ТЕМА 14. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Задачи занятия: 1.Изучить задачи дидактики физической культуры и спорта. 2. Рассмотреть основные классификации методов обучения применительно к обучению двигательным действиям и развитию познавательных способностей занимающихся. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны: знать- задачи дидактики и возможности методов обучения при решении разнообразных задач обучения двигательным действиям; уметь- на основе изучения какого-либо двигательного действия сформулировать последовательную цепь задач обучения и развития познавательных способностей и подобрать для их решения соответствующие методы. Задачи обучения: • Овладение специальными знаниями из области физической культуры и спорта, обеспечивающими здоровый образ жизни и личную гигиену, знание перспективной ценности изучаемых действий. • Развитие любознательности и познавательных способностей в области физической культуры и спорта. • Овладение умениями и навыками как в избранном виде спортивной деятельности, так и в широком диапазоне управления своими движениями. • Развитие личностных свойств и качеств, обеспечивающих успешность учебно-тренировочного процесса. • Формирование положительного отношения и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Решение этих задач осуществляется через содержание материала, организацию, принципы и методы обучения. Имеются два основных подхода к классификации методов обучения: I. По источнику,откуда черпаются знания. • Словесные методы:рассказ, беседа (эвристическая, закрепляющая, систематизирующая и обобщающая, проверочная), объяснение, описание, инструктирование, печатное слово. • Наглядные методы:демонстрация (живой показ движения, опосредованная наглядность), наблюдение, экскурсия, ограничители и регуляторы движения, образное и яркое слово. • Практические методы:упражнения реальные и идеомо-торные. II. Методы, ориентированные на воздействие и разви пользования слова и наглядности), репродуктивный(педагог побуждает учащихся к воспроизведению полученных знаний), проблемного изложения материала(педагог ставит учебную проблему, сам ее решает, раскрывая путь ее решения и показывая трудности и противоречия, которые при этом приходится преодолевать), частично-поисковый(педагог организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному решению поставленной учебной проблемы, задачи), исследовательский(то же, что и в предыдущем методе, но с большей степенью самостоятельной деятельности учащихся). Особого внимания требует метод «программированного обучения». Суть его - в составлении программы для обучаемых в виде определенного алгоритма двигательных или интеллектуальных действий. Каждый следующий фрагмент алгоритма задается только после полного усвоения предыдущего, что определяется сличением заданного с его исполнением. В теории управления (кибернетике) это называют «обратной связью». Она может быть внешней - от обучаемого к педагогу (или соответствующего технического устройства) или внутренней, когда обучаемый сравнивает свое исполнение с имеющимся у него знанием или чувственным образом заданного движения. У программированного обучения имеются как свои преимущества, так и существенные недостатки, поэтому применение этого метода не может носить универсальный характер и ограничено логикой конкретной учебной задачи. Вопросы и задания: 1. Назовите методы, которые могут формировать положительное отношение к изучаемому материалу. 2. Перечислите методы, обеспечивающие получение знаний об изучаемом действии. 3. Приведите примерную последовательность методов, применяемых при формировании образа изучаемого действия. 4. В чем суть программированного обучения, и какое применение оно может иметь при обучении двигательным действиям? 5. В каких случаях и для решения каких задач целесообразно применять частично-поисковый и исследовательский методы обучения? 6. Разработайте последовательную систему методов обучения какому-либо действию из вашей спортивной специализации. Советы по подготовке к занятию: Следует обратиться к предыдущему занятию - принципам обучения, поскольку они определяют характер учебных задач. Готовя ответы на вопросы 3, 5 и 6, начните с выяснения, реализацию каких принципов необходимо осуществить, с этих позиций наметьте последовательную систему микрозадач и подберите методы для их решения. (При планировании первоначального обучения двигательному действию обычно ориентируются на три принципа: сознательности, наглядности и доступности). Вопрос 6 является самостоятельной домашней письменной работой, подводящей некоторый итог изучению раздела дидактики. Литература для подготовки:основная - 25, 26, 30; дополнительная - 2, 27, 28, 42, 43.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |