Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о речевой деятельности



2015-12-13 2843 Обсуждений (0)
Понятие о речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава I. ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык как знаковая система. Функции языка

Языком называют определенный код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней:

-фонетического (звуки, интонация);

-морфологического (части слова, корень, суффикс и др.);

-лексического (слова и их значения);

-синтаксического (предложения).

Так как русский язык, как и любой другой язык, является знаковой системой, то перечисленные единицы являются знаками для передачи информации.

Языковая знаковая система является средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, тогда как специальные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного. Таким образом, выделяют два типа знаков: естественные (знаки-признаки), которые неотделимы от предметов, явлений, они их часть и искусственные (знаки-информанты). Искусственные (коммуникативные или информативные) знаки создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений, служат средством общения и передачи информации.

Информативные знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, а способ выражения – означающее. Языковой знак, как и любой другой, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Он указывает на какой-то предмет, событие, качество и т. д., когда об этом начинают говорить или писать. Основным знаком языка считается слово. Оно способно входить в модель предложения, в состав высказывания. Слово – это самостоятельный языковой знак, замещающий понятие или предмет. Передавать любую мысль, информацию способно предложение, которое является высшей знаковой единицей. Предложение (как и высказывание, текст) – составной знак разной степени сложности. Минимальным, несамостоятельным знаком является морфема, которая, как и фонема, не участвует в формировании и передаче языковой информации.

Язык по своей природе полифункционален, он имеет дело с информацией – с ее созданием, хранением и передачей, и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и взаимосвязаны между собой. Выделяют следующие функции языка:

- коммуникативная – средство общения;

- познавательная (когнитивная) – средство сознания и формирования мышления индивида и общества;

- аккумулятивная – сохранение и передача информации (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты, устное народное творчество);

- эмоциональная – выражение внутреннего состояния говорящего;

- волюнтативная – функция воздействия на слушателей;

- магическая – представление о магической силе слов, способных изменить ход событий (заговоры, заклинания, ворожба и т. д.);

- поэтическая – язык как материал и форма художественного творчества.

Таким образом, знаковая система служит средством общения и представлена разными формами существования, которая реализуется, в частности, в разных функциях языка, в устной и письменной речи.

Понятие о речевой деятельности

 

Под речью понимается деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии.

Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и сложной. Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для её осуществления требуется коллектив. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память. Помимо непосредственных участников – говорящего (адресант) и слушающего (адресат), обычно меняющихся ролями, необходим

-предмет речи – т.е. то о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией;

-знание языка;

-само высказывание. Именно оно оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные составляющие речевой деятельности.

Речевая деятельность есть процесс, который складывается из следующих деятельностных актов:

1 этап речевой деятельности – это внутренний план высказывания;

2 этап – порождение, структурирование высказывания;

3 этап – говорение.

Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. Продуктом речевой деятельности также становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Если язык существует независимо от того, кто на нем говорит, то речь всегда привязана к говорящему. Важную роль играет качество речи говорящего, уровень его коммуникативной языковой компетенции. Под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств:

-лингвистический компонент предполагает знание языковой системы как таковой;

-социолингвистические знания и умения подразумевают владение социальными нормами (речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп);

-прагматический компонент языковой компетенции предполагает навыки использования языковых средств в определенных функциональных целях, распознавания разных типов текстов. А также умения выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.

По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, грубая, льстивая), её целевое назначение (речь убеждающая, информативная, агитационная), её коммуникативную значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, оригинальная), отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвастливая, угрожающая).

При речевой деятельности, при общении должны быть:

-общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;

-общая тема разговора;

-общий язык, с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы и реализовать их. Общение –это сложный процесс взаимодействия людей. Основные единицы речевого общения – речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Речевая ситуация помогает понять смысл высказывания, конкретизирует время ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа «я», «сейчас, «ты» «здесь», «там», «вот» и др. Она позволяет правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:

1. Мне нездоровится

-Я не хочу с вами разговаривать

-Вызовите поскорее врача

-Я не буду выполнять эту работу.

-Оставьте меня в покое

2. Я приду завтра.

-Объявление (утверждение)

-обещание

-угроза

Основная единица речевого общения – речевое событие. Речевое событие – это некое законченное целое со своей формой структурой, границами (школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в магазине и т. д.). Речевое событие составляет два главных компонента:

1. Словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что её сопровождает (жесты, мимика, движения) и др.

2. Условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, т. е. живую речь, взятую в событийном аспекте, называют дискурсом. Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика, жесты). Вторая составляющая речевого события – это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Таким образом, речевое событие – это дискурс плюс речевая ситуация.

Речевое взаимодействиепредставляет собой оченьсложное явление: содной стороны – это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, её декорирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербальной, мимикой, жестами, поведением и т. д.).

В процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила представляют (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Организационные принципы речевой коммуникации:

-принцип последовательности. Он предполагает смысловое соответствие ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика вопрос, то вторая ответ; приветствие сопровождается приветствием и т. д. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

-принцип предпочитаемой структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Согласие сопровождается без промедления, несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами.

Например:

1. -Я прошу вас выполнить работу к завтрашнему дню

-Хорошо

2. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню (Пауза)

-Я бы с удовольствием, но знаете ли…

Основные принципы ведения разговора:

-принцип последовательности;

-принцип предпочитаемой структуры;

-принцип кооперации (сотрудничества);

-принцип вежливости.

Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Выделяют 4 категории – количества, качества, отношения и способа:

-категорию количества связывают с объемом информации: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется;

-категория качества – твое высказывание должно быть истинным;

-категория отношений – не отклоняйся от темы разговоры;

-категория способа – выражайся ясно, избегай непонятных и неоднозначных выражений.

Принцип вежливостивключает несколько правил:

-правило такта «не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника»;

-правило великодушия «не следует связывать партнера обязательствами…»;

-правило одобрения, позитивности в оценке других «не осуждайте других»;

-правило скромности «не будьте высокомерны»;

-правило согласия «старайтесь избегать конфликтов»;

-правило симпатии « демонстрируйте пожелание по отношению друг к другу».

Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта. Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс – коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение. Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

 



2015-12-13 2843 Обсуждений (0)
Понятие о речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о речевой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)