Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 15. ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ЛИЧНОСТИ



2015-12-14 1320 Обсуждений (0)
ТЕМА 15. ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи занятия: 1.Изучить особенности профессии спортивного педагога и рассмотреть круг его обязанностей. 2. Проанализировать качества личности, необходимые спортивно­му педагогу.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- содержание обязанностей, которые выполняет спортивный педагог, и перечень наиболее важных его личност­ных качеств;

уметь- перечислить и оценить важность качеств, кото­рыми должен обладать педагог, провести самооценку данных качеств с целью их развития и совершенствования.

Функции педагога трактуются как его обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

В учебно-воспитательном процессе проявляются сле­дующие взаимосвязанные функции тренера:


Административная(обеспечение наполняемости спортивной группы, создание условий для учебно-тренировочной деятельности, ведение планово-отчетной доку­ментации, осуществление связи со своим руководством, выше­стоящими органами и другими организациями).

• Стратегическая иэкспертная (осуществление кален-дарно-перспективного планирования учебно-тренировочной дея­тельности; установление возможных, отдаленных спортивных дос­тижений подопечных; определение характера и содержания подго­товки к предстоящим календарным соревнованиям; разработка в связи с этим тактико-технических приемов спортивной борьбы с учетом особенностей ожидаемых соперников).

Обучающая(вооружение техническими и тактически­ми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для из­бранного вида спорта).

Воспитывающая(развитие личностных свойств и ка­честв подопечных, нужных для успеха в спорте и необходимых для последующей после спортивной жизни; формирование и регулирование внутригрупповых отношений; помощь каждому воспитаннику в выработке жизненных целей и путей их дости­жения; осуществление поощрений и наказаний).

Представительская(выступление в качестве офици­ального лица, представляющего и защищающего интересы кол­лектива на соревнованиях и при разнообразных контактах с дру­гими организациями и группами; несение полной ответственно­сти за успехи, действия и поступки вбей группы и отдельных ее членов).

Требования к личности тренерасодержатся в тех каче­ствах, которыми он должен обладать.

• Предпосылками успешной работы служат: любовь к детям, увлеченность профессией, творческий характер мышле­ния, оптимизм.

• Моральные качества: моральная устойчивость, твердость и мужество; справедливость и самокритичность; терпение, искрен­ность и отзывчивость.

• Деловые качества: организованность и деловитость -точность и четкость в планах и действиях; аккуратность во всем


и личная внешняя опрятность; требовательность к себе и уча­щимся; целеустремленность и инициативность при достижении педагогических целей; решительность и настойчивость при ре­шении возникающих задач учебного, воспитательного и делово­го плана.

• Коммуникативные качества: основное качество - это интерес к человеку и любознательность; общительность и педа­гогический такт; наблюдательность, без чего трудно выбрать наилучший стиль и характер общения; выдержка и самооблада­ние в самых сложных педагогических ситуациях; находчивость как результат хорошего ориентирования в быстро меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте функции тренера. Какие из них, по вашем)' мнению, являются наиболее важными для педагогиче­ского процесса, а какие - наиболее сложными по их осуществле­нию и нуждаются со стороны педагога в саморазвитии и само­подготовке ряда личностных качеств (каких?) для успешного их осуществления?

2. Раскройте основные требования к личности и профес­сиональной подготовке тренера. Как создается и благодаря чему держится на высоком уровне авторитет педагога?

3. Что такое призвание педагога? Каждый ли может стать хорошим тренером? Приведите образцы педагогической добле­сти (на примере своего вида спорта).

4. В чем «изюминка» высказывания К.Д.Ушинского: «Как бы ни казались обширны требования, которые мы предъявляем воспитателю, но эти требования вполне не соответствуют обшир­ности и важности самого дела».

5. Составьте характеристику «идеального тренера» с це­лью последующего ее обсуждения.

Советы по подготовке к занятию:

Значительную помощь в осмысливании перечисленных функций и качеств может оказать следующая письменная рабо­та, предваряющая занятие: оцените по пятибалльной шкале у одного из ваших бывших или настоящих тренеров: а) степень


успешности выполнения им своих функций; б) уровень развития каждого из его качеств, указанных в требованиях к личности. Укажите, какие советы на этой основе вы могли бы ему дать.

Примечание: если эта работа выполняется на самом заня­тии, она может заменить пятый вопрос.

