Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава шестая ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ



2015-12-14 645 Обсуждений (0)
Глава шестая ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Личность — субъект и объект обще­ственных отношений.

А. Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений — не только производное от его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, об­щественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообра­зия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества проявляется в сфере влияния раз­личных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность проявляется также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может ре­ально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жиз­ни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит пси­хология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеоло­гия как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивиду­альные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в со­циальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное по­ложение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объектив­ных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведе­ние перед обществом.

Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личны­ми интересами.


176 Глава шестая

6.1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ


Психология личности 177

КОММЕНТАРИИ

Личность—это конкретный человек, являющийся представителем определен­ного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкрет­ным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и на­деленный индивидуально-психологическими особенностями.

Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т. е. создает человека природа, а формирует — общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности опре­деляются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специ­фическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических ка­честв на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или
наличием в них противоречий, отражающих противоположные интере­
сы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем кото­рых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоя­тельств.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его ми­ровоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленное™ или узости очень сильно ограничивают ми­ровоззрение человека.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологиче­ских проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказы­ваться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.



Глава шестая


6.2. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Психология личности



КОММЕНТАРИИ

Внешне обусловленные характеристики личности.Человек, становясь лич­ностью, формируется под влиянием внешних факторов.

Социальная природа личности определяется общественными отношения­ми, в которых она формируется: отношениями, складывающимися прежде все­го в процессе производства и потребления материальных благ, политически­ми отношениями, идеологическими отношениями, отношениями людей в со­циальной группе, в которую она входит.

Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если одни факторы доминируют над другими, если человек попадает в асоциальные условия и ограничен в получении полноцен­ного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всесторон­нем развитии как личности.

Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенном возрасте и в определенные периоды социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каж­дом из которых действуют свои законы.

Кроме того, можно говорить и о неравномерности развития, например, свойств личности. Так, направленность личности формируется гораздо доль­ше, чем способности, и т. д.

Внутренне обусловленные характеристики.Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних, но и внутренних условий, связанных с особенностями организма человека.

Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от ин­дивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой — медленнее. Ранее говорилось и о неравномер­ности развития, например, различных свойств личности, что тоже должно приниматься во внимание.

Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние возможно­сти организма человека в окончательном итоге мобилизуются на его каче­ственное развитие.

Компенсация в развитии личности означает, что несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становле­ния и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен, пускай и позже дру­гих, достигнуть полного индивидуального совершенства.



Глава шестая


6.3. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Психология личности



КОММЕНТАРИИ

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, ас другой — в процессе обучения и воспитания человека мож­но активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития— это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросши­ми физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформирован-ными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности — это то объективно существу­ющее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широ­ком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внут­ренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности — это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятель­ства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.

Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психи­ческого развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают актив­ность и желание, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития— степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он демонстрирует, какова обученность, навыки и умения личности, какими каче­ствами она обладает и насколько они развиты. Современное состояние разви­тия психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают воз­можность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппара­туры важнейшие характеристики людей.

Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой по­мощью других.



Глава шестая


6.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Психология личности



КОММЕНТАРИИ

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в опре­деленных направлениях. Эти направления и тенденции можно классифици­ровать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сторон личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления челове­ком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения. Этот про­цесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоциональ­но-волевого восприятия воздействий окружающего мира и социальной сре­ды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, характера и способностей личности.Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-по-требностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характеризовать доминирую­щие линии развития характера и способностей человека, их основных особен­ностей.

Развитие психологической структуры деятельности личности.Психо­логическая структура деятельности личности развивается с изменением со­отношения между мотивами и целями, усложнением операциональной сторо­ны самой деятельности человека.



2015-12-14 645 Обсуждений (0)
Глава шестая ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава шестая ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)