Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 3. Основные гносеологические концепции Античности и характер античной науки



2015-12-13 1591 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Основные гносеологические концепции Античности и характер античной науки 0.00 из 5.00 0 оценок




История – это смена неких концепций о знаниях, смена парадигм, смена образцов постановки и решений научных проблем. Т.Кун в работе «Структура научных революций» выделяет следующие парадигмы: - онтологическая; - гносеологическая; - антропологическая (экзистенциальная).

Онтологическая парадигма научного знания зародилась еще в античности.

Первое изложение предложил Парменид из Элеи, 6-5 века до н.э., трактат «О природе». Суть его работы может быть изложена в двух тезисах: 1) Бытие есть. Небытия нет; 2) Мыслить и быть – одно и то же. Что сущ-ет, может быть мыслимо, что не сущ-ет – не может быть мыслимо.

Парменид тем самым заложил антич.традицию рассм-ть мир сущего с т.зр. бытия. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Более широко, основные его тезисы могут быть расшифрованы так:

• Помимо Бытия нет ничего. И мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

• Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

• У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.

• Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

• Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга - небытием, его нет.

• Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит, части отграничены друг от друга Небытием. Его - нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

• Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие.

• Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Природа, культурные процессы – сущее, наша фантазия – тоже сущее (см. кентавр). Демокрит, Платон и Аристотель.

Парменид дал первую онтологию, на основании которой можно составить определенные представления о его гносеологии. Идея изменения предполагает, что нечто начинает сущ-ть, а нечто прекращает (яблоко, становясь красным, перестает быть зеленым). Т.е. есть небытие. Парменид знал, что наши органы чувств свид-т о разнообразных изменениях, а разум говорил ему, что изменение невозможно. Парменид утверждал, что мы должны верить разуму, разум прав, а чувства обманывают нас. Впервые в истории человек настолько доверился логич.мышлению, что его не могли поколебать даже рез-ты чувств.наблюдения. Парменид был первым рационалистом, т.е. первым внес вклад в развитие логич.мышления. Парменид: разум постигает реальное как нечто покоящееся (и единое). Чувства дают нам только нереальное, которое находится в состоянии изменения и множественности. У него чувственных объектов не существует, реальность может быть познана только разумом.

Первые представления о познании складываются в первой половине 5 века до н.э. Демокрит из Абдера – 5 век до н.э., его друг и учитель Левкипп из Абдера или из Милета – античные атомисты. Их концепция базируется на признании двойственности бытия: атомы (неделимое) и пустота. Атом не содержит пустоты, это неделимая самодвижущаяся частица. Они имеют особенность – отклоняться от своей траектории, вокруг них – пустота, ибо если нет пустоты, то и нет движения (Парменид). Все тела – сов-ть атомов и разделяющих их пустот. Единение атомов – жизнь тел, разделение – смерть.

Атом – неделим, частица вещества, обладающая истин.бытием, не разрушающаяся и не возникающая. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте) хаотично, сталкиваются и вследствие соотв-я форм, размеров, положений либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и т.о. производят сложные тела. Само же движение - свойство, ест-но присущее атомам. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным». Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена, «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота. Основным методологич. принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Это принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Выводы: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. По существу, отсюда следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения. Демокрит - сторонник концепции множ-ти миров. Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояния между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются.

Демокрит: Есть два варианта познания. Темное познание – с помощью чувств, истинное- с помощью разума. Знание вещей представлялось следующим образом: вещи = атомы + пустота. Каждая вещь испускает образы (своего рода атомы-посредники), которые воздействуют на наши органы чувств (темный род познания, поскольку органы чувств дифференцированы, они по-разному воспринимают вещи). Возникают определенные эффекты, которые воспринимаются нами как свойства, принадлежащие объектам, и они кажутся обладающими цветом, запахом. Но объект не может обладать такими свойствами, объект имеет только такие свойства как протяженность, форма, плотность, но не цвет, запах или теплота. Чувственное познание затем переходит в истинное, так как разум узревает сущность вещей, узрение умом образов.

Платон из Афин – (427-347) с его точки зрения мир явлений ничто иное, как единство идей и материи. Помимо чувственно воспринимаемых вещей сущ-ет нечто, что мы понимаем, хотя и не можем чувственно воспринимать. Это нечто является идеями (идея окружности, идея треугольника). Они не чувственно воспринимаемы, они постигаются с помощью рассудка. Отд.треуг-к или отд.окр-ть явл-ся преходящими представлениями соотв.идей. В противоположность им идеи неизменны и всеобщи. Онтологический дуализм: идеи и чувственно воспринимаемые вещи. Идеи не сущ-ют во времени и пространстве. Для людей не сущ-т противоречия между воспринимаемым органами чувств миром и миром идей. Процесс познания реализуется в форме непрекращающегося взаимодействия между созерцанием идей и жизненным опытом в чувственном мире. Чувственные вещи изменяемы и несовершенны, знание о них не является совершенным знанием. Объективное знание возможно только об идеях. Путем размышления о нашем чувственном опыте и о способах его языкового представления мы можем приблизиться к этому объективному знанию, поскольку идеи в нек.смысле лежат в основе наших предст-й и чувств.вещей. Душа чел-ка принадлежит к миру идей, а тело – к чувств.миру, значит, человек принадлежит к обоим мирам. В течение предсуществования, когда душа обитает в мире идей, она способна непосредственно видеть идеи. Когда она обретает физическое тело, она забывает то, что знала. Любой акт обучения от рождения до смерти – вспоминание, переоткрытие, когда мы вновь узнаем идеи за чувств.вещами (например, идею окружности за фигурами). Не все души способны вспомнить идеи, только избранные.

