Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Я творец мира,

и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира.

Д. Хармс

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жиз­ни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способно­сти и черты характера.

Деятельность — категория социальная, она имеет общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологи­ческое приспособление организма к требованиям окружающей среды.

Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития лич­ности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятель­ности. Здесь же происходит и становление сознания.

В то же время деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направ­ленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.

Человеческая деятельность многогранна. В процессе ее человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Она может как преследовать общественно значимые цели, так и быть ориентирована на те из них, достижение которых не одобряется другими людьми.



Глава седьмая


7.1. СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Деятельностьюназывается совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее обще­ственный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвое­ние общественного опыта.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд — это деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности.Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и спосо­бам выполнения — продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь конкретным видом деятельности, человек выполняет такие дей­ствия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в про- г мессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые дости­гаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных опре­деленной целью, к которой стремится человек в данной деятельности, и на­правленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности.Деятельность — это не просто сумма отдель­ных действий или движений. В любом виде деятельности действия, состав­ляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­занными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности.Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду еще и ее длительность и систематич­ность. Именно этими особенностями отличается трудовая деятельность. От­дельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.



Глава седьмая


7.2. ОСНОВНЫЕ НАУКИ О ПРОБЛЕМАХ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности рас­крывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятель­ности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий.

При этом человек является и субъектом познания окружающей действи­тельности, и самой деятельности.

Более всего необходимо, чтобы для человека сделалось невоз­можным то лакейское препровождение времени, когда он оста­ется без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти имен­но минуты портится голова, сердце и нравственность.

К. Д. Ушинский

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознаниечеловека — высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и осо­бенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мыш­ления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие каче­ства личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельность— категория социальная. У животных она представляет собой лишь биологическое приспособление их организма к требованиям окру­жающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к актив­ности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности чело­век выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъек­та с различными характеристиками.


Глава седьмая

7.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Важнейшие особенности

 

Деятельность животных Деятельность человека
Имеет инстинктивно-биологический характер Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность)
Осуществляется вне общества, вне совместной деятельности Каждое действие при­обретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности (предметность)
Животные руководствуются наглядными впечатлениями Человек абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними
Деятельность животных является типичными наследственно закрепленными программами поведения В деятельности человека осуществляются передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Зачатки орудийной деятельности животных не создают никаких новых операций В деятельности человека осуществляется изготовление орудий труда

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъскт-ность.

Онтогенетически специфика предметности определяется тем, что объек­ты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они преоб­разуются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельно­сти животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятель­ности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности чело­века, в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в по­нятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими на­правленность и избирательность деятельности; а также в аспекте личност­ном — «значении для себя», когда индивидуальные мотивы человека оказыва­ют влияние на различные события, действия.

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:

1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а в качестве механизма развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осуществ­ляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятель­ность;

2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реаль­ности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи единиц деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (про­извольный или непроизвольный);

3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механиз­мы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситу-ативная, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправлен­ной деятельности в изменчивой реальности.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологиче­ских механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психи­ки, акцептора результатов действия и представлений о системной организа­ции высших психических функций.

S 060



Глава седьмая


7.4. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Человеческая деятельность проходит в процессе своего развития следующие этапы:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человекано существу совпадает с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением новых видов деятельности. То же самое происходило но мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и раз­вивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека— это вклю­чение человека в различные виды деятельности в процессе его индивиду­ального развития. Данный процесс интеграции растущего индивида в дей­ствующую систему деятельности называется социализацией, и ее поэтап­ное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — четыре основных вида деятельности.

3. Изменения внутри отдельных видов деятельности —это их трансформа­циипо мере совершенствования навыков и умений людей в процессе разви­тия самого труда. Внутри конкретной деятельности как бы заложено стрем­ление к более полному и всестороннему ее применению уже и в новых сферах жизни людей, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к дан­ной деятельности, когда в ходе нее появляются все новые способы и приемы.

4. Дифференциация видов деятельности.В этом процессе из одних видов деятельности рождаются другие за счет обособления и превращения от­дельных действий в самостоятельные виды деятельности.

При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Обще­ние взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение мла­денца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразова­ния. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и, соответственно, средством удовлетворения связанных с ней по­требностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.

Во-вторых, в деятельности появляются новые средства реализации, кото­рые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усво­ение нового языка расширяет возможности для записи и усвоения информа­ции; знакомство с высшей математикой совершенствует способности людей при осуществлении сложных расчетов.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

8*



Глава седьмая


7.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определен­ных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая — она представляется как пере­живание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в по­исковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предме­том — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается —как потреб­ность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осоз­наваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С. Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины проявля­ются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в каче­стве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной много­уровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и моти­вации.

Единицей анализа в деятельности является действие.

Действиями называются движения, направленные па предмет и пресле­дующие определенную цель.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторкой функции орга­низма, действия имеют социальный характер: они зависят от предметов, со­зданных предшествующими поколениями и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружаю­щих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или про­ступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определен­ную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном по­рядке, строятся но определенному плану.

Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является созна­тельной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно по­ставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно орга­низуемых средств или способов действия.



Глава седьмая


7.6. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Деятельность имеет свою структуру:мотивы, способы и приемы деятельно­сти, цель и результат.

Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы— это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состо­ять из одной или нескольких операций.

Цели— это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятель­ности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зави­симости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в обще­ственной жизни играет его деятельность.

Результат— это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результа­ты могут не совпадать с целями деятельности. Человек (люди) оценивают результаты своей деятельности, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные, и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интерио-ризацией.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, абстрагированное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепен­но ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности со­ставляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного дей­ствия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.



