Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психические познавательные процессы. Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных обра­зов предметов



2015-12-14 1586 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы. Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных обра­зов предметов 0.00 из 5.00 0 оценок






КОММЕНТАРИИ

Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных обра­зов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каж­дом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, по и многообразной информации о нем, которая впо­следствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сиг­налов, управляющих нашим поведением.

Сигнальная функция представлений становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых че­ловек осуществляет свою сознательную деятельность, И. П. Павлов показал, что они складываются но механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительно­сти. Отличительной особенностью сигнальной функции, например двига­тельных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобре­тают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осу­ществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информа­ции о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулиру­ющей функции актуализируются именно те стороны, например двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается постав­ленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятель­ности организма человека на определенные параметры отражения воздей­ствий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двига­тельного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении определенного тренирующего эффекта дви­гательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбужде­ний центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняют­ся благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкрет­ной структурой возникает в результате образования условных временных свя­зей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.



Глава четвертая


4.11. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.

Различают зрительные(образ человека, предмета, пейзажа), слуховые(представления мелодии), обонятельные(«ощущение» запаха эфира), ося­зательные(представление предмета, к которому прикасался ранее), двига­тельные(представление движений тела при совершении прыжка) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика —обонятельный и т. д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными и общими в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представления — это пред­ставления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Об­щиепредставления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольныепредставления — это целевые представления, возникаю­щие у человека под воздействием волевых усилий.

Представления различаются по продолжительности.

Оперативныепредставления — представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятель­ности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода пред­ставлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого по­явилась на дисплее локатора.

Кратковременныепредставления — это представления, очень непродол­жительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нуж­ные для этого представления, которые он потом может и забыть.

Долговременныепредставления — представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.



Глава четвертая


4.12. СУЩНОСТЬ ВНИМАНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Внимание— это избирательная направленность сознания человека на опре­деленные предметы и явления.

Физиологические основы внимания.Внимание не имеет такого специ­ального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и вос­приятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по за­кону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индук­ции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельно­сти, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервно­го процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, дру­гие — заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными ча­стями коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания че­ловека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания

Концентрация внимания — это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в дан­ный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания — это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания — это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясно­сти и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затра­той нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с боль­шей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на воспри­ятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.



Глава четвертая


4.13. КОНЦЕПЦИЯ ВНИМАНИЯ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П. Я. Гальпе­рин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследователь­
ской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие,
направленное на содержание образа, мысли, на другие представления,
возникающие в данный момент в сознании человека.

Ориентировочно-исследовательская деятельность — реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активи­зации, в мобилизации сил и ресурсов.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содер­жанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнитель­ская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Когда функционирует внимание, контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствую­щий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как про­извольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Следует отметить, что когда человек хочет на чем-то сосредоточить­ся, он предпринимает значительные усилия сознания, концентри­рует свою волю, начинает управлять своими действиями. У него изменяется поведение, появляется осторожность, становится бо­лее острым зрительное восприятие.

С. Л. Рубинштейн



Глава четвертая


4.14. ВИДЫ ВНИМАНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамерен­ным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в ко­торых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание— это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на луч­шее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целена­правленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выпол­нении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходи­мые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет органи­зовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание— это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы харак­теризуется малой интенсивностью, и только с помощью значительных уси­лий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание — это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяже­нии всего времени ее выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание— это внимание, вызы­ваемое внешними причинами — теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, а также его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в подавляющем действии объек­та внимания человека на его сознание (например, более сильный звук, более яркий план), которое активизирует психику.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсив­ностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных и дли­тельных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязания­ми, восприятии кинокартины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.



Глава четвертая


4.15. МЕХАНИЗМ ВНИМАНИЯ ПО Т. РИБО


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Т. Рибо одним из первых попытался представить механизм произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания (см. схему).

На ней М-центр, где хранятся воспоминания о некогда совершенных действи­ях (предполагаемый центр долговременной памяти на движения); S, и 52 — цен­тры, где сохраняются сенсорные образы (центры сенсорной памяти). Те и другие локализованы в коре головного мозга, представленной на схеме дугообразной заштрихованной областью. Эти центры соединены между собой волокнами ас­социативного типа; R — центр, расположенный ниже коры и связанный с регуля­цией движений; С1 С2, С3совокупность сенсорных центров разного уровня, пе­редающих коре больших полушарий информацию о состоянии мышечной систе­мы М (мышечное чувство по Рибо); Т— область таламуса.

Допустим, что в кортикальных центрах М, S1 и S2 существует некоторый уровень возбуждения, т. е. они находятся в состоянии, связанном с внимани­ем, субъективно представляющим собой ряд воспоминаний сенсорного и дви­гательного характера о предмете А. Моторное возбуждение из центра М далее распространяется вниз до центра R и через него производит сокращение мышц Р. Это сокращение по нервным центростремительным волокнам через ряд промежуточных сенсорных центров С1, С2и С3 вновь попадает в центр М коры. В результате «моторное воспоминание» будет усилено также и инервацион-ным импульсом, явившимся в T через рефлекторное возбуждение, восходящее от R. Произойдет двойное дополнительное усиление активности в центре М, ко­торое далее по ассоциативным волокнам распространится в коре больших по­лушарий до сенсорных центров S1 и S2 и возбудит их дополнительно. В ре­зультате весь комплекс воспоминаний, моторных и сенсорных, связанных с предметом А, усилится в сознании, т. е. интенсивность внимания к нему воз­растет.

Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно ко­торой основную роль в процессе внимания играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном пред­мете в течение определенного времени. Пользуясь приведенной схемой, Рибо сле­дующим образом объяснил участие движения в описанном процессе.

Внимание к предмету А начинается со слабого припоминания о нем. С помощью движения М мы усиливаем это воспоминание. Усиление воспо­минания по ассоциации вызывает, в свою очередь, первоначально слабое при­поминание о предмете В, которое мы далее усиливаем движением М и т. д.

Аналогичную мысль о механизме внимания высказывал и российский ученый А. А. Ухтомский. Он считал, что физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.



Глава четвертая


4.16. СУЩНОСТЬ ПАМЯТИ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

Запоминание — запечатление в сознании человека полученной информа­ции, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относи­тельно длительного периода времени.

Воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание — сопровождающее процессы памяти явление психики, позво­ляющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образную память — назрительные, звуковые, осязательные, обо­нятельные и т. п. образы.

Словесно-логическую память — на смысл изложения, его логику, на соот­ношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательную память — на движения.

Эмоциональную память — на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механиче­скую и смысловую намять.

Механическая память — это запоминание информации в той форме, в ко­торой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы имевших место ра­нее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головно­го мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внеш­ним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет на ней «след» в виде опре­деленных функциональных изменений, которые облегчают течение повторя­ющихся нервных процессов, а также делают возможным их повторное возник­новение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы Тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на орга­ны чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии централь­ные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а в процессе функционирования памяти они представляют собой лишь «следы» ранее имевших место нервных процессов.



Глава четвертая


4.17. КОНЦЕПЦИЯ ПАМЯТИ Р. АТКИНСОНА И Р. ШИФРИНА


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Одна из теорий, описывающих совместную, взаимосвязанную деятельность долговременной и кратковременной памяти, разработанная американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным, представлена на схеме.

В соответствии с этой теорией, долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации.

Кроме того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо проделать с ней определенную работу еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее пере­кодированию, т. е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все совре­менные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговре­менной памяти работают во взаимосвязи и параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысловой обработ­ки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группи­ровка, в свою очередь, предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобще­ния знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, све­дения его к количеству смысловых единиц, не превышающих объема кратко­временной памяти.

Перевод информации из кратковременной в долговременную память не­редко вызывает затруднения, так как для того чтобы сделать это наилучшим образом, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структури­ровать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле потенциально она обладает большими возможностями.

Как нужна память всем людям! Насколько она облегчает им их де­ятельность! Как она сохраняет наши чувства!

Р. Роллан


128 Глава четвертая

4.18. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Память в целом и память конкретного человека имеет свои особенности, сви­детельствующие о ее продуктивности.

Объем— это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом иее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возмож­ности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информа­ции.

Быстрота— способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность— характеристика памяти, которая показывает способность че­ловека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность— важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную и оператив­ную память.

Кратковременнаяпамять — это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприя­тия.

Долговременнаяпамять представляет собой процесс длительного сохра­нения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.

Оперативнаяпамять — это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Готовность— это одна из важнейших характеристик памяти, свидетель­ствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективностьпамяти в це­лом и конкретного человека в частности.

W ,



Глава четвертая


4.19. СУЩНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Воображение— это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком сво -их представлений на основе:

1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного ору­дия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

2) изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными и создание таким пу­тем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

3) соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, че­ловеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мыс­ленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (мета­ние) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим прида­ние особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание это­му свойству несоразмерно большего или особого значения в характери­стике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (персона­жи народного эпоса, сказок);

8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Кор­чагин и др. уже наделены чертами, типичными для представителей той эпо­хи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основувоображения составляют остаточные (следо­вые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, по­ложительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отде­лах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия соче­тания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие по­стоянную «базу» воображения.


4.20. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Даже тогда, когда на органы чувств человека не действуют никакие раздражи­тели, его головной мозг продолжает функционировать', человек думает, стро­ит планы, представляет в своем сознаниикакие-то новые образы и картины, часто не имеющие аналогов в реальной жизни. Кроме того, люди излишне часто предаются пустым мечтаниям. И происходит это потому, что их созна­ние не может пребывать в бездействии. Именно в этот момент начинает рабо­тать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоя­нии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Пер­вая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образахи иметь возможность пользоваться ими, решая различные возникающие задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удов­летворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особо подчеркивается и разрабатывается психоаналитическим направлением зарубежной психологической науки.

Третья функция воображения связана с его участием в управлении дру­гими психическими и физиологическими процессами,в частности волей, вниманием, памятью, речью, переживаннями. С помощью искусственно со­здаваемых образов человек может обращать внимание па нужные события и процессы. Посредством образов он получает возможность управлять воспри­ятием, воспоминаниями, высказываниями и т. д. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетель­ствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритм дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий— способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция воображения — планирование и программирование дея­тельности,составление определенных программ, оценка их правильности, процесса реализации.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать вообра­жение. В творческих видах труда — науке, литературе, инженерном деле и др. — развитие воображения происходит естественно, в процессе занятия этими вида­ми деятельности. В ходе аутогенных тренировок нужный результат достигается посредством специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, голо­вы, туловища), произвольно повышаты или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).



Глава четвертая


4.21. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ




2015-12-14 1586 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы. Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных обра­зов предметов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психические познавательные процессы. Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных обра­зов предметов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)