Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод вербальных выборов



2015-12-14 2007 Обсуждений (0)
Метод вербальных выборов 0.00 из 5.00 0 оценок




(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005)

Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИО Юра К. Боря Ж. Инна Г. Света Ч. Коля И. Сумма + выборов
Юра К. ХХХХХХ        
Боря Ж. + ХХХХХХ + + +4
Инна Г.   ХХХХХХ   - +1
Света Ч. +   + ХХХХХХ   +2
Коля И. -   - - ХХХХХХ 0 (-3)

 

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

· Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.

· Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора.

· Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

· Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Социометрический опросник (для детей старше 5 лет)

(Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, 2002)

Данный опросник используется для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (детском саду, школе), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II – отношения в семье, в III – отношения с воспитателями, учителями, в IY – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в Y – исследуется референтная группа ребенка.

Опросникам можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

I.

1. С кем ты обычно играешь?

2. С кем тебе нравится играть больше всего?

3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?

5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

II

1. С кем ты любишь играть дома?

2. С кем ты не любишь играть дома?

3. С кем ты любишь заниматься дома?

4. С кем ты не любишь заниматься дома?

5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

7. С кем ты любишь гулять?

8. С кем ты любишь вместе обедать?

9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?

2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?

3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?

4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?

5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?

6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?

7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?

10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

IY

1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?

3. На занятии, ели ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь учителя (воспитателя)?

5. Ели тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

Y

1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

7. С кем бы ты не хотел заниматься любимым делом?

8. С кем бы ты поделился конфетой?

9. На кого ты хотел бы быть похожим?

10. На кого ты не хотел бы быть похожим?



2015-12-14 2007 Обсуждений (0)
Метод вербальных выборов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод вербальных выборов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2007)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)