Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Товарный ассортимент и товарная номенклатура




 

После принятия решения о производстве того или иного типа продуктов (товаров), которые предприятие собирается предложить рынку, необходимо определиться с их ассортиментом и номенклатурой, которые являются важными элементами товарной политики.

Товарный ассортимент

Обычно предприятие предлагает группу близко связанных между собой товаров составляющих продуктовую линию или товарный ассортимент.

В табл. 5.3 представлен ассортимент продукции фермерского хозяйства «Сатурн».

Таблица 5.3

Ассортимент продукции фермерского хозяйства «Сатурн»

Товарный ассортимент – это группа товаров, связанных между собой либо функциональными возможностями; либо реализацией их одним и тем же группам потребителей; либо каналами и методами продвижения на рынки.

Приобретая тот или иной товар, потребитель имеет дело с товарной единицей.

Товарная единица – это обособленная целостность, имеющая точные характеристики и описание: цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество конструкции, дизайн, эффективность использования и т.д.

Например, хлебобулочные изделия, мясные или молочные продукты – это товары, а батон хлеба, банка говяжьей тушенки или сгущенного молока – это товарные единицы (табл. 5.3).

Товарная единица входит в отдельную ассортиментную группу, морковь в ассортиментную группу – «Овощи»; яблоки – в ассортиментную группу «Фрукты».

В каждой продуктовой линии, товарные единицы имеют некоторые общие характеристики, заказчиков или пользователей; они могут объединяться единой технологией, каналами распределения, ценами реализации и т.д. Например, тракторный завод выпускает несколько различных моделей тракторов; издательство ДЕКА издает литературу по маркетингу.

Широта товарного ассортимента - количества видов товаров, входящих в ассортиментную группу.

Если ассортимент слишком узок, то, освоив производство новых изделий (товаров), можно увеличить прибыль предприятия. Могут быть и противоположные случаи, когда удается добиться увеличения прибыли за счет сокращения ассортимента выпускаемых изделий путем концентрации усилий на производстве пользующихся спросом товаров. Расширение товарного ассортимента достигается либо путем его наращивания, либо насыщения.

Наращивание ассортимента может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно

При наращивании ассортимента вниз, предприятие, например, занимаясь производством дорогих автомобилей, постепенно расширяет свой ассортимент за счет выпуска автомобилей среднего класса. В сельскохозяйственном машиностроении актуальным для российских условий было бы расширение выпуска дешевой маломощной техники для небольших фермерских хозяйств и дачников.

При наращивании ассортимента вверх – процесс идет в обратном направлении. Освоив рынки дешевых товаров, и накопив определенный капитал, предприятие включает в свой ассортимент производство продукции более высокого класса.

И, наконец, двустороннее наращивание ассортимента представляет комбинацию двух первых и характерно для предприятий, действующих на среднем уровне рынка.

Насыщение товарного ассортимента происходит за счет новых изделий в рамках существующего производства товаров того же класса. Обычно этой тактикой пользуются для получения дополнительной прибыли, более полной загрузки производственных мощностей, реализации стратегии завоевания лидирующих позиций на своем рынке.

 

Товарная номенклатура

Крупные предприятия, как правило, производят и предлагают потребителям несколько ассортиментных групп товаров, которые образуют товарную номенклатуру (табл. 5.4.).

Товарная номенклатура состоит из всего набора различных продуктовых линий. Фирма Хайнц (Heinz) предлагает кетчуп, филе тунца, низкокалорийные продукты питания, замороженные продукты, супы и другие продовольственные товары. Товары личной гигиены, моющие средства, детские товары составляют значительную часть товарной номенклатуры компании «Проктер энд Гэмбл».

Номенклатура может быть описана в терминах ширины, глубины, насыщенности и гармоничности

Ширина товарной номенклатуры представляет общее число ассортиментных групп товаров. Например, корма для животных, легкие напитки, завтраки и т.п.

Глубина товарной номенклатуры – число вариантов предложений отдельного товара в рамках товарной группы. Расфасовка мясных полуфабрикатов, питательной подкормки для комнатных растений, розлив минеральной воды, соков или спиртных напитков в бутылки или банки от 0,25 л до 5 л. и т.д.

Насыщенность товарной номенклатуры – это общее число представляемых фирмой товаров.

Гармоничность товарной номенклатуры – характеризуется степенью близости товаров различных ассортиментных групп как с точки зрения характера их конечного использования, так и организация производства и распределения.

 

Таблица 5.4

Характеристика товарной номенклатуры компании «Borden, Inc.» (США)

 

Ширина товарной номенклатуры
  Молочные продукты Бакалейные товары Пленки и клеящие материалы Закуски Стройматериалы Макаронные изделия
Глубина товарной номенклатуры Молоко Обезжиренное молоко Сухое молоко Творог Кефир Сухие сливки Взбитые сливки Мороженое Йогурт Маргарин и т.д. Соусы Сыры Сухие супы Рыбные блюда Леденцы Карамели Быстрорастворимый кофе Консервированные морепродукты Лимонный сок Джемы и желе и т.д. Смолы Канифоль Шпаклевки Специальные покрытия Древесные смолы Декоративные пленки Упаковочные материалы и т.д. Кукурузные хлопья Сухари Кукурузные чипсы Картофельные чипсы Хрустящие хлебцы Орехи Попкорн Стручковый перец и т.д. Обои Клеи Цемент Строительные материалы Уплотнители Наполнители Смазочные материалы Полироли Растворители т.д. Спагетти Макароны Лапша и т.д.
 
Доля в процентах

Основные виды и характеристики услуг

Услуга – объект продажи, полезность которого проявляется в виде определенных действий, выгод или удовлетворения требований.

Услуги можно разделить на четыре группы:

 бытовые(питание: столовая, бистро, кафе, бар, ресторан, банкет; жилье: строительство, ремонт, переоборудование; обслуживание: стирка, уборка; ремонт изделий; отдых: билеты, путевки, кино, театр, дискотеки);

 деловые (технические: обработка посевов гербицидами с помощью авиации, ремонт сельскохозяйственной техники в специализированных предприятиях, наладка, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт помещений, утилизация отходов производства);

 интеллектуальные (правовые, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, подбор персонала, управленческие);

 финансовые (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, управление капиталом).

Услугам свойственны 4 отличительные характеристики:

- неосязаемость – услугу нельзя увидеть, попробовать на ощупь, услышать до момента приобретения;

- неотделимость от источника – услуга не возможна без источника услуги;

- непостоянство качества – зависит и определяется уровнем квалификации источника услуги;

- несохраняемость.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2009)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)