Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 13. ДИДАКТИКА СПОРТА И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ



2015-12-14 3793 Обсуждений (0)
ТЕМА 13. ДИДАКТИКА СПОРТА И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи занятия:1. Рассмотреть причины возникновения дидактики физической культуры и спорта, ее связи с общей ди­дактикой. 2. Выяснить особенности содержания и реализации принципов обучения. 3. Установить взаимосвязи между обуче­нием и воспитанием.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- требования каждого из принципов к организации и методике обучения двигательным действиям и правила, по которым это осуществляется;

уметь- раскрыть требования и показать пути реализации каждого из принципов при обучении какому-либо двигательно­му действию.

Дидактика физической культуры и спортаявляется ветвью общей дидактики, изучающей содержание и закономер­ности обучения двигательным действиям при занятиях физиче­скими упражнениями и спортом и доведение их исполнения до высокого уровня мастерства. Самостоятельное ее положение вызвано тем, что источником и целью обучения служат двига­тельные действия, в которых происходит многолетняя специа­лизация, направленная на получение наилучшего или наивыс­шего результата в их исполнении. Соответственно, специфиче­ские особенности приобретают реализация принципов обучения и применение методов и организационных форм.

Дидактика физической культуры и спорта выступает как система руководящих, методических и организационных поло­жений по отношению к частным методикам отдельных видов физической культуры и видов спорта. В свою очередь, частные методики обогащают и могут корректировать отдельные поло­жения дидактики.

Организация и проведение учебного процесса строится на основе принципов обучения,которые, по аналогии с любым дру­гим производственным процессом, играют роль технологических требований, соблюдение которых в полном объеме обязательно.


Выполнение, или, как чаще говорят, реализация каждого из принципов, конкретизируется в правилах обучения,которые указывают на условия и особенности этой реализации.

Система принципов обучения:воспитывающего и раз­вивающего обучения, сознательности (связи теории с практи­кой), наглядности, активности (инициативы и творчества), дос­тупности (индивидуализации), систематичности и последова­тельности (научности и постепенности), прочности (повторно-сти). В скобках указаны структурные компоненты, которые мо­гут становиться самостоятельными принципами.

Принцип воспитывающего и развивающего обуче­ниятребует обязательного решения воспитательных задач, обеспечивающих организацию учебно-тренировочных занятий или способствующих успешному освоению учебного материала, одновременно решая задачи всестороннего развития личности.

Принцип сознательности (связи теории с практи­кой)требует глубокого и полного понимания изучаемого мате­риала. Правила: обучаемый должен знать - что делать; как это выполняется технически; почему именно так, а не иначе; зачем это нужно и где может быть полезным или необходимым (в уче­бе, спорте, жизни). Последнее правило обеспечивает мотивацию учения, поэтому с него может начинаться учебный процесс.

Принцип наглядноститребует создания отчетливого и полного чувственно-двигательного представления об изучаемом движении. Оно по мере формирования начинает выполнять роль эталона в сознании обучаемого, с которым он сличает реальное свое исполнение и вносит, если обнаруживаются расхождения, уточнения и поправки в последующие повторения действия. Пра­вило: начинать со зрительного восприятия обучаемым двигатель­ного действия, выполняющего роль предварительного, чернового образца в его сознании, который затем последовательно уточняется через мышечно-временные ощущения: величину и момент прило­жения усилия, амплитуду и направление движения тела или от­дельных его звеньев, темп и ритм движения и т.д.

Принцип активности (инициативы и творчества)при обучении двигательным действиям приобретает самостоя­тельное значение, поскольку здесь требуется не только понима-


ние ценности изучаемого, но необходимо преодоление трудно­стей внешнего и внутреннего характера: боязни, монотонности многократных повторений, медленного прироста результатов, усталости и т.д. Условия успешной реализации принципа: по­ложительный моральный климат в группе, атмосфера доброже­лательности и взаимопомощи, оптимальная моторная плотность занятия, чистота и эстетичность мест занятий и спортивной одежды, использование музыкального сопровождения. Правила: точное знание и понимание обучаемыми требований к структуре осваемого действия; оценка каждого исполнения по степени приближения к заданному образцу; включение в систему доб­рожелательного соперничества; гласное озвучивание успехов каждого, стремление повысить их статус в сознании товарищей; побуждать интеллектуальные усилия и сообразительность.