Литература дляподготовки: основная - 4, 8, 12, 14, 24; дополнительная - 3, 10; 29, 35, 38.

ТЕМА 16. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи занятия:1. Рассмотреть содержание профессио­нальной подготовки спортивного педагога и определить компо­ненты его профессиональной деятельности. 2. Изучить содер­жание способностей, которыми должен обладать педагог - об­щих и специальных, ведущих и опорных.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- содержание каждого из компонентов педагогиче­ской деятельности и перечень способностей, которые обеспечи­вают успешность этой деятельности;

уметь- раскрыть суть педагогических способностей, оценить степень их сформированности, в том числе у себя, с це­лью их совершенствования.

Педагогическая деятельностьесть система взаимосвя­занных систематизированных и последовательных действий пе­дагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В структуре педагогической деятельности выделяют относительно самостоятельные функ­циональные виды или компоненты деятельности педагога.

К психолого-педагогическим компонентам педагогиче­ской деятельности относят: проектировочный, конструктивный, ор­ганизаторский, коммуникативный, гностический. Успешность во­площения их в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах зависит от степени сформированности педагогических умений и развитости профессиональных способностей педагога.


 

Педагогические способности- предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности, осно­ванная на приобретении комплекса знаний, умений, навыков и соответствующем развитии личностных свойств и качеств. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения и применения способов и приемов педагогических действий. Ма­териальной основой способностей являются задатки.

Задатки- врожденные анатомо-физиологические осо­бенности организма, в том числе центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.

Высокий уровень развития способностей выражается по­нятиями таланта и гениальности.

Талант- высокая степень проявления способностей, по­зволяющая получать продукт деятельности, отличающийся но­визной, высоким совершенством и общественной ценностью.

Гениальность- высшая степень творческих проявлений личности, имеющая историческое значение для жизни общества.

Различают общие и специальные способности. Общие способности: интеллектуальные- восприятие, внимание, па­мять, мышление; академические- способность и потребность к широкому усвоению знаний в различных областях науки и культуры; творческие- вариативный подход к решению любой встречающейся задачи, постоянный поиск наиболее разумных и экономичных решений; двигательныеи ряд других. Они обес­печивают успешность формирования специальных способно­стей в конкретной области человеческой деятельности.

В соответствии с психолого-педагогическими компонен­тами педагогической деятельности выделяют следующие спе­циальные педагогические способности:

Проектировочные способностипроявляются в предви­дении результатов учебно-юспитательной работы, которое реализу­ется в полноценном планировании на четверть, полугодие, год и да­лее. Привходящими условиями являются: академическая подготов­ленность, владение диагностическими методами, хорошая наблюда­тельность и развитое конструктивное воображение.

Конструктивные способностипроявляются в умении выстраивать последовательную цепь частных целей и задач и


определять пути их решения в виде разработанной системы уро­ков и создания конспекта каждого отдельного занятия. Привхо­дящими условиями являются: научная подготовленность, знание опыта коллег и постоянный поиск наиболее эффективных реше­ний педагогических задач, базирующийся на глубоких знаниях, развитых психомоторных способностях(способность вникнуть в движение, понять и предусмотреть способы преодоления трудностей, которые могут испытывать обучаемые).

Организаторские способностивыражаются в четко­сти создания условий и упорядочении протекания учебно-воспитательного процесса, передачи информации, организации действий учащихся, собственного поведения. Различают веду­щие и опорные организаторские способности. К ведущимотносятся способности формировать коллектив, включать уча­щихся в разнообразные виды деятельности и воспитывать лич­ность активной в движении к целям саморазвития и самовоспи­тания. К опорным способностямотносятся наблюдательность, распределенность внимания. Наблюдательность- это способ­ность к непрерывному получению оперативной зрительной ин­формации о субъектах педагогического воздействия и обстанов­ке, в которой воздействие осуществляется. Распределенность внимания- это способность все помнить, включая собственные действия и поведение, все видеть, все контролировать.

