Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Три аспекта бытия науки



2015-12-13 1289 Обсуждений (0)
Три аспекта бытия науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Науку можно рассматривать с разных сторон:

1. Наука как вид познавательной деятельности: ФН пытается ответить на след.вопросы: 1) Что такое «научное знание»? 2) Как отличить его от псевдонаучного? 3) Как устроено научное знание? 4) Каковы принципы его организации и функционирования? 5) Как формируются научные дисциплины? 6) Чем дисциплины отличаются друг от друга?

Наука возникает из практ.деят-ти людей. Она является непосредств. продолжением обыденного, стихийно-эмп.познания. Эти знания основывались на здравом смысле, кот.оказался неспособным во всех случаях, когда ему приходилось выходить на рамки обыд.жизни, он основывался, скорее, на вере, чем на аргументированном, доказательном знании. Более того, обыд.знание бессистемно. В отличие от него наука по мере развития начинает постепенно опережать практику благодаря тому, что вместо непосредственного иссл-я свойств явлений, она начинает строить теор.модели с помощью абстрактных и идеальных моделей. Проверка – эксперимент.методом. Для поиска и проверки новых истин в науке используются спец.теор.и эмп.методы и тех.средства. Основные системообразующие факторы, способствующие превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности: 1) ее ориентация на объект.характер закономерностей изучаемых предметов; 2) реальность законов исследуемых явлений позволяет четко выделить предмет; 3) возм-ть опережающего иссл-я объектов, не охвач.текущей практикой. Но надо учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Поэтому наряду с научными методами познания есть и вненаучные (в искусстве, фил-и и т.д.)

Наука — это когнитивная, познавательная деят-ть. Любая деят-ть — это целенаправл., структурированная активность. Структура любой деят-ти состоит из 3 основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае науч.деят-ти цель — получение нового науч.знания, предмет — имеющаяся эмп.и теор. информация, средства —методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы. Современная науч.деят-ть не сводится, однако, к чисто познават. Она является существенным аспектом инновационной деятельности, направленной на создание новых потребительных стоимостей. Как часть инновационной деятельности наука представляет собой последовательную реализацию следующей структуры: фундаментальные иссл-я, прикладные иссл-я, полезные модели, опытно- конструкторские разработки. Только звено «фундаментальные иссл-я» имеет своей непосредственной целью получение новых научных знаний об объектах; при этом в общей структуре инновационной деятельности они занимают не более 10% всего объема науч.иссл-й.

2. Наука как мощная соц.сила: много людей, орг-й, ресурсов соединяются и влияют на колоссальное количество людей. ФН пытается ответить на след.вопросы: 1) В каких формах сущ-т науч.знание? 2) Как оно циркулирует в обществе? 3) Каково влияние науки на общ-во? 4) Каков соц.статус ученого и чем он определяется? 5) Какие нужно создать условия, чтобы науки развивались? 6)Что нужно сделать, чтобы результаты науки успешно внедрялись в практику?

Наука как соц.институт стала формироваться в 17-18 вв., когда впервые появились науч.общества, академии и спец.науч.журналы. Первоначально научными иссл-ми занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с 18 века наука постепенно превращается в особый соц. институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 в. и продолжавшийся до сер. 19 в., привел к дисц.построению научного знания, благодаря ему каждая научная дисциплина стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже изучить свой предмет. На рубеже 19-20 вв. достижения науки начинают все больше применяться в мат.произ-ве и соц.жизни, а во второй половине 20 в. наука превращается в непоср.производит.силу. Именно достижения науки определили возникновение НТР в 20 в., которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации. На каждом ист.этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества.

Функционирование науч.сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутр.ценностей, присущих данной соц. структуре научно-тех. политики общества и г-ва, а также соотв.системы законодат.норм. Р. Мертон считал, что наука как особая соц.структура опирается в своем функционировании на 4 ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

Императив универсализма утверждает внеличностный, объективный характер научного знания. Надежность нового научного знания определяется только соответствием его наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Императив коллективизма говорит о том, что плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Они всегда являются результатом коллективного научного сотворчества, т.к. любой ученый всегда опирается на какие-то чужие идеи. Императив бескорыстности означает, что главной целью деят-ти ученых д.б. служение Истине. Императив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматич.утв-е Истины в науке, но, напротив, вменяет в проф.обяз-ть ученому критиковать взгляды своих коллег, если на то есть основания. Т.е. необходимо относиться и к критике в свой адрес как к необх.условию развития науки. Императив эмоциональной нейтральности запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии, антипатии и т. п.

Необходимо сразу же подчеркнуть, что изложенный подход к научному этосу есть чисто теор., а не эмп., ибо здесь наука опис-тся как некий теор.объект, сконструированный с точки зрения должного его существования. В своей повседневной профессиональной деятельности ученые постоянно находятся в состоянии выбора между полярными поведенческими императивами. Так, ученый должен: • как можно быстрее передавать свои результаты научному сообществу, но не обязан торопиться с публикациями, остерегаясь их «незрелости»; • быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде»; • стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других; • прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество; • быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.

Одним из важнейших открытий в области исследования науки как соц.института явилось осознание того, что наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и противоречат друг другу. Совр.наука - это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, орг-ций и учр-й - от лабораторий и кафедр до гос.институтов и академий, от дисциплинарных сообществ до национальных научных сообществ и международных объединений. Все они связаны мириадами коммуникационных связей как между собой, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой и др.).

3. Наука как сфера чел.сущ-я, как социокульт.феномен. ФН пытается ответить на следующие вопросы: 1) Каков генезис (исторические формы) науки? 2) Какие исторические этапы она прошла? 3) Какие в ней существуют традиции? 4) Как наука связана с политикой, религией, демографией? 5) Можно ли с помощью науки определить исторические пути развития человека и человечества? 6) Может ли наука давать прогнозы, если может – то насколько длительные?

Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия и т.д.), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, 1) многообразные ее связи и вз-я с др. компонентами культуры; 2) раскрыты специфич.особ-и, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и соц.институтов.

Научное знание - система знаний. Научное знание: - является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; - социально обусловлено; - обладает различной степенью достоверности. Наука как специфический тип знания. Главная проблема здесь – выявление признаков, которые необходимы для отличения научного знания от вненаучных. Обычно называют такие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость).

 



2015-12-13 1289 Обсуждений (0)
Три аспекта бытия науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Три аспекта бытия науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)