Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



2015-12-14 610 Обсуждений (0)
И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПСИХОЛОГИИ

Наука движется толчками, в зависи­мости от успехов, делаемых методо­логией. С каждым шагом методоло­гии вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывает­ся нам более широкий горизонт, с не­видимыми раньше предметами.

И. П. Павлов

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают мето­дология и теория этой науки.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, пред­ставляющих собой результат научного познания, исследования и осмысле­ния практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изу­чаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методо­логия обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих ком­понентах, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология, или методология конкретной науки, позво­ляет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функ­ционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная ме­тодология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые со­ставляют предмет и объект ее анализа.

История развития науки и общества в целом свидетельствует о возможно­сти разных методологических подходов к проблеме происхождения и сущно­сти психики: материалистического или идеалистического, психоаналитиче­ского (фрейдистского) и бихевиористского и т. д. В каждом из этих подходов отражены конкретные взгляды конкретных ученых и школ психологической науки на проблемы изучения и интерпретации человеческой психики.



Глава вторая


2.1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

В качестве общей методологиипсихологической науки выступает диалекти­ке -материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют следую­щие научные представления: о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной деятельности, и внутренней, психической; о социаль­ной обусловленности развития психики человека; о психике как функции го­ловного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики.

Специальной методологиейпсихологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельно­сти, принцип развития и принцип личностного подхода.

Принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с трансформацией этих условий.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и дея­тельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в дея­тельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индиви­дуально- и социально-психологических особенностей человека на то, чтобы осмысливать их как особые качества, присущие каждому конкретному инди­виду в отличие от других людей.

Частной методологиейпсихологической науки выступают ее методы (наблюде?ше, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характе­ристик, анализ результатов деятельности) и методики исследования конкрет­ных психологических явлений.

Брось свои иносказанья, Брось гипотезы пустые, На проклятые вопросы Дай ответы мне простые. И. Кант



Глава вторая


2.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Общая методологияроссийской психологической пауки исходит из того, что:

1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи).

2. Материя первична, а сознание вторично.

3. Материя находится в непрерывном движении, развитии:

1) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиняются
законам:

Ф единства и борьбы противоположностей;

Ф перехода количественных изменений в качественные;

Ф отрицания отрицания;

2) движение определяет собой качественные характеристики всех явлений
объективной реальности и собственно психики.

4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
Специальная методологияпсихологической науки исходит из того, что:

1. Психика — свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга.

2. Сущность психики состоит в отражении воздействий на человека предме­тов и явлений объективной реальности.

3. Сознание — высший этап развития психики.

4. Психика, сознание социально обусловлены.

Специальная методология психологической науки в результате длитель­ного развития пришла к выводам о том, что:

Ф в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь ме­тодологические принципы психологии;

Ф сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами;

Ф существуют специальные методики, способы и приемы исследования кон­кретных классов и видов психологических явлений и процессов;

^ результаты применения методик психологического исследования подда­ются конкретной статистической обработке и обобщению;

Ф все научные психологические исследования должны проводиться в соот­ветствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.



Глава вторая


2.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Отражение воздействий окружающей действительности.Психическое от­ражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, асложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и про­тиворечия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же чело­веком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются сним­ками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективностьнсихического отражения, характерное для человека акти в-ное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности.Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание дея­тельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достиже­ния результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма про­явления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире.Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориента­цию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-пси­хологическими особенностями, как представителя конкретного общества, со­циальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.



Глава вторая


2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Движение элементарных частиц— это движение микрочастиц — протонов, нейтронов, электронов и др. Закономерные количественные изменения во вза­имодействии элементарных частиц приводят к возникновению новых, с дру­гими качественными характеристиками.

Физическое движение— более сложный вид движения, в процессе кото­рого количественные изменения в мире атомов приводят к возникновению молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Напри­мер, два взаимосвязанных атома водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды.

Химическое движение— движение И трансформация молекул, сопровож­дающиеся сложными химическими процессами.

В процессе дальнейшего развития материального мира физико-химические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при определенных благоприятных условиях не возникает новая форма движения — органиче­ская жизнь.

В ходе поступательного развития природа создала виды животных с раз­витой нервной системой, а затем появился человек. Вместе с ним возникла новая форма движения — сознание— с присущими ей качественными осо­бенностями — субъективным отражением объективного мира.

Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма движения — общественная жизнь,для которой характерны труд, законы экономического И политического развития общества и другие особенности.

Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения:

1. Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явле­ния предполагают существование людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов.

2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными каче­ственными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, явления общественной жизни могут быть объяснены только прису­щими им самим закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других психологических характеристик людей, участву­ющих в общественной жизни.

3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы.


Глава

2.5. ВИДЫ И СТРУКТУРА ОТРАЖЕНИЯ


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Физическое отражение— простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения.

На поздней стадии физического движения возникает элементарная чув­ствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспо­собления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости.