Коммуникативные способностизаключаются в уста­новлении целесообразных взаимоотношений с воспитанниками и перестроении их в соответствии с развитием воспитанников и изменением требований к ним. Успешное проявление коммуни­кативных способностей базируется на целом ряде сопутствую­щих способностей и личных качеств. Это перцепция- способ­ность воспринимать состояние воспитанника по внешним при­знакам: выражению глаз, мимике, позе, характеру действий, то­нальности речи; эмпатия- отождествление себя с субъектом воспитания и как бы изнутри понимание его состояния. Сугге­стивные способностиосновываются на авторитетности, четко­сти и логичности речи педагога, что обеспечивает внушение воспитанникам своих мыслей, требований, установок путем преодоления или нейтрализации их критического отношения к


его словам. Экспрессивные способности- это выразительность и доброжелательность речи, воздействие ее на чувства и вызов положительных эмоций. Способность создавать благоприятные условия при общении обеспечивается тактичностью и мажор­ностью речи(окраской ее в бодрые, радостные тона с проявле­нием уважения к своим слушателям).

Гностическая (познавательная) деятельностьпедагога пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, все его компо­ненты, включая диагностику, прогнозирование итогов и глубокое, критическое осмысливание всего процесса и результатов работы. Успех обеспечивается прояачением таких интеллектуальныхоперационных способностей,как анализ и синтез, индукция и де­дукция, направленных на постоянный поиск более целесообразных и результативных путей решения всех проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога.

Вопросы и задания:

1.Раскройте понятия «педагогическая деятельность», «способности», «задатки», «талант», «гениальность». Приведите примеры талантливых и гениальных педагогов прошлого и со­временности.

2. Раскройте содержание проектировочной, конструктив­ной, организаторской, коммуникативной деятельности учителя физической культуры, тренера.

3. Оцените уровень проявления у себя, у вашего тренера (учителя ФК) профессионально-педагогических умений, пред­варительно ознакомившись с критериями их сформированности (приложение №10). На основе полученной информации опреде­лите пути формирования (совершенствования) у себя данных педагогических умений.

4. Какие общие способности обеспечивают формирова­ние специальных способностей? Назовите и раскройте их.

5. Назовите способности, которые входят в структуру специальных педагогических способностей.

6. В чем проявляются проектировочные и конструктив­ные способности? Назовите условия успешного проявления данных способностей и приведите примеры из практики вашего вида спорта.


7. Раскройте суть организаторских и коммуникативных спо­
собностей. Изучите уровень развития у себя данных способностей,
используя методики (приложение № 11), и определите пути воз­
можного их развития у себя.

8. Прочитайте диалог и ответьте на поставленные вопросы.
«Если в шестнадцать лет у меня еще не проявилось никаких

особых талантов, значит, ничего уже хорошего из меня не получит­ся» - сказал Сережа.

«Не отчаивайся, - возразил отец. - У Врубеля способно­сти проявились в двадцать семь лет, а у Аксакова еще позже - в пятьдесят».

«Так-то оно так. Но Моцарт уже в пять лет сочинял, а Пушкин начал создавать стихи, будучи семи - восьмилетним мальчиком. А мне уже поздно. Моцарт из меня все равно не по­лучится», - вздохнул Сережа.

Кто прав в этом диалоге? О каком качестве способностей не знает Сережа? Что ему делать?

9. В чем заключается гностическая деятельность педагога? Приведите примеры ее осуществления на основе одного из извест­ных вам занятий.

10. Оцените свою способность к эмпатии, используя мето­дику, представленную в приложении № 12. Предложите воз­можные пути повышения исходного уровня развития эмпатии.

Советы по подготовке к занятию:

Следует иметь в виду, что способности не сводятся к зна­ниям, умениям, навыкам педагога, хотя тесно связаны с ними и развиваются при их наличии. От способностей зависит быстро­та, легкость овладения деятельностью, оригинальность полу­ченных результатов. На проявление и развитие способностей огромное влияние оказывают различные качества личности: убежденность, волевые особенности личности, увлеченность, страстное отношение к деятельности, трудолюбие, работоспо­собность и др.

Помните, что способности формируются и развиваются в процессе деятельности и упражняемости. Зная это, готовьтесь к каждому семинару и практическому занятию, активно высту­пайте на них. Оцените уровень развития своих способностей по


 

10-балльной шкале, выявите наиболее слабые из них и составьте план по их самовоспитанию, работайте над собой. Помните -Вы талантливы.

Литература для подготовки:основная - 4, 8, 12, 38; до­полнительная - 14, 16, 23, 24, 28, 29, 32, 34, 35, 40.



2015-12-14 1320 Обсуждений (0)
ТЕМА 15. ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 15. ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ЛИЧНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)