Существует три мира:

1. мир идей (эйдосов) 2. мир материи 3. мир явлений (сущего) – наложение идей на материю. Познание сущего – узрение в сущем (вещи) ее идеи (эйдоса). Само узрение – припоминание (воспоминание душой эйдоса), т.к. истинная сфера существования души – мир идей. Она все знала в мире идей, но, попав в мир вещей, всё забыла. Теория познания расписывается в двух «Диалогах»: Диалог «Менон» и «Государство», где Платон устами Сократа рассказывает путь души. Человеческий разум имеет два уровня: 1. разум – высший уровень 2. рассудок – более низкий 3. чувства и память – ниже.

С помощью чувств он соприкасается с материальными вещами, с помощью мышления соприкасается с миром идей. Разум – божественное в нас. Божественный разум никогда не ошибается. Если человеческий разум используется сам по себе, то он тоже никогда не ошибается. Но он соседствует с рассудком, который его сбивает. Разум дает знания, рассудок – мнения. Знания – это восприятие души, в отношении которого рассудок бессилен; это способность восприятия какой-либо вещи или многих вещей, не подвластных рассудку. Это истинное рассуждение, непоколебимо закрепленное в разуме. Мнение – это восприятие, поддающееся воздействию рассудка. Это мысль, впадающая под влиянием рассуждения, то в ложное представление, то в истинное. Истина – это то, что приходит нам от богов, ее открывают только избранные богами.

Аристотель из Стагиры (384-322) первым разработал учение о формах мышления, которое оформилось в логику (о путях познания), он называл эту работу «Аналитика». Учение об умозаключениях (силлогистика) и учение о док-вах. Первое систематич.иссл-е понятийного аппарата философии (категории). Аристотель разработал правило опровержения (теория аргументации). Теория форм мышления показывает, в каких формах протекает процесс познания и вводит обоснованное различение между истинным и ложным знанием. Его логика в качестве основы имеет онтологию.

Аристотель пришел к выводу, что идеи не могут обладать никаким независимым от вещей существованием. Идеи существуют только "в" вещах, где они познаются мышлением. Аристотель утверждает, что субстанции являются тем, что действительно сущ-т. Но свойства и виды обладают относит.сущ-ем, поскольку они сущ-т в субстанциях или с субстанциями (отд.вещами). Для Платона чувств.опыт является несовершенной формой познания. Истинное познание есть постижение идей. И это постижение идей предполагает усмотрение мира идей за чувств.миром. Для Аристотеля чувств.опыт имеет более положит.значение. То, что сущ-т, и единств., что сущ-ет, это, прежде всего, отд.вещи (субстанции). Но мы с помощью мышления в состоянии выделить общие формы в этих вещах с помощью абстрагирования. Др.словами, для Аристотеля чувств.опыт и мышление более равноправны, чем для Платона. Для Аристотеля познание начинается с чувств.опыта. Однако, размышляя о нем, например, о чувств.восприятиях различных лошадей, человек может познать форму "лошадь", которая существует во всех отд.лошадях. Фил.познание становится возможным в результате дальнейшего размышления о формах. Можно сказать, что Аристотель трактовал различные теор.науки в качестве разных степеней абстрагирования от обыденного опыта. В мире повседневной жизни мы обладаем непоср.чувств.опытом мат.вещей. Физика абстрагируется от различных несущественных свойств. Ее объектом является не конкр.камень здесь и теперь, но камень как физ.объект с опр.весом и движением. Математика представляет следующую степень абстрагирования - на этот раз от мат.свойств вещей, так что вещи выступают только как геометрич.формы или числовые значения (числа). Наконец, в ходе дальнейшего абстрагирования мы приходим к метафизике, которая исследует полностью универсальные принципы и свойства.

Аристотель как бы движется "вверх" посредством абстрагирования от чувственного опыта. Напротив, начав в некотором смысле "сверху", Платон спускается "вниз", в чувственно воспринимаемый мир. Но этот спуск является реализацией идей. Мы, согласно Платону, не можем начинать с идей. Эта предпосылка, которая диалектически становится "верхом" лишь через познание присутствия идей в вещах, то есть через их опредмечивание спуском. Определенным и надежным является именно диалектич.постижение идей, когда оно уже приобретено. Мы спускаемся "вниз" через математику, физику и гуманитарные науки к более изменчивым объектам, познание которых становится все более ненадежным и неопределенным.

Для Аристотеля первый шаг в познават.процессе заключается в восприятии нашими чувствами отд.вещей. Следующий шаг состоит в постижении существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Далее, существенное и общее выражаются в определении, например, "лошади" как вида. Если мы имеем определение существенных свойств вида, то мы обладаем познанием более высокого уровня, так как теперь его объект неизменяем и существенен. Следовательно, Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс абстрагирования, который ведет к выявлению того, что является существенным и общим.

Хотя Аристотель утверждает, что именно отдельные вещи, субстанции обладают самостоятельным сущ-ем (тезис его онтологии), но он также считает, что знание, которое мы должны искать, является знанием существенных и общих свойств (тезис его эпистемологии).

После перехода (своего рода индукции) от познания отдельного к познанию общего и существенного происходит познание сущности в форме логически общезначимых выводов (дедукции), которые позволяют получать другие истинные утверждения. Если мы знаем, что лошадь является млекопитающим и что Пепел является лошадью, то мы можем вывести, что Пепел является млекопитающим. Аристотелю принадлежит заслуга разработки силлогистики как учения об общезначимых и необходимых заключениях подобного вида.

«Бытие обуславливает познание» - это девиз онтологической парадигмы!



2015-12-13 1591 Обсуждений (0)
Вопрос 3. Основные гносеологические концепции Античности и характер античной науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 3. Основные гносеологические концепции Античности и характер античной науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)