Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ



2015-12-14 5931 Обсуждений (0)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология, не опирающаяся на фи­зиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существо­вании анатомии.

В. Г. Белинский

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности— учение о закономерностях высших, наиболее слож­ных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека.

Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следующие задачи:

Ф изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведением человека;

Ф познание физиологических механизмов психической познавательной дея­тельности (восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли) и поведения;

<& продолжение разработки учения об условных рефлексах;

$> изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.

Методологически и экспериментально в нашей стране в настоящее время психофизиология основывается на теории функциональных систем П. К. Ано­хина, в соответствии с которой психические и физиологические процессы состав­ляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, предназначенные для достижения полезного приспособительного результата.

Психофизиология делится на общую психофизиологию; возрастную психо­физиологию, занимающуюся изучением онтогенетических изменений физио­логических основ психической деятельности человека; дифференциальную психофизиологию, ставящую своей целью исследовать естественно-научные предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.



Глава третья


3.1. РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ


Естественно-научные основы психологии 59

КОММЕНТАРИИ

Знания о взаимосвязях психологии с другими естественно-научными дис­циплинами.Психология опирается не только на физиологию ВИД, но и на другие естественно-научные дисциплины, например биологические и меди­цинские, так как они помогают лучше понять психику.

Представления о структуре и специфике функционирования нервной системы человека.Нервная система человека является физиологическим носителем психики человека. Неточно понимая структуру и специфику функ­ционирования нервной системы, невозможно правильно исследовать психи­ческую деятельность и поведение человека.

Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человекаосновываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответ­ствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, когда отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение по­лезного, приспособительного результата.

В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы.

Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности челове­ка.Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функ­ционирования таких сложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия.

Правильное осмысление рефлексов головного мозга.Рефлексы голов­ного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде.

 

Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу про-
исхождения суть рефлексы.    
        И. М. Сеченов

Рефлексы отличаются следующими особенностями:

^ они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;

Ф они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответ­ствующее раздражение.



Глава третья


3.2. ОСНОВНЫЕ СВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ВНД


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Раскрытие нервных механизмов психических процессов.В настоящее вре­мя отечественной наукой активно исследуются следующие проблемы:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тожде­ственно не любой физиологической деятельности, а только высшей нервной деятельности.

2. Психическое — это особый вид (высшая форма) нервных процессов, обла­дающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной деятельности.

Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые свя­заны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъективным компонентом — наличием внутренних образов и их переживанием (см.: Ма-рютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М, 1997. С. 11).

Использование физиологических методовв психологии и психофизио­логических методов в физиологии ВНДочень перспективно и эффективно, так как предоставляет возможности изучения психических и физиологических процессов новыми средствами и способами.

Например, применение методов энцефалографической диагностики позво­ляет более четко выявить особенности многих психических процессов (мыш­ления, внимания и др.).

Использование психологии для построения гипотез и объяснительных схем в физиологии ВНД (и наоборот)— весьма перспективное направление сотрудничества психологов и физиологов, так как оно открывает новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как в той, так и в другой науке.

Совместное участие в решении ряда теоретических и практических за­дач— необходимое условие для более продуктивного осмысления различных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая активность, обучение и воспитание — явления, которые имеют и психологическую и фи­зиологическую основы, что необходимо принимать во внимание.

Следует, кроме того, помнить, что многие известные психологи придерживались дуалистического решения психофизиологиче­ских проблем.



Глава третья


3.3. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ЕСТЕСТВЕННО­НАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Физиология человека— наука о строении тела человека.

Антропология— наука о происхождении и развитии человека.

Физиология труда— наука, раскрывающая физиологические особенно­сти трудовой деятельности.

Психиатрия— медицинская дисциплина, изучающая причины и формы нарушения психической деятельности, особенности протекания психических заболеваний, пути их предупреждения и лечения.

Неврология— совокупность медико-биологических дисциплин, изучаю­щая строение и функции нервной системы, закономерности ее онто- и фило­генеза.

Психофармакология— совокупность научных знаний о влиянии биоло­гически активных веществ на психическую деятельность.

Психоэндокринология— наука о влиянии эндокринной системы и ее гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности.

Биологические наукираскрывают биологические закономерности проте­кания психической деятельности, изучают физико-бнологические процессы, которые сопровождают проявления психики.

Медицинские наукизанимаются изучением и лечением различных забо­леваний человека, в том числе и психических.

Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга — и только из мозга — происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, так же как и наши печаль, боль, скорбь и слезы.

Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что при­ятно и неприятно.