Принцип доступности (индивидуализации)требует трудность, объем и содержание материала, а также методы обу­чения привести в соответствие с возрастом, развитием и подго­товленностью занимающихся. Успешная реализация этого принципа базируется на хорошем владении педагогом методами групповой и индивидуальной диагностики развития и подготов­ленности занимающихся путем их тестирования и использова­ния других методов педагогического исследования. Правила: на основе установления межпредметных связей обучение должно идти: от главного - к второстепенному; от известного - к неиз­вестному; от простого - к сложному; от легкого - к трудному; от близкого - к далекому.

Принцип систематичности и последовательности (научности)требует в каждом конкретном виде спорта такого распределения учебного материала во времени, при котором обеспечивается наиболее успешное его усвоение с установлени­ем взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными дви­гательными действиями и тактико-техническим их исполнени­ем. В условиях общеобразовательной школы подобные требова­ния предъявляются к освоению разделов учебной программы по физической культуре, отражающих различные виды спорта. Правила: учитывать положительный или отрицательный пере­нос навыков от одного действия к другому. В случае отрица-


тельного переноса отдалять изучение этих действий друг от друга. Остальные правила реализации - те же, что и в принципе доступности, но там они указывали на организационно-методические условия обучения отдельному сложному двига­тельному действию, а здесь относятся к планированию всего учебного материала.

Принцип прочноститребует хорошего сохранения в памяти знаний, умений и навыков, быстрого их воспроизведе­ния и умелого применения на практике. Успешная реализация этого принципа является итогом полноценного выполнения всех предыдущих принципов дидактики. Правила реализации данно­го принципа частично относятся и к реализации других дидак­тических принципов. Необходимо опережающее развитие ка­честв (двигательных, волевых или моральных), обеспечиваю­щих успешность овладения конкретным двигательным действи­ем. Количество и частота повторений определяются особенно­стями и закономерностями перевода каждого отдельно двига­тельного умения в навык. На основе закрепленного действия в основном структурном исполнении необходимо осуществлять освоение его вариативных возможностей в зависимости от усло­вий, в которых действие осуществляется.

Вопросы и задания:

1. Обоснуйте, почему дидактика физической культуры и спорта является самостоятельной ветвью общей теорий обучения?

2. Объясните взаимосвязь обучения с воспитанием, что нашло выражение в принципе «воспитывающего обучения».

3. Раскройте требования, заключенные в принципах «соз­нательности» и «наглядности». Обоснуйте необходимость их совместной реализации для полноценного освоения двигатель­ных действий.

4. Чем отличается активность от простой исполнительно­сти? Перечислите условия, которые могут обеспечивать сохра­нение активности занимающихся на протяжении всего занятия.

5. В чем сходство и различие принципов «доступности» и «систематичности и последовательности»?

6. Что характеризует прочность знаний, и каким образом обеспечивается прочность умений и навыков?


7. Разработайте письменно пути реализации одного из принципов при обучении любому избранному вами действию.

Советы по подготовке к занятию:

Необходимо освежить в памяти сведения из материала об общей дидактике и, в частности, все, что относится к принципам обучения. Только затем возможно приступить к рассмотрению требований к реализации этих принципов при обучении двига­тельным действиям.

Существует потребность в многократном повторении одного и того же действия для превращения его в умение или навык, что нужда­ется в создании у занимающихся достаточно сильной мотивации: обу­чаемые должны понимать значение, важность изучаемого действия и очень хотеть его освоить, зная, что конечный образ движения форми­руется на проприоцептивно-чувственном уровне.

Итогом обучения должна быть прочность знаний, умений и навыков. Это проявляется в быстроте извлечения их из памяти и в умелом, технически верном применении на практике. Здесь следует подумать о способах достижения прочности в естест­венных видах движений и в ряде других действий, в которых важен не автоматизм, а автоматизированность исполнения, то есть вариативность действия в зависимости от реально склады­вающихся условий окружающей среды.

Литература для подготовки:основная - 25, 26, 39, 44; дополнительная - 2, 27, 28, 30,"42,43.



2015-12-14 3793 Обсуждений (0)
ТЕМА 13. ДИДАКТИКА СПОРТА И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 13. ДИДАКТИКА СПОРТА И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)