Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



2015-12-14 1918 Обсуждений (0)
МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика подготовки и проведения этической беседы со спортсменами(по материалам В.В.Белорусовой, 1974,1987).

Этическая беседа сообщает спортсменам новые знания по вопросам морали и спортивной этики или закрепляет, уточняет и углубляет их этические знания. Значение этических бесед - в том, что они расширяют нравственный кругозор спортсменов, помогают понять сущность моральных принципов и вытекаю­щие из них нормы и правила поведения. Активное обсуждение вопросов морали в спортивном коллективе поможет формиро­вать здоровое общественное мнение, а у спортсменов - воспи­тывать принципиальность, непримиримость к недостаткам, ува­жение друг к другу, старшим, тренеру, судьям и зрителям.

Этапы подготовки этической беседы:

1.Определить задачу и тему беседы, исходя из реальных потребностей воспитания.

2. Провести подготовительные мероприятия, обеспечи­вающие психологическую подготовку занимающихся: беседа с активом, экскурсия, выпуск информационного листка или газе­ты и т.п.

3. Разработать план проведения беседы.

4. Подготовить учащихся: назначить время проведения, сообщить факты или перечень вопросов, над которыми следует подумать.

Этапы проведения этической беседы:

1. Сообщение конкретных фактов, взятых из жизни или ос­вещенных в ярких отрывках из художественных произведений.

2. Объяснение фактов с привлечением учащихся.

3. Обсуждение конфликтных ситуаций, имеющихся в фактическом материале.

4. Обобщение наиболее существенных признаков нравст­венных качеств.

5. Формулирование нравственных правил.

6. Применение усвоенных понятий при оценке поступков.


В заключение беседы можно дать задания по самовоспи­танию, различные поручения, закрепить результаты беседы кон­кретными делами.

Методические указания. Этическая беседа может прово­диться в любом спортивном коллективе. При проведении этической беседы со спортсменами младшего возраста можно идти от анализа конкретных фактов к обобщению и самостоятельному выводу о тех или иных нормах и правилах поведения. С учащимися среднего и старшего возраста беседу можно начать с формулировки нравствен­ного правила, принципа, привлекая для иллюстрации конкретный материал из жизни, спортивной практики, художественной литера­туры. Этическая беседа должна быть обязательно увязана с деятель­ностью спортсменов, с показом образцов отличного поведения.

При проведении беседы необходимо стремиться говорить убедительно, кратко, логично, эмоционально, установить со слуша­телями хороший контакт, уметь вызвать их на откровенность, заслу­жить доверие своим доброжелательным, тактичным отношением.

Вопросы морали, которые будут освещаться в беседе, не­обходимо связать со спортом. Во время проведения беседы надо стремиться активизировать спортсменов, ставить перед ними вопросы, вызывать их на обсуждение этих вопросов. В конце беседы надо подвести итоги и наметить ряд полезных дел, выте­кающих из темы беседы. После беседы проследить, каковы бы­ли ее воспитательные результаты.

К отрицательным фактам следует относиться очень осто­рожно, Не следует устраивать из беседы «разнос» отдельных спортсменов за плохое поведение. Это приведет к озлоблению, но не к исправлению и может настроить их против коллектива. Поэтому лучше брать отрицательные примеры из литературы или приводить под другими фамилиями.

Методика подготовки и проведения диспута в спортивном коллективе(по В.В.Белорусовой, 1987). Тренерам, работающим со спортсменами старшего воз­раста, рекомендуется проведение такой интересной и действен­ной формы нравственного просвещения, как диспут.

Цель диспута:выяснение и утверждение в ходе спора правильных позиций по какой-либо нравственной проблеме или


отдельному вопросу. Тематика диспутов может быть разнооб­разной, однако, она должна быть актуальной, современной.

Подготовка к диспуту.Диспуты требуют тщательной под­готовки руководителя и участников. Заранее должна быть определе­на тема, одобренная активом, намечены конкретные вопросы для обсуждения, создано соответствующее настроение в спортивном коллективе. Необходимо подобрать и рекомендовать книги, в кото­рых затрагивается намеченная тема диспута, можно даже побеседо­вать по отдельным вопросам с небольшими группами спортсменов для выявления их отношения и взглядов. Хорошо, если подготовле­ны плакаты, призывы в форме конкретных вопросов, афоризмов или стихов. Желательно заранее примерно знать основные выступления, чтобы правильно руководить диспутом. На диспут могут быть при­глашены педагоги, тренеры, ветераны спорта, специалисты по от­дельным вопросам.

