и непрерывность образовательного материала;

в) интегративность, междисциплинарность изучаемых курсов;

г) связь учебного материала с практикой;

д) общеобразовательный характер учебного материала.

 

Темы индивидуальных творческих работ

1. Содержание «Школы жизни» Ш. Амонашвили.

2. Содержание трех «О» Е.Н. Ильина: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

3. Диагностика обучаемости и обученности.

Практикум

В подшефной школе (на примере одной дисциплины) сделайте анализ следующих документов: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Отметьте соответствие и выполнение основных принципов формирования содержания образования. Оформите отчет.

Литература

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1986.

2.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

3.Ильясов И.И. Структура процессов учения. – М., 1986.

4. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

5.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

6.Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

7.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

8.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

 

Тема 13. Методы, организационные формы и средства обучения

Основные положения лекции

Методы обучения, как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Классификация методов обучения на основе выделения источников передачи содержания образования.

Словесные методы – источником знания является устное или печатное слово, эти методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Наглядные методы – источником знаний является наблюдаемые предметы, явления наглядные пособия, эти методы подразделяются на метод иллюстраций и метод демонстраций. Практические методы – источником знаний и умений являются практические действия, это: упражнения, лабораторные, практические работы.

Педагогическая форма как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Формы организации обучения:

1. Урок, лекция, зачет, консультация, практика и др.;

2. Формы индивидуальной, групповой и коллективной организации деятельности обучаемых;

3. Формы индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы;

4. Другие формы организации обучения: учебные экскурсии, факультативные занятия;

5. Формы внеклассной учебной работы (предметные кружки и научные общества, олимпиады, конкурсы, выставки технического творчества).

Представление о педагогических средствах как материальных объектах, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса в виде: учебно-лабораторного оборудования, учебно-производственного оборудования, учебно-наглядных пособий, дидактической техники, компьютерных классов; организационно-педагогических средств (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и др.).

Семинарское занятие №7

1. Предложите разнообразные приемы педагогической работы, систему методов обучения и активизации познавательной деятельности обучаемых; подберите нетрадиционные формы обучения, организационные системы и средства обучения.

2. Аттестационная работа №1.

 

Темы индивидуальных творческих работ

1. Методы самостоятельной работы.

2. Методы проверки и оценки знаний.

3. Нестандартные, инновационные формы работы.

4. Современные средства обучения, их применение на практике.

 

Практикум

Сделайте анализ и сравните: какое количество времени Вам необходимо затрачивать на свою внеаудиторную учебную работу с точки зрения всех изученных правил и требований к ее организации в течение недели. Составьте подробную хронологию реального количества времени, которое уходит у Вас на самоподготовку? (для справки: обязательные занятия в библиотеке должны составлять не менее 2 часов в неделю).

Литература

1. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация обучения. – М., 1960.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990..

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

10. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998.

12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.

13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.

 



2015-12-13 806 Обсуждений (0)
Основные положения лекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения лекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)