Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять



2015-12-14 450 Обсуждений (0)
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять 0.00 из 5.00 0 оценок




Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять определенные действия без контроля сознания.

Авторитетность— способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность(враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Агрессия инструментальная— характеристика поведения, при котором цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия ис­пользуется лишь как средство достижения этой цели.

Адаптация— приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при из­менившихся условиях жизни.

Адаптивность и неадаптивность— тенденции функционирования целе­устремленной системы, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. Адаптивность выра­жается в их согласованности, неадаптивность — в рассогласованности.

Аккуратность— положительная черта характера человека, заключающая­ся в тщательном и точном выполнении поручений, в соблюдении дисципли­ны, порядка и чистоты.

Активизация— усиление деятельности; побуждение к решительным дей­ствиям.

Активность— поведение человека, воспроизводящее или изменяющее условия его жизнедеятельности и развивающее его собственную организаци­онную структуру и психику.

Активный досуг— необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно-политической деятельностью и бытом.

Актуализация связей— воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений и навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, мыслей под воздействием каких-либо слов, действий или предметов.

Альтруизм— черта характера, побуждающая человека бескорыстно при­ходить на помощь другим людям.

Асинхронность— характеристика процессов, не совпадающих во времени.

Ассимиляция— механизм, посредством которого новый предмет или си­туация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой уже существует схема.

Ассоцианизм— одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.



Краткий словарь терминов


Ассоциация— соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция— приписывание человеком причин и мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, жи­тейского анализа их действий и поступков.

Аттракция— процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формиро­вание привлекательности одного человека для других, механизм формирова­ния привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аутизм— крайняя форма и состояние психологического отчуждения, кото­рое выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с дей­ствительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.

Афферентация— постоянный поток нервных импульсов, поступающих в нервную центральную систему от органов чувств, воспринимающих инфор­мацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция) или от внутренних органов (интерорецепция).

Аффилиация— потребность в общении, в эмоциональных контактах.

Барьер психологический— внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком.

Бесхарактерность— отсутствие у человека «собственной линии поведе­ния».

Бихевиоризм— одно из ведущих направлений в американской психоло­гии, возникшее на рубеже XIX-XX вв., предметом которого является поведе­ние.

Валидность теста— адекватность и действенность теста, важнейший кри­терий его доброкачественности, характеризующий точность измерения иссле­дуемого психологического свойства или явления; характеризует, насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляю­щие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

Вдохновение— состояние своеобразного напряжения и подъема духов­ных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реа­лизации замысла и идеи в произведениях науки, искусства, техники.

Вербальный(словесный) — термин, применяемый в психологии для обо­значения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимоотношения межличностные— субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Виды явления— дифференцированные характеристические особенности явления, позволяющие отличать одно от другого по внешним признакам (про­явлениям).

Влечение— желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.


Краткий словарь терминов



Влияние— процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаи­модействия с ним.

Влияние индивидуально-специфическое— форма персонализации, осу­ществляемая благодаря трансляции другим людям своих личностных харак­теристик в виде еще не освоенных ими образцов личностной активности.

Вмешательство— самовольное, насильное влияние на деятельность дру­гого человека.

Внутригрупповой фаворитизм— стремление каким-либо образом благопри­ятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Внушаемость— степень восприимчивости личности к психологическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.

Возбуждение— свойство живых организмов — активный ответ возбуди­мой ткани на раздражение.

Воздействие— в психологии — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Воздействие педагогическое— влияние педагога на сознание, волю, эмо­ции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Возраст— в психологии — категория, служащая для обозначения времен­ных характеристик индивидуального развития.

Волевая слабость— сниженная активность, ослабленная инициатива, при которых поведение человека подчинено только желаниям данного момента.

Восприятие человека человеком— процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Воспроизведение— процесс извлечения информации, хранящейся в дол­говременной памяти.

Впечатлительность— качество личности — ее способность иметь представ­ления, различные по яркости и по связи с внешним миром, с различной степе­нью выраженности в них чувств.

Выборка— группа испытуемых, представляющих определенную популя­цию и отобранных для эксперимента или исследования.

Выдержка— умение контролировать свое поведение, сдерживать непо­средственные побуждения и импульсивные действия, подчиняя их существу­ющим нормам и правилам поведения.

Гармония— единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств, явлений.

Гештальт— целостный образ, целостная структура, формирующиеся в со­знании человека при восприятии объектов, при представлении о них.