Глава седьмая


7.7. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

В структуру мотивациоиной сферы деятельности человека обычно входят по­требности, мотивы и цели. Потребности— это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель жедеятельно­сти — это образ того результата, ккоторому человек стремится, осуществляя ее.

По содержанию мотивация деятельности может быть материальнойили со­циальной.В первом случае человек прежде всего заботится о своих материаль­ных благах. Во втором — его действия и поступки подчинены общественным интересам. Мотивация поведения человека также может быть сознательнойи бессознательной.Это означает, что одни потребности и цели, управляющие по­ведением человека, им осознаются, другие — нет. Многие проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Мотивационную сферу человека с точки зрения се развитости можно оце­нивать по широте, гибкости и иерархической организации. Широтамотива­циоиной сферы — это качественное разнообразие мотивационных факторов, мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкостьмотивациоиной сфе­ры характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой счи­тается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотиваци-онного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей бо­лее низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем дру­гой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людь­ми. Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, спо­собных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разны­ми уровнями иерархической организации мотивациоиной сферы: между мо­тивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархическая организация— это характеристика строения каждого из уровней мотивациоиной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположепные наборы мотивации. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образо­ваний определенного уровня, тем выше иерархичность мотивациоиной сферы.



Глава седьмая


7.8. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Психологическая характеристика деятельности 235

КОММЕНТАРИИ

Характерная для деятельности динамичность, когда при изменении обстоя­тельств изменяются и ее цели, наиболее ярко проявляется в процессуальном характере ее мотивов. Этот термин означает, что в определенный момент мо­тив может находиться на одном из пяти этапов своего формирования:

1. На этапе осознания побуждения,когда мотивационное побуждение осо­знается и начинает выполнять направляющую функцию. Отсутствие это­го этапа ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.

2. На этапе принятия мотива,который предполагает преобразование осо­знанного побуждения в личностный мотив. При этом происходит соотне­сение и включение побуждения в иерархию субъективно-личностных цен­ностей. Если мотив внутренне не принимается, возникает чувство раздво­енности, неопределенности, нерешительности. В этом случае возможно формирование второй, как бы параллельной, системы мотивов.

3. На этапе реализации,когда происходит наполнение или насыщение его содержания. Как правило, в этом случае невозможность реализации моти­ва вызывает фрустрацию побуждения.

 

Мотивы наши таковы что заставляют нас иногда действовать не так,
как нам самим хочется.    
        П. К. Анохин

4. На этапе закрепления,который обусловлен тем, что многократное повто­рение ведет к преобразованию мотива в черту характера человека, в посто­янную побудительную потенцию. Если же закрепления мотива не проис­ходит, то формируется нецельность характера, возникает ощущение соци­ально-ролевой неадекватности.

5. На этапе актуализации,когда побуждающая сила мотива откладывается в сознании человека, отражается в проявлении черт его характера. С этого времени может начаться новый цикл формирования мотивационных об­разований личности.

Однако будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не опре­деляет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализо­ваться в разных видах деятельности. Однозначной, жесткой связи между сна­чала потребностью, потом мотивом н, наконец, способом удовлетворения по­следнего нет. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Важно иметь в виду, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив по­буждает к деятельности, то цель конструирует конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, по­буждающей к деятельности, цель — к ее предмету.



Глава седьмая


7.9. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДЕЙСТВИЯ


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на до­стижение осознаваемой цели.

Действие — структурная единица деятельности, которая определяется на­правлением на достижение цели. Действие осуществляется человеком с по­мощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуа­цией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы — неосознаваемые или малоосознаваемые операции — представля­ют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий — лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как ре­зультат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от орга­низма и внешнего мира, с целью запустить третий этап — наиболее подходя­щее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации при этом выполняется более или менее автомати­чески при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. В сложных процессах научения, и особенно при сознательном принятии ре­шений, в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно опре­деляемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В каче­стве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умствен­ные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и предна­меренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом реше­ния о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его дея­тельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуаций.



Глава седьмая


7.10. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Учитывая многообразие потребностей человека, можно представить и описать совокупность видов деятельности, характерных для отдельно взятого инди­вида и для групп людей. Но есть и другой муть: обобщить и выделить основ­ные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответство­вать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индиви­дуального развития. Такими видами деятельности являются общение, игра, учение и труд.

Онтогенетически общение — первый вид деятельности, возникающий В процессе индивидуального развития человека За ним появляются игра, уче­ние и труд. Все эти виды деятельности имеют развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуаль­ное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между людьми. Оно также преследует цели установления взаи­мопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямом контакте друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вер­бальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контак­тов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т. п.).

Играэто такой вид деятельности, результатом которого становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исклю­чением деловых и других видов игр взрослых людей и детей, где результат очевиден с самого их начала). Игры часто имеют характер развлечений, ис­пользуются для отдыха. Иногда они служат средством символической раз­рядки напряженности, возникающей под влиянием реальных потребностей че­ловека, которые он не в состояния ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предмет­ные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, в которой за­нят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо пред­метов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспро­изводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенными стандартами поведения их участ-



Глава седьмая


ников. Нередко в жизни встречаются смешанные тины игр: предметно-роле­вые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правила и т. П.

Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, имеют искусственный характер в том смысле, что окружающими они не восприни­маются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке И его психо­логических особенностях. Игровое поведение и игровые отношения мало вли­яют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Учениевыступает как вид деятельности, целью которого является приоб­ретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организо­вано и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах дея­тельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологиче­ского развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд.Имен­но благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни та­ким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически не­ограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершен­ствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

\





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)