Глава вторая. Методологические и теоретические основы
В. Г. Крысько ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ в схемах и комментариях Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара Киев • Харьков ■ Минск ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) К85 Рецензенты. кафедра общей психологии Московского государственного университета сервиса (заведующая кафедрой Т. Ф. Базылевич, доктор психологических наук, профессор); И. Э- Шаровов,доктор психологических наук, профессор. Крысько В. Г. К85 Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2004. — 254 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-469-00181-4 В учебном пособии отражены систематизированные представления о психике людей, ее основных особенностях и характеристиках. Материал представлен в виде схем, снабженных подробными комментариями, что значительно облегчает и упорядочивает процесс овладения знаниями общей психологии. Содержание пособия соответствует всем требованиям Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ по дисциплине «Общая психология». Пособие предназначено для студентов и аспирантов психологических, психолого-педагогических и других факультетов вузов, а также для всех, кто хочет иметь устойчивые психологические знания. ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-469-00181-4 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2004 Оглавление Предисловие .......................................................... ....................................... 7 Глава первая. Предмет, задачи и особенности общей психологии 1.1.Предмет и задачиобщей психологии.............................................. 10 1.2. Связь психологии с другими отраслями знаний.......................... 12 1.3. Особенности психологии как науки ............................................... 14 1.4. Мир психических явлений.................................................................. 16 1.5. Формы существования психики........................................................ 18 1.6. Структура общей психологии как науки....................................... 20 1.7. Соотношение житейской и научной психологии ....................... 22 1.8. Этапы развития психологии.............................................................. 24 1.9. Методы психологии............................................................................. 26
1.10. Содержание и структура психологического исследования 28 1.11. Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения............................................................................. 30 1.12. Основные направления зарубежной психологии ..................... 32 1.13. Отрасли психологии ......................................................................... 34 Глава вторая. Методологические и теоретические основы психологии................................................................................................... 37 2.1. Понятие о методологии в психологии ........................................... 38 2.2. Методологические и теоретические основы психологии ... 40 2.3. Основные функции психики............................................................... 42 2.4. Взаимосвязь различных форм движения ...................................... 44 2.5. Виды и структура отражения........................................................... 46 2.6. Особенности сознания человека...................................................... 48 2.7. Своеобразие бессознательного в психике человека.................. 50 2.8. Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств.............................................................................. 52 2.9. Историческое развитие психики и сознания человека.............. 54 Глава третья. Естественно-научные основы психологии................ 57 3.1.Роль естественно-научных основ психологии ............................ 58 3.2. Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД....................................................................................... 60 3.3. Связь психологии с естественно-научными дисциплинами. 62 3.4. Строение нервной системы человека............................................. 64 3.5. Основные структуры головного мозга человека......................... 66 Оглавление 3.6. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе 68 3.7. Закономерности процессов возбуждения и торможения ... 70 3.8. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности 72 3.9. Блок-схема рефлекторной дуги ....................................................... 74
3.10. Закономерности высшей нервной деятельности....................... 76 3.11. Особенности безусловных рефлексов ......................................... 78 3.12. Виды безусловных рефлексов......................................................... 80 3.13. Особенности условных рефлексов ............................................... 82 3.14. Классификация условных рефлексов........................................... 84 3.15. Сущность динамического стереотипа.......................................... 86 3.16. Естественно-научные основы психики в теориях российских ученых 88 3.17. Сущность и особенности функциональных систем психики. 90 Глава четвертая. Психические познавательные процессы.............. 93 4.1. Сущность ощущений .......................................................................... 94 4.2. Анатомо-физиологическое представительство ощущений 96 4.3. Свойства ощущений............................................................................ 98 4.4. Виды ощущений.................................................................................. 100 4.5. Сущность восприятий....................................................................... 102 4.6. Особенности восприятия.................................................................. 104 4.7. Характеристика восприятий пространства................................ 106 4.8. Специфика восприятий времени и движения.............................. 108 4.9. Факторы успешности (точности) восприятия людей .............. 110
4.10. Сущность представлений............................................................... 112 4.11. Виды представлений ...................................................................... 114 4.12. Сущность внимания......................................................................... 116 4.13. Концепция внимания П. Я. Гальперина..................................... 118 4.14. Виды внимания.................................................................................. 120 4.15. Механизм внимания по теории Т. Рибо ..................................... 122 4.16. Сущность памяти ............................................................................. 124 4.17. Концепция памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина..................... 126 4.18. Характеристики памяти.................................................................. 128 4.19. Сущность воображения.................................................................. 130 4.20. Функции воображения.................................................................... 132 4.21. Виды воображения........................................................................... 134 4.22. Особенности мышления................................................................. 136 Оглавление 4.23. Содержание мышления................................................................... 138 4.24. Физиологические основы мышления.......................................... 140 4.25. Виды мышления, выделенные по различным основам .... 142 4.26. Своеобразие творческого мышления и препятствия в его проявлении 144 4.27. Психологическая характеристика речи..................................... 146 4.28. Физиологические основы речи .................................................... 148
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |