Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка к выступлению



2015-12-13 455 Обсуждений (0)
Подготовка к выступлению 0.00 из 5.00 0 оценок




Овладение ораторским искусством процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. д.). Поэтому важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям.

Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д. При подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяет пять основных этапов разработки публичной речи:

1) инвенция (лат. – изобретение) – создание речи;

2) диспозиция (лат. – расположение) – построение речи;

3) элокуция (лат. – выражение) – языковое оформление речи;

4) мемориа (лат. – память) – запоминание речи;

5) акцио (лат. – действие) – произнесение речи.

1. Создание речи

- Выбор темы.

- Определить цель выступления.

- Подбор материала, его изучение и анализ (источники: официальные документы, научная и научно-популярная литература, художественная литература и т.п.).

- Разработка плана выступления.

- Работа над композицией.

- Написание текста выступления.

- Овладение материалом выступления.

2. Построение речи

- Индукция – изложение материала от частного к общему.

- Дедукция – изложение материала от общего к частному.

- Метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов.

- Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, которую затрагивает оратор.

- Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

- Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание тех изменений, что происходили с течением времени.

3. Языковое оформление речи

- Лексические средства выразительности:

Тропы: гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, аллегория, перифраза (парафраз), аллюзия, фразеологизмы.

- Синтаксические средства выразительности: фигуры (оборот речи), риторический вопрос, повтор, антитеза, инверсия, градация.

4. Запоминание речи

- Зрительное запоминание: схемы, картинки, графики.

- Слуховое запоминание: многократное произнесение текста вслух.

- Моторное запоминание: разработка жестов для всех частей речи.

5. Произнесение речи

- Темп речи (около 120 слов в минуту).

- Интонация.

- Чистота произношения, дикция.

 

Аудитория

В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединённых интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого общения.

Характеристики аудитории:

1. Однородность (неоднородность) – социально-демографические признаки: пол, возраст, национальность и т.п.

2. Количественный состав.

3. Мотив действия

- интеллектуально-познавательного плана;

- морального плана;

- эмоционально-эстетического плана.

Приёмы управления аудиторией:

- прямое требование взаимопонимания, обращение с неожиданным вопросом;

- тайна занимательности;

- вопросно-ответный ход;

- юмор;

- приём сопереживания;

- апелляция к речи предыдущего оратора;

- апелляция к событиям (оратор обращается к событиям, имеющим определённую значимость для аудитории);

- ссылка на авторитеты или известные источники;

- голосовые приёмы (повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи).

Виды аргументов

Чтобы доказать аудитории правильность выведенных положений в публичном выступлении, убедить их в истинности, в процессе общения используются:

 

  Виды аргументов и доводов  
     
Логические аргументы - теоретические или эмпирические обобщения и выводы; - ранее доказанные законы науки; - аксиомы и постулаты; - определения основных понятий конкретной области знаний; - утверждения в фактах.   Психологические доводы - довод к чувству собственного достоинства; - довод от сочувствия; - довод от обещания; - довод от осуждения; - довод от недоверия; - довод от сомнения и т. п.
             

 

Разговорная речь

Язык выполняет три основные функции: общение; сообщение; воздействие.

Для разговорной речи (разговорного стиля) главной является функция общения. Основные стилевые черты разговорной речи проявляются в условиях

- неофициальности, непринуждённости общения;

- непосредственного контакта говорящего и слушающего;

- общения в режиме реального времени (в том числе и в режиме онлайн в Интернете).

Речевое событие происходит при взаимодействии как минимум двух лиц: адресата и адресанта речи. В момент речи, в зависимости от реакции собеседника, выбираются подходящие средства выражения мыслей и чувств, варьируются интонации, темп говорения, высота и интенсивность тона. Имеют значения все невербальные компоненты коммуникации: позы, мимика, жесты, взгляды, дистанция между собеседниками.

Следовательно, разговорную речь характеризуют:

- отсутствие предварительного обдумывания высказывания, его неподготовленность, спонтанность, ситуативность;

- эмоциональность, экспрессивность;

- наличие невербальных средств общения.

Характерные особенности разговорной речи отражены на всех уровнях языковой системы:

1) её звучание в обиходно-бытовых ситуациях отличается неполнотой, «усеченностью», «стертостью» произношения (чё – что, щас – сейчас), интонации более богаты и разнообразны, чаще меняется темп речи;

2) широко употребляется обиходно-бытовая лексика, фразеология; грамматика и словообразование имеют специфические черты (экономия речевых средств: маршрутка – маршрутное такси, зачётка – зачётная книжка, универ – университет), преобладают простые предложения, в речь активно включаются обращения, частицы, междометия;

3) активно используются повторы, вставные и присоединительные конструкции.

 

Приложение

Анализ текста

1. Определение текста (целое речевое произведение в устной и письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому). Сложное синтаксическое целое – несколько предложений, объединенных единством темы сообщения.

Информативность

а) содержательно-фактуальная (сообщение о фактах, событиях, процессах объективной действительности);

б) содержательно-концептуальная (авторское понимание содержания сообщаемого, основная мысль текста);

в) содержательно-подтекстовая (скрытая информация, извлекаемая из текста).

Связность

Смысловая связность (единство темы, повтор ключевых слов).

Логическая связность (использование различных языковых средств).

Коммуникативная связность (рема (новое) предыдущего предложения становится темой (данное) последующего).

Композиционная связность (последовательность расположения информативных частей и предложений внутри этих частей).

Членимость

а) объемно-прагматическая (от тома до абзаца);

б) контекстно-вариативная.

Структурные единицы

- заглавие;

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная часть.

6. Линейность (логика изложения, содержание и перспектива высказывания).

7. Тема текста (о чем говорится в тексте).

8. Прагматическая установка (основная мысль текста).



2015-12-13 455 Обсуждений (0)
Подготовка к выступлению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка к выступлению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)