Гештальтпсихология— направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психи­ки с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отноше­нию к своим компонентам



Краткий словарь терминов


Гипотеза альтернативная— гипотеза, согласно которой различия между статистическими выборками являются значимыми и отражают соответству­ющее различие внутри популяции или между популяциями, откуда взяты эти выборки.

Групповая динамика— область социально-психологических исследова­ний, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния лю­дей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности— психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых ли­цами, достаточно близко с ними знакомыми.

Гуманизм— мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способно­стей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отно­шений.

Гуманность— обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, жи­вое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания или радости и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, соучас­тия и помощи.

Девиантноеповедение — система поступков или отдельные поступки человека, зависящие от его возраста и имеющие характер отклоняющегося по­ведения.

Дезадаптация— несоответствие психофизиологического статуса (воз­можностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности.

Деперсонализация— изменение самосознания индивида, связанное с утратой им своего лица, способности быть личностью, своей социальной зна­чимости, а также резкое снижение его самооценки.

Депрессия— болезненное психическое состояние, проявляющееся в пере­живаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.

Депривация— психическое состояние человека, возникающее в результа­те длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных потребностей.

Диагностика психологическая— теория и практика выявления психоло­гических характеристик людей.

Дисгармоничность— отсутствие соразмерности, нарушение пропорций (гармоничности) в развитии отдельных физических и психических свойств личности.

Диспозиция— готовность, предрасположенность субъекта к поведенчес­кому акту, действию, поступку или их последовательности.

Дистресс— отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Доброта— отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро.


Краткий словарь терминов



Доверие— ожидание от человека поступков, соответствующих мораль­ным мотивам и принятым нормам деятельности, которое основывается на знании характера человека, опыте общения с ним и знании вероятных его по­ступков.

Доминанта— временно господствующая рефлекторная система, обуслов­ливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придаю­щая поведению определенную направленность.

Достижения мотив— внутреннее, относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности.

Дуализм— сосуществование двух различных, несводимых к единству со­стояний, принципов, образов мыслей, волевых устремлений и пр. Иллюстри­рует следующие пары понятий: мир идей и мир действительности, Бог и дья­вол (принцип добра и принцип зла), вера и знание и др.

Жест— движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Житейское понятие— донаучное понятие, образующееся вне специаль­ного обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.

Защита(психическая) — совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негатив­ных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.

Импульсивность— особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивидуальность— своеобразное сочетание индивидных свойств чело­века, отличающее его от другихлюдей.

Индивидуальный стиль деятельности— устойчивое сочетание особенно­стей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инстинкт— врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечиваю­щая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Инстинкт самосохранения— врожденные побуждения и формы поведе­ния, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание.

Интеллектуальные тесты— стандартный метод оценки способности ин­дивида усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации.

Интеллектуальный коэффициент— показатель уровня умственного раз­вития но отношению к возрасту, выводится путем деления умственного воз­раста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуальное разви­тие) на хронологический возраст и умножения на 100.

Интенция— устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект.

Интерес— избирательное, эмоционально окрашенное отношение челове­ка к действительности, одна из характеристик личности.

Интерференция— нарушение нормального хода одного процесса вмеша­тельством другого.



Краткий словарь терминов


Интроверсия— обращенность сознания человека к самому себе, его по­глощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Инфантилизм— проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Катарсис— очищение, душевное облегчение, наступающее у человека пос­ле стресса.

Когнитивизм— направление в западной психологии, утверждающее, что индивиды это не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события, и считающее, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая в головной мозг.

Компенсация— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и разви­тия других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности— сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями.

Конструкт личностный— создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется понимание объек­тов в их сходстве между собой и в отличии от других.

Конфликт внутриличностный— состояние неудовлетворенности челове­ка какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противо­речащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конформность— психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому дав­лению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильно­сти которого человек внутренне не сомневается.

Концентрация— способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возбуждения; явление, обратное иррадиации.

Концепция отношений личности— совокупность теоретических представ­лений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуаль­но-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избиратель­ных отношений к действительности, представляющая собой интериоризиро-ванный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.

Кризис— состояние душевного расстройства, вызванное длительной не­удовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружа­ющим миром.

Культура поведения— поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и на соблюдении норм и правил человеческого общежития.