Физиологическое отражение— более сложный вид отражения, соответ­ствующий органической жизни (органическому движению).

На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятель­ность животных, которая характеризовалась тем, что:

а) она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;

б) при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила
И направленность находятся в полном соответствии с особенностями раз­
дражения.

При этом само отражение представляет довольно сложную реакцию жи­вого организма.

На высшей стадии физиологического отражения сформировались слож­ные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие.

Психическое отражение— самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм развития, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Для этой стадии отражения характерны:

<^ отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;

<§• отражение как самоконтроль и самовоспитание;

Ф отражение как путь познания других;

^> отражение как путь познания социальной жизни и социальных отноше­ний.



Глава вторая


2.6. ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способ­ности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, кри­тически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя опреде­ленные планы и программы. Все это, вместе взятое, связано со сферой челове­ческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действитель­ности, если рассматривать психику с материалистических позиций, и соб­ственно человеческой формой осмысленного начала бытия, если трактовать психику с идеалистических позиций.

Независимо оттого, каких философских позиций придерживались иссле­дователи сознания, с ним неизбежно связывали его первую важную характе­ристику, так называемую рефлексивную способность,т. е. готовность созна­ния к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у челове­ка такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для изучения и осмысления. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже пред­ставления о том, что у него есть психика.

Мысленное представление и воображение действительности— вторая важная характеристика сознания, отражающая способность человека ощу­щать себя познающим субъектом, способность мысленно представлять суще­ствующую и воображаемую действительность, а также контролировать соб­ственные психические и поведенческие реакции и управлять ими, видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Третья характеристика человеческого сознания — его способность к ком­муникации,т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощы» языка и других знаковых систем. Коммуникативными возможно­стями обладают многие высшие животные, но от человеческих они отличают­ся одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает лю­дям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это являет­ся главным в общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.

Другими особенностями человеческого сознания являются: восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлений человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов, наличие в нем интеллекту­альных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания выходит, вероятно, за рам­ки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории челове­ческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческо­го сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей, которая преследовала определенные цели.



Глава вторая


2.7. СВОЕОБРАЗИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное.Это — те явления, про­цессы, свойства и состояния, которые по своему воздействию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлекси-руются, т. е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышеч­ные) ощущения. Неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения вызыва­ют непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой нервных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, которое иногда возни­кает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бес­сознательная память связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, опре­деляя и содержание мыслей человека в данный момент времени, и те образы, объекты, на которые они направлены. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бес­сознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и ха­рактер поступков и на многое другое, не осознаваемое человеком в психиче­ских процессах, свойствах и состояниях.

Но главный интерес для психологии представляют так называемые лично­стные проявления бессознательного, в которых помимо желания, сознания и воли человека он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Бессознатель­ное в личности человека это те психологические качества и особенности, ко­торые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются враз-нообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Последняя является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений людей.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют пове­дением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самы­ми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально слож­ные проблемы, не имеющие очевидного решения; (б) когда человеку требует­ся преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути «дви­жения мысли»; (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая не может разрешиться без волевого усилия; (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, которая при отсут­ствии немедленной реакции потенциально опасна для него.



Глава вторая


I

2.8. ЧЕЛОВЕК ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЕГО СВОЙСТВ


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Человек как вид.Человек — это представитель вполне определенного биоло­гического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического И психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, гово­рить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Человек как индивид.В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1. Человек — это своеобразный представитель других живых существ, про­дукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, ис­пользующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведе­нием и психическими процессами.

Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации, устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой, активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Человек как личность.Каждый человек — это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно по­лезную деятельность и отличающийся от других индивидов присущими толь­ко ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т. е. личность.

Человек как субъект деятельности.Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действи­тельности в ее рамках.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Человечество как история общества.Человек — продукт развития обще­ства. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с его исто­рией.

Вместе с тем, человек — сам творец истории общества. Знание его соци­ального, онто- и филогенетического развития позволяет познать историю общества.



Глава вторая


2.9. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Методологические и теоретические основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Развитие сенсорных процессов животных.На начальном этапе развития психики животных осуществляется следующее:

ф совершенствуется их двигательный аппарат;

Ф постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на

воздействие внешних и внутренних раздражителей; $> одновременно развиваются органы рецепции — обоняния, зрения, слуха,

осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние

раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных.На этом этапе у животных:

<§• появляется сложная нервная система;

Ф наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процес­сов, а также усложняется их роль в поведении;

ф совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

Ф появляется предметно-образное отражение действительности;

ф появляются эмоции.

Развитие интеллектуальных действий животных.На этом этапе у жи­вотных:

Ф появляется способность к интеллектуальному поведению при возникно­вении препятствий на пути достижения цели;

Ф интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

3> интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении;

Ф изобретенные способы действий не передаются от одного животного к дру­гому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.



2015-12-14 610 Обсуждений (0)
И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)