Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психические познавательные процессы



2015-12-14 762 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок






КОММЕНТАРИИ

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым харак­тером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательностьвосприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметностьвосприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, отно­сящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепцияэто зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают разли­чия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состоя­ния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию лич­ности. Воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осознанию человеком сущности и назначения предметов становится возмож­ным и целенаправленное их использование.

Константностьвосприятия это постоянство в восприятии, которое обу­словлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет вос­приятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета пред­метов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в про­цессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно им ранее.

Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых пред­метов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизиче­ские закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линей­ная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств.



Глава четвертая


4.7. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЙ ПРОСТРАНСТВА


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Восприятие пространства— это восприятие формы, величины, объема объек­тов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и на­правления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный про­цесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кине­стетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, прав­да, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопут­ствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируе­мом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблю­дателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рель­сов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влия­нием слоев воздуха.

Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие ве­личины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий. Например:

^> переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вер­тикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной;

<& неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высо­кий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их большие или маленькие; одинаковые предметы кажутся предметами разной величины, если они воспринимаются как находящие­ся на определенном удалении друг от друга, при этом предмет, располо­женный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действитель­ной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величи­на предметов оценивается ие по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти пред­меты находятся.



Глава четвертая


4.8. СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЙ ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Восприятие времени— это отражение объективной длительности, скорости И последовательности явлений действительности. Специального, самостоя­тельного анализатора времени пет. В основе восприятия времени лежит рит­мическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное со­стояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчленен­ность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также свя­зано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды вос­принятое явление останется в памяти в виде представления о нем. И если по­следнее затем повторно актуализируется, то это восприятие вызывает в нашей памяти воспоминания о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 секунды путем спе­циальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие происходит очень медленно, восприятие его длительности опирается на пока­затели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг дру­га отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, че­редования звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов И явлений объективной действи­тельности на наши органы чувств.

Восприятие движения— это отражение во времени изменений положе­ния объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.); I

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движени­ях — быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плав­ное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных ана­лизаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.



Глава четвертая


4.9. ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ (ТОЧНОСТИ) ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ


Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Психологическая чувствительность— повышенная восприимчивость к пси­хологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей, устой­чивое стремление и желание разобраться во всем том, что воздействует на органы чувств и происходит.

Знание возможностей, трудностей восприятия другого человекаи спо­собов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия основывается на личностных качествах партнеров по восприятию, их чувственном опыте, практике наблюдений.

Навыки и умения восприятия и наблюденияпозволяют людям быстрее адаптироваться к конкретным условиям жизни и деятельности, дают возмож­ность избегать трудностей в оценке окружающей действительности, позволя­ют преодолевать различные барьеры в ее осмыслении.

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых оно осуществляется. Среди них: расстояние, на котором находится объект восприятия; время, в течение которого оно длится; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также фон восприятия (наличие или отсутствие трудностей и сложностей восприятия окружающей действительности, различных барьеров для него). Сказываются и социальные условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, слою или обществу, осуществляет свое восприятие под влиянием собственных социально-психо­логических особенностей или групповых установок и стереотипов.

«Вера в первый взгляд». Повсеместно бытует убеждение, что первое впечат­ление — самое верное. Как показали специальные исследования, это ведет к тому, что многое рассматривается потом через призму первого впечатления, односто­ронне преломляющего все поступки человека. К сожалению, первое впечатление не всегда верно, поскольку опирается не на проникновение в суть воспринимае­мого явления, а на наши собственные подсознательные ожидания и слабости.

Прислушивание к мнению других людей.Нередко даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас предмете или явлении доста­точно, чтобы скорректировать его оценку. Если нам дали самую поверхност­ную характеристику объекта нашего интереса, то, сталкиваясь с ним, мы стараемся уложить представления о нем в рамки чужого, возможно, не со­всем объективного, мнения.

Психологическое состояние.Человек в хорошем настроении все окружаю­щее оценивает в основном в светлых тонах и сам формирует у себя симпатии к нему. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, видит все в сером цвете.

Упрощение.Человеческая психика устроена так, что наш разум просто не может замечать и запоминать все. Подсознательно в мозге идет отбор и клас­сификация поступающей извне информации, в результате чего мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наи­большее значение, или к восприятию которых мы наиболее подготовлены и которые будут нами использоваться в последующей деятельности.



Глава четвертая


4.10. СУЩНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ




2015-12-14 762 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психические познавательные процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)