ТЕМА 18. СТИЛИ И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Задачи занятия: 1.Проанализировать стили общения, их возможности в педагогическом процессе. 2. Рассмотреть виды общения. 3. Сформировать представление о культуре общения и педагогическом такте. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны: знать - стили общения и в каких случаях или при каких обстоятельствах целесообразно использовать тот или иной стиль общения; уметь- выбирать и использовать в заданных на данном занятии условиях вид и стиль общения. Управление общением достигается изменением стиля, содержания и техники общения. Под стилем общенияпонимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников. Классификация стилей общения: • Автократический стиль- стиль прямого принуждения, единоначалия, полной концентрации власти в своих руках, педагог не терпит возражений и критики. При такой системе общения чаще возникают конфликты и скрытое неподчинение, особенно по мере взросления и роста спортивных результатов воспитанников. • Авторитарный стильтакже характеризуется концентрацией полной власти у педагога, но его труднее распознать, так как усилия направляются не на демонстрацию власти, а на ее маскировку. Педагог может быть внешне приветлив, способен поинтересоваться мнением подопечных, но всегда поступит по-своему, чаще всего без учета их интересов. Недостаток этого стиля общения -в эгоистической сути управления воспитанниками и,в том, что у них не формируется самостоятельность и активность. • Демократический стиль.Взаимоотношения строятся на основе уважения личности воспитанника, допускаются обсуждения и поощряется инициатива, учитываются желания отдельных воспитанников. Все это способствует созданию атмосферы увлеченности совместной деятельностью, положительно влияющей на результат. • Либеральный стиль.Поведение преподавателя - нерешительное, он часто идет на поводу у занимающихся. Обычно причинами такого стиля могут быть: профессиональная некомпетентность, боязнь или безразличие к воспитанникам, отсутствие интереса к осуществляемой деятельности. • Объединяющий или интегративный стиль- использование педагогом сочетания разных стилей. Каждый из перечисленных стилей общения в конкретных педагогических ситуациях может быть полезен и способен обеспечивать хорошие результаты обучения и воспитания. Виды общения: 1. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное- общение между двумя субъектами; личностно-групповое- общение между одним человеком и группой и межгрупповое. 2. По содержанию и целям выделяют деловое (происходит в официальной обстановке занятий) и неделовое (общение в свободное от учебной деятельности время) общение. Деловое общение может быть: необходимым, желательным и нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению педагогических задач; или нежелательным, затрудняющим достижение поставленной педагогом цели. 3. По продолжительности общение может быть кратковременными длительным. 4.По использованию знаковой системы: вербальное - словесное общение и невербальное- жесты, мимика, пантомимика. 5. Общение может быть внешним -передача информации партнерами по общению и внутренним- общение с самим собой. Культура педагогического общенияосновывается на совокупном положительном опыте, полученным в теории и практике общения, что позволяет наиболее успешно решать педагогические-задачи. Высокий уровень овладения педагогом технологией общения характеризуется культурой его речи и педагогическим тактом. Основными показателями культуры речислужат ее правильность, чистота и точность, доступность, уместность и выразительность. Педагогическийтакт - это чувство меры использования педагогически целесообразных средств воздействия на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения, не вызывающий у них ощущения обиды и унижения достоинства. Вопросы и задания: 1.Какие стили педагогического общения вы знаете и в чем их особенность? 2. Какую роль играет стиль общения в профессиональной деятельности педагога? 3. В чем целесообразность каждого из стилей общения, и при каких педагогических условиях и ситуациях каждый из них может стать неприемлемым? 4. Какие из стилей общения свойственны вашему тренеру (учителю физической культуры), с работой которого вы хорошо знакомы? Охарактеризуйте его стиль общения по следующим показателям: особенности взаимоотношений тренера с занимающимися и эффективность его коммуникативной деятельности; особенности речевого общения; особенности проявления личностных качеств. 5. Определите выбор стиля общения в зависимости: а) от этапа развития коллектива; б) от реально сложившихся педагогических условий. 6. Покажите на примере воспитания спортивного коллектива целесообразность использования тренером объединяющего (интегративного) стиля общения. 7. Проведите педагогическое наблюдение за применением тренером стилей общения в процессе учебно-тренировочного занятия (форма протокола педагогического наблюдения представлена в приложении № 14). Оцените целесообразность и эффективность их применения в зависимости от поставленных задач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса. 8. Какие признаки характеризуют культуру речи тренера? Понаблюдайте за особенностями общения ваших коллег и определите для них пути преодоления недостатков. 9. Изучите степень сформированности у себя педагогического такта, используя методику, представленную в приложении № 15. Предложите возможные пути повышения исходного уровня. Советы по подготовке к занятию: Повторите материал темы № 11 (признаки коллектива как демократического объединения) и темы № 17 (функции педагогического общения и личная педагогическая техника). Следует иметь в виду, что учителю и тренеру желательно в достаточной мере владеть всеми стилями общения и разнооб- разить их применение в зависимости от стоящих задач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса. Помните, что овладение всеми стилями общения возможно только через упражняемость в их применении, при этом следует ориентироваться на реальные обстоятельства, складывающиеся в период педагогической практики. Продумайте примеры из личного школьного или спортивного опыта, когда возникали какие-либо сложные ситуации, и выбор какого вида или стиля общения в этом случае мог быть наиболее приемлемым. Литература для подготовки: основная - 8, 12, 24; дополнительная - 2, 10,11, 16, 17,32, 36, 41.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |