Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов



2015-12-14 982 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов 0.00 из 5.00 0 оценок






КОММЕНТАРИИ

Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в воз­никновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представ­ления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении со­знательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наибо­лее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами но себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное(активное, преднамеренное) воображение— создание но­вых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднаме­ренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта— это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующи­ми особенностями:

1) ярким, живым, конкретным характером; сознание человека в этот момент наполнено также многими деталями и частностями, которые оно рисует, опираясь на прошлый опыт;

2) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, когда воображение не останавливается на частностях, а рисует образы в самых общих чертах );

3) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для меч­тающей личности;

4) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимо -сти, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение— это создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, худож­ники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь достовернее, вме­сте с тем не просто фотографически ее копируют, а создают художественные образы, в которых она правдиво отражается в наиболее ярких и обобщенных чертах. В этих образах отражаются личность писателя, художника, его миро­воззрение, результаты его личного осмысления жизни, особенности присуще­го ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на осно­ве прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек поодному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше не видел. Например, он никогда небывал на море, но прочтя описание его в книге, может представить море в более или менее ярких и полных образах.



Глава четвертая


4.22. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Мышление— это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление — орудие высшей ориентировки человека в окружаю­щем мире и в самом себе.

И. П. Павлов

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается па имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сло­жившимися на основе предшествующей практики знаниями общих поло­жений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окру­жающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отра­жая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкрет­но наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном един­стве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются про­цессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действитель­ности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое созерцание внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе раз­личных видов деятельности, направленных на переустройство окружаю­щего мира.



Глава четвертая


4.23. СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ— это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез— это мыслительная операция, позволяющая в едином аналити-ко-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение— это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов И явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности или различия между ними.

Абстрагирование— это мыслительная операция, основанная на отвлече­нии от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение— это объединение многих предметов или явлений но какому-то общему признаку.

Конкретизация— это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие— это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение— основная форма мышления, в процессе которой утверждают­ся или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение— это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогиейназывается такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследо­вания всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенноемышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образноемышление — это мышление, осуществляющееся на основе об­разов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченноемышление — это мышление, совершающееся на основе от­влеченных понятий, которые образно не представляются.

И наконец, различают определенные способы мышления.

Индукция— это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обрат­ном индукции.



Глава четвертая


4.24. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

С физиологической точки зренияпроцесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные времен­ные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, спер­ва самые элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассо­циация — это есть момент рождения мысли.

И. П. Павлов

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоци­ации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объеди­ненных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мысли­тельные операции и имеют свои характеристики, т. с. коды.

Нейронные коды отражают определенную частоту импульсивной активно­сти нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестра­ивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функ­циональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов — определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоста­вимы с реальным психологическим процессом переработки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенци­алов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслитель­ной деятельности.



Глава четвертая


4-25. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАМ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Теоретическое мышление— мышление на основе теоретических рассужде­ний и умозаключений.

Практическое мышление— мышление на основе суждений и умозаклю­чений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление— мышление, опосредованное логикой рассуж­дений, а не восприятия.

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется.

Л. Н. Толстой

Интуитивное мышление— мышление на основе непосредственных чув­ственных восприятии и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

А. Эйнштейн

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление— мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление— мышление на основе творче­ского воображения.

О смелой мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет?

Ф. Тютчев



Глава четвертая


4.26. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ

В ЕГО ПРОЯВЛЕНИИ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять интеллект? Современные психологические исследования свидетельствуют, что при­чиной тому не только и не столько отсутствие развитых творческих способно­стей, как считалось раньше, но и препятствия иного рода, например:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над твор­чеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поведении.

2. Боязнь выглядеть «белой вороной», казаться глупым или смешным в сво­их умозаключениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаются наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно правильных наиболее распространенных общепринятых мнений.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным, в сво­ем неприятии и критике мнений других. В условиях нашей культуры до­вольно распространено следующее мнение: критиковать человека — зна­чит, проявлять к нему неуважение.

4. Боязнь возмездия со стороны человека, чью позицию мы критикуем. Под­вергая кого-либо критике, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Последняя нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, выска­зываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, испытывает боязнь открыто высказывать свои идеи.

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием прин­ципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оценкой чужих мыслей. Человек, у которого более выражена критическая тен­денция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и непло­хо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление до­минирует над критическим, часто оказывается не способен видеть недостатки в собственных суждениях и оценках; чтобы этого избежать, с детства необходи­мо формировать и развивать как критическое, так и творческое мышление.



Глава четвертая


4.27. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Речьюназывается процесс практического применения человеком языка в це­лях общения с другими людьми.

В отличие от речи языкесть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действи­тельности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или вы­делением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисун­ком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие толь­ко им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посред­ством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух со­беседников.

Письменная речь — это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.



Глава четвертая


4.28. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Периферические системы обеспечения речи

<§> Энергетическая <^ Генераторная ^ Резонаторная


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

К периферическим системам обеспечения речиотносятся:

^> энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникно­вения звука, — легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

Ф генераторная система — звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

® резонаторная система — носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Вторая сигнальная система.Согласно И. П. Павлову, у людей существует две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — непос­редственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть слов обозначает сенсорные воз­действия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается преж­де всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Мозговые центры речи.Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с:

^ левым полушарием головного мозга;

<@> слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной

извилины, так называемым центром Всрникс; ^ так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей

лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных фи­зиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи.Синтагмати­ческие механизмы отражают динамическую организацию речевого высказы­вания и ее физиологические характеристики при работе коры головного моз­га. Парадигматические отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Механизмы восприятия речи.Переход к осмыслению речевого сообще­ния возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализиру­ется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чув­ствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа.У взрослого человека воспри­ятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семан­тический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.



Глава четвертая


Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной) или зрительной (письменной) форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтраль­ными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызы­вающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигнала­ми непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавши­еся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем по­стоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусто­ронний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.


Глава пятая



2015-12-14 982 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психические познавательные процессы. Непроизвольное(пассивное, непреднамеренное) воображение— это создание новых образов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)