Краткий словарь терминов



Лживость— индивидуально-психологическая характеристика личности, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения ве­щей, в стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях.

Локус контроля— устойчивое свойство личности, сформированное в про­цессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать от­ветственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Медитация— интенсивное, проникающее вглубь предметов посредством размышления, погружение умом в предмет, идею и пр., достигаемое путем со­средоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоцио­нальное и т.д.) напряжение.

Межгрупповые отношения— субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.

Межличностные отношения— субъективно переживаемая связь между людьми.

Меланхолия— болезненное состояние, проявляющееся в угнетенном на­строении, замедленности движений и затрудненном течении мыслей.

Мимика— совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

Мировоззрение— система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и само­му себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные пози­ции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, цен­ностные ориентации.

Моделирование— в психологии — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.

Мотивация достижения— одна из разновидностей мотивации деятельно­сти, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.

Моторика— двигательная активность.

Мужество— качество личности, выражающееся в способности действо­вать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, конт­ролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели.

Надсознательное— не поддающийся индивидуальному, сознательно-во­левому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

Намерение— сознательное стремление завершить действие соответствен­но намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого ре­зультата.



Краткий словарь терминов


Неадаптивность— тенденция несоответствия между целями и достигае­мыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности челове­ка в этих условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности.

Ненависть— стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направ­ленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или цен­ностям.

Нормы групповые— принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Нормы социальные— совокупность кодифицированных и неформаль­ных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.

Образ— субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное движение и временную по­следовательность событий.

Образ жизни— система разновидностей материальной и духовной жиз­недеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности.

Образовательный ценз личности— определенный уровень образования человека, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.

Обусловливание — образование условных рефлексов.

Общественнаяпсихология — совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в це­лостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологи­ческих феноменов.

Онтогенез — процесс развития организма индивида. В психологии онто­генез формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Основные стороны культуры личности— совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание обра­зования.

Отражение— всеобщее свойство материи, состоящее в способности лю­дей воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, струк­турные характеристики и отношения других объектов.

Переживание— ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Поведение — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) ак­тивностью.

Подростки с девиантным(общественно опасным) поведением — дети, достигшие 11-летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и педагогическом подходе в специальных учреждениях, обеспечива­ющих их медико-социальную реабилитацию, образовательную и профессио­нальную подготовку (дети направляются туда по решению суда).


Краткий словарь терминов



Политика в области образования— принципы деятельности органов го­сударственной власти и управления в области образования, отражающие об­щественно-экономическую структуру государства и опирающиеся на Феде­ральную программу развития образования.

Понимание— психологическое состояние, выражающее собой правиль­ность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точно­сти восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок— сознательно совершенное человеком управляемое волей дей­ствие, исходящее из определенных убеждений.

Профессиональная культура— высокий уровень знаний, умений и на­выков в определенной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей— способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация— произвольное или непроизвольное состояние покоя, рас­слабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Решительность— готовность перейти к практическим действиям, сфор­мировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность— заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действии.

Самоактуализация— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных характеристик.

Самовоспитание— сознательная деятельность, направленная на возмож­но более полную реализацию себя как личности.

Самоконтроль— осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Самообладание— способность человека сохранять внутреннее спокой­ствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности— самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самореализация личности— наиболее полное выявление личностью сво­их индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция— процесс управления человеком собственными психо­логическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Самосознание— как высший уровень развития сознания — основа фор­мирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суж­дениях и действиях

Самостоятельность— обобщенное свойство личности появляющееся в ини­циативности, критичности, адекватной самооценок и чувстве личной ответ­ственности за свою деятельность и поведение.



Краткий словарь терминов


Самочувствие— ощущение человеком внутренней физиологической и психологической комфортности.

Свободное выражение людьми собственных взглядов и убеждений

их право высказывать свои взгляды и убеждения, принимать решения без опасения преследований и санкций.

Симпатия— устойчивое одобрительное эмоциональное отношение чело­века к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к обще­нию, оказанию внимания, помощи и пр.

Симптом— характерные проявления, признаки психических и органиче­ских нарушений и заболеваний.

Синдром— определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения.

Склонность— любое положительное, внутренне мотивированное отноше­ние (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию.

Совместимость— способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопо­нимания.

Сознание обыденное— совокупность представлений, знаний, установок И стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. От­личается от сознания, основу которого составляют научные знания.

Сопереживание— испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество— стремление человека к соревнованию с другими людь­ми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Социальное окружение— макро- и микросреда, с которой прямо или опо­средованно взаимодействует индивид.

Социальный стереотип— упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.

Статус— понятие, обозначающее положение человека в системе межлич­ностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Стеничность— характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.

Стиль общения— индивидуальная стабильная форма коммуникативно­го поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т. д.

Стимул— воздействие, обусловливающее динамику (реакцию) психиче­ских состояний индивида и относящееся к ней как причина к следствию.

Страсть— сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.


Краткий словарь терминов



Стремление— желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс— состояние душевного (эмоционального) и поведенческого рас­стройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия— внушение.

Схема мышления— система понятий или логика рассуждениий, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или повой задачей.

Теория(научная) — систематизированное описание, объяснение и пред­сказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных объектов действительности, возникаю­щая на базе широко подтверждаемых гипотез.

Теория деятельностного опосредования межличностных отношений— концепция, согласно которой в любой реальной развитой группе межличност­ные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы.

Травма психическая— разнообразные повреждения психики, нарушаю­щие ее нормальное функционирование, порождающие психический диском­форт и выступающие в качестве причины возникновения неврозов и иных заболеваний.

Традиция— исторически сложившиеся, передаваемые через поколения формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, прави­ла, ценности, представления.

Тревога— эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопреде­ленной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожность— свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных си­туациях.

Трудности общения— коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Убежденность— особое качество личности, определяющее общую направ­ленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее ре­гулятором ее сознания и поведения.

Уровень притязаний личности— стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Установка— психологическое понятие, обозначающее готовность инди­вида определенным образом реагировать на те или иные воздействия окружа­ющей действительности.

Утомление— состояние усталости, сопровождаемое пониженной работо­способностью.

Фасцинация— специально организованное вербальное воздействие, пред­назначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.



Краткий словарь терминов


Фрустрация— психическое состояние .переживания неудачи, возникаю­щее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Ценности социальные— общественная значимость материальных объек­тов, социально-политических и духовных образований для человека, коллек­тива, социальной группы, общества в целом.

Ценностные ориентации— субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы па данном историческом этапе.

Черта личности— устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление.

Честолюбие— стремление человека к успехам, рассчитанное на повыше­ние его авторитета и признание со стороны окружающих.

Эгоизм— ценностная ориентация субъекта, характеризующаяся преобла­данием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребно­стей безотносительно интересов других людей и социальных групп.

Эгоцентризм— сосредоточенность сознания и внимания человека исклю­чительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что проис­ходит вокруг.

Эйфория— повышенное радостное, веселое настроение, состояние благо­душия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Экстраверсия—обращенность сознания и внимания человека в основном па то, что происходит вокруг него (противоположна иптроверспи).

Эмоциональность— характеристика личности, проявляющаяся в часто­те возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия— способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Этикет— формализованный и установленный предписаниями образец или ритуал поведения.

Эффектор— органы или системы органов, реагирующие (посредством ней­рофизиологических механизмов) на действие внешних или внутренних раздра­жителей и выступающие в роли исполнительного звена рефлекторного акта.


ЛИТЕРАТУРА

Айсмонтас Б. Б. Психология и педагогика: Альбом схем. М., 1996. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.

Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 2002. Гиппепрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2002. Горбатепко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. Ро­стов н/Д, 1994.

Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы И комментарии. М., 2001. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997. Немое Р. С. Психология: 3-х кн. М., 2003. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. М., 2004. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 2001. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М., 1990. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. М, 1997.

Психологический словарь. 2-е изд. М., 1996. Психология от А до Я: Словарь персоналий. М., 1997. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. Словарь практического психолога. Минск, 1997.

Смит Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика. СПб.; М., 2003.

Станкип М. И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. М., 2003.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2001. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М., 1997. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.


Учебное издание

Крысько Владимир Гаврилович Общая психология в схемах и комментариях

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Т. Смирнова

Литературный редактор С. Гуськов

Художественный редактор Л. Адуевская
Корректоры Н. Солнцева, Н. Сулейманова

Верстка С. Уткина

Лицензия ИД №05784 от 07.09.01.

Подписано к печати 01.07.04. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 16. Тираж 4000. Заказ %<)

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906» 195299, Санкт-Петербург, ул Киришская, 2



2015-12-14 450 Обсуждений (0)
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Автоматизм— вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)