Гиппократ

Связь психологии с естественно-научными дисциплинами, конечно же, осуществляется через воплощение в реальной жизни единства физиологиче­ского и психологического в зарождении и развитии сознательной деятельно­сти человека. Физиологическое является материальным носителем психики, и без контакта с естественными науками психологии не обойтись.



Глава третья


3.4. СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Нервная система— совокупность нервных образований в организме челове­ка и позвоночных животных.

Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром; интегра­ция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельно­сти; организация целостного функционирования организма.

Центральная нервная система(головной и спинной мозг) — совокупность нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Ее функции — координация и регуляция всей психической деятельности.

Периферическая нервная система— нервные волокна (нервы), нервные узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие рецеп­торы, мышцы со спинным и головным мозгом.

Ее функции — передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней.

Телесная(соматическая) нервная системавключает центральную и пе­риферическую нервные'системы.

Вегетативная(автономная, висцеральная) нервная система— часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов.

Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой антагонистически.

Кроме того, в деятельности нервной системы играет важную роль функ­циональная организация головного мозга, включающая три блока:

1. Энергетический блокподдерживает тонус, необходимый для нормальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах мозгового ствола.

2. Блок приема, переработки и хранения информациивключает задние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные и височ­ные отделы коры.

3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль де­ятельности нервной системы.Расположен в лобных отделах коры голов­ного мозга.

3-969



Глава третья


3.5. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА


Естественно-научные основы психологии 67

КОММЕНТАРИИ

Мозг— центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспе­чивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организ­ма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у челове­ка — и высшие психические функции.

Передний мозг— передняя часть головного мозга, состоящая из двух по­лушарий.

Средний мозг— отдел головного мозга, расположенный под большими полушариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией тонуса мышц, позы, движения глаз.

Задний мозг— отдел головного мозга, в котором находится мозжечок и к ко­торому примыкает продолговатый мозг.

Конечный мозг— важный отдел переднего мозга.

Промежуточный мозг— отдел переднего мозга, в котором располагаются таламус и гипоталамус.

Продолговатый мозг— продолжение верхней части спинного мозга, вклю­чающего ряд жизненно важных центров , в том числе и ретикулярную форма­цию.

Кора больших полушарий головного мозга— слой серого вещества (нервных клеток), покрывающий полушария головного мозга и играющий ис­ключительно важную роль в осуществлении психической деятельности.

Таламус— подкорковая нервная структура, служащая своего рода распре­делителем информации от рецепторов, которую ОН интегрирует и затем пере­дает в кору больших полушарий.

Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвующие в образовании условных процессов.

С непосредственным участием таламуса происходит формирование эмо­ций человека.

Гипоталамус— структура головного мозга, расположенная под зритель­ными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бодр­ствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Мозжечок— задняя часть ствола головного мозга, обеспечивающая коор­динацию движений и сохранение позы, тонуса и равновесия тела.

Лимбическая система— группа нервных структур, образующая кольцо вцентральной части головного мозга. Она регулирует потребностно-мотива-ционную сферу психики человека.

Ствол мозга— наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из ряда отделов.

Базальные ганглии— структура головного мозга, связанная с регуляцией двигательных и вегетативных функций.



Глава третья


3.6. ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Раздражение— процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека. Организм животного и человека (нервные клетки) обладает свойством раздражимости.

Раздражимость— способность внутриклеточных образований, клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и функций на воздей­ствия факторов внешней и внутренней среды.

Нейрон(нервная клетка) — основная структурная и функциональная еди­ница нервной системы.

Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, перераба­тывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям.

Покой—і: состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раз­дражений.

В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохимические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и внешней средой (ее воздействием).

Возбуждение— процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе.

В нейроне, находящемся в состоянии возбуждения, нарушается равнове­сие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его активному ответу на воздействия внешней среды.

Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с помощью двух механизмов: 1) индукционного (см. 3.7), влиянием электрических полей возбужденных нервных клеток на соседние; 2) передачи возбуждения нервных клеток через определенные соединения синапсов. Распространение возбужде­ния происходит диффузно (рассыпается во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружающих нейронов.

Торможение— активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.

Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфи­ческой для данной системы организма.

В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, начинает­ся восстановление равновесия происходящих в нем электрохимических про­цессов.

Кора головного мозга представляет собой сложнейшую динамиче­скую систему, постоянно стремящуюся к установлению единой, об­щей связи.

И. П. Павлов



Глава третья


3.7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют в соот­ветствии со своими определенными особенностями и закономерностями, ко­торые необходимо знать И учитывать.

Иррадиация— способность нервных процессов возбуждения и торможе­ния распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому.

Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, ле­жит в основе генерализации условного рефлекса (см. 3.12,3.13) и зависит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П. К. Анохина, ир­радиация торможения является следствием проявления доминантности от­рицательных воздействий.внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения, подчи­няющий себе в данный момент деятельность нервных центров, на­правляющий ее и определяющий характер ответной реакции.

Концентрация— это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила воз­буждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их сле­дов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе механизмов различе­ния условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций.

Индукция нервных процессов— взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.

Индукция — это возбуждающее влияние одного процесса на дру­гой как в периферии от пункта данного процесса, так и в месте пре­кращения раздражения, вызывающего непосредственно тот или иной процесс. Это влияние взаимное, реципрокное: процесс раз­дражения ведет к усилению торможения — к усиленному раздра­жению.

И. П. Павлов

Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг возбужде­ния или торможения, меняется состояние не только тех клеток, которые охва­чены ими, но и соседних. В последних возникает противоположный процесс. Эта разновидность индукции называется одновременной, или пространствен­ной. Другая разновидность — последовательная (временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-то части головного мозга в ней развивает­ся торможение, и наоборот. Индукция также может быть отрицательной.



Глава третья


3.8. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1, 2, 3 — функциональная система анализатора 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 — функциональная схема рефлекторного кольца

1 — рецептор

2 — афферентный нервный путь

3 — центральное звено

4 — эфферентный нервный путь

5 — эффектор

6, 7, — канал обратной связи


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Основным механизмом нервной деятельности, как у низших, так и у самых сложных организмов, является рефлекс.Рефлексом называется ответная ре­акция организма на раздражения внешней или внутренней среды. Рефлексы отличаются следующими особенностями: всегда начинаются с нервного воз­буждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепто­ре, и заканчиваются определенной реакцией организма (например, движени­ем или секрецией).

Рефлекторная деятельность— это сложная анализирующая и синтези­рующая работа коры головного мозга, суть которой состоит в дифференциа­ции многочисленных раздражителей и установлении между ними самых раз­личных связей.

Анализ раздражителей выполняется сложными нервными органами-ана­лизаторами. Каждый анализаторсостоит из трех частей: 1) периферического воспринимающего органа (рецептора);2) проводящего афферентного,т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3) корковой части анализатора (центрального звена).

Передача нервного возбуждения от рецепторов сначала к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным,т. е. центробеж­ным, путям обратно к рецепторам для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга (реф­лекторное кольцо)состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного нерва и эффектора (мышцы или железы).

Первоначальный анализ раздражителей совершается в рецепторах и в низших отделах мозга. Он имеет элементарный характер и обусловлен сте­пенью совершенства того или другого рецептора. Высший и наиболее тон­кий анализ раздражителей осуществляется корой больших полушарий го­ловного мозга, представляющей собой совокупность мозговых окончаний всех анализаторов.

В ходе рефлекторной деятельности осуществляется также процесс диф-ференцировочного торможения, в ходе которого возбуждения, вызываемые неподкрепляемыми условными раздражителями, постепенно угасают, оста­ются же возбуждения, строго соответствующие основному, подкрепляемому условному раздражителю. Благодаря дифференцировочному торможению достигается очень тонкая дифференцировка раздражителей. В силу этого ока­зывается возможным образование условных рефлексов на комплексные раз­дражители.

При этом условный рефлекс вызывается воздействием только комплекса раздражителей в целом и не вызывается действием какого-нибудь одного из входящих в комплекс раздражителей.



Глава тр.


3.9. БЛОК-СХЕМА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ

Российские ученые Е. Н. Соколов и Ч. А. Измайлов предложили ввести по­нятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной реф­лекторной дуги они выделяют три взаимосвязанные, но относительно авто­номно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализа­тор), эффекторную (исполнительную — органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).

Афферентная система,начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информа­ции, поступающей па органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных и реагирую­щих только на такие стимулы.

Эффекторная системавключает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за нх ис­полнение.

Модулирующая системасодержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсис­темы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы — специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздей­ствия — поступают сигналы-стимулы. Рецепторы, в свою очередь, связаны с селективными детекторами — нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принци­пу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов. От детекторов сиг­налы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения команд­ных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обрат­ной связи,который для упрощения рисунка на блок-схеме не представлен. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эф­фекторов и самих нейронов.

Выделение основных элементов концептуальной дуги явилось результа­том обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, сто­ящих на разных ступенях эволюционной лестницы. Изучение же физиологи­ческих механизмов психики в целом позволяет более правильно интерпретиро­вать всю рефлекторную деятельность центральной и периферической нервных систем.



Глава третья


3.10. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Естественно-научные основы психологии



КОММЕНТАРИИ



2015-12-14 5931 Обсуждений (0)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5931)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)