Проведение диспута.Ведущий открывает диспут. Крат­ко сообщает о теме, основных вопросах, порядке проведения диспута и затем предоставляет слово желающим выступить. От вступительного слова ведущего зависит весь ход диспута. От того, насколько удачно и проблемно поставлены вопросы, на­сколько они затронули участников, будет зависеть их актив­ность и характер первых выступлений.

В ходе диспута ведущий должен все время руководить дискуссией, направлять ее, следить за организованностью вы­ступлений, дополнять местным материалом, примерами из жиз­ни спортивной школы. Особенно важно обеспечить правильное научно-этическое направление спора. Нельзя оставлять без вни­мания ошибочные точки зрения.

В конце диспута ведущий подводит итоги, дает оценку высказываниям и формулирует желательные точки зрения, мо­тивируя и обосновывая обсуждаемые нравственные нормы, ука­зывает, какую связь имеет тема диспута с жизнью спортивного коллектива, и какие практические дела и действия могут явиться необходимым следствием высказанных суждений. При этом нужно подчеркнуть, что даже самые хорошие суждения, не под­крепленные делами и действиями, не имеют ценности. Поправ­лять спорные суждения следует тактично, обоснованно и убеди­тельно, опираясь, по возможности, на фактический материал.


3. Методика подготовки и проведения беседы

(по Т.А. Стефановской, 1998). Подготовка к беседе.

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития ученического коллектива, типичных для этого коллектива слож­ностей и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы - усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.

3. Подборка фактического материала, которую можно по­ручить временной инициативной группе. Лучше подбирать та­кой материал, в котором рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы, возможно, совместно с временной инициативной группой.

5. Подготовка учащихся к беседе: а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, во­просы, над которыми следует подумать, подобрать примеры; б) при необходимости определяются индивидуальные задания (на­пример, подготовить выступления по тем вопросам, по которым учащиеся допускают недочеты). Это психологически настраива­ет учащихся на глубокий самоанализ поведения, и они убежда­ются в необходимости его улучшения. Эти задания могут вы­полняться временной инициативной группой. Однако использо­вать этот прием надо тактично, соблюдая меру; в) определяются групповые задания (например, полезно бывает проанализиро­вать с активом состояние дел в классе, спортивной группе,-свя-занных с темой беседы, и совместно определить те вопросы, ко­торые следует поставить на обсуждение учащихся).

Структура беседы.

1. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы,

2. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

3. Анализ положения дел в классе (спортивной группе) в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных за­дач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведения учащихся.

4. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.


Указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так и в проведе­нии беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педа­гог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не огра­ничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

Методические указания:при определении темы в нача­ле беседы необходимо возбудить интерес учащихся к воспри­ятию и усвоению этического материала. Для этого можно ис­пользовать такие приемы:

1. Поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания бе­седы. Например, что такое милосердие, вежливость и т.п.

2. Прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме.

3. Прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необхо­димость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы.

4. Объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма

Методика изложения нравственного материала должна сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение материалов из книг, газет, использование художествен­ных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения учащихся лучше всего акценти­ровать внимание на положительных примерах и фактах, а о не­дочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчерки­вая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказыва­ния, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства воспитанников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.


Условия повышения действенности беседы:

1.Эффективность данной формы просвещения учащихся на­ходится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста. Для начальной школы ее значение исключительно высоко; для под­ростков количество бесед должно быть ограничено (не чаще одного раза в месяц), хотя беседа в просвещении подростков играет весьма важную роль; для старшеклассников целесообразней использовать дискуссионные методы. Роль педагога в организации и проведении этой формы работы находится в той же самой зависимости. Если в начальной школе учитель выполняет большую часть работы по ор­ганизации и проведению беседы, то подросткам достаточно указать тему, источники, определить направления поиска примеров и т.д.

2. Эмоциональность беседы. К методическим приемам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яр­кость, убедительность фактического материала, показательность объясняемых положений, психологическая обстановка в коллек­тиве, место проведения беседы. К таким приемам можно отне­сти и включение фрагментов других форм воспитательной рабо­ты: странички устного журнала или живой газеты и др.

3. Авторитет и моральный облик педагога. Положительные идеидо детей может донести только уважаемый и любимый педагог.



2015-12-14 1918 Обсуждений (0)
МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